г. Москва |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А40-112578/12-20-582 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" февраля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2012 по делу N А40-112578/12-20-582, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению Открытого акционерного общества "Международный Аэропорт Шереметьево" (ОГРН 1027739374750; 141426, Московская область, г. Химки, аэропорт Шереметьево) о признании недействительным Решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (ОГРН 1027743056030; 125239, г. Москва, проезд Черепановых, д. 12/9, стр. 1) от 12.09.2011 г. N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Тихонова М.В. по дов. N 522 от 04.10.2012
от заинтересованного лица - Олисаев К.А. по дов. N 03-20/4 от 09.01.2013
УСТАНОВИЛ:
Решением от 16.11.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Открытым акционерным обществом "Международный Аэропорт Шереметьево" требования. Признано недействительным Решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 12.09.2011 г. N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) 197 115, 20 руб., вынесенное в отношении ОАО "Международный Аэропорт Шереметьево". Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Международный Аэропорт Шереметьево" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 проведена камеральная налоговая проверка по результатам которой Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки N 1721 от 03.08.11г. и 12.09.2011 г. принято Решение N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения Решением Управления ФНС России по г. Москве от12.01.2012 г. В ходе проведения проверки налогоплательщику было выставлено требование N 960 от 13.01.12г. об уплате штрафа в сумме 197 115, 20 руб. ОАО "Международный Аэропорт Шереметьево" обратилось к налоговому органу о зачете переплаты по НДС в счет погашения указанного штрафа (письмо от 26.01.11г. NТЗ-0336). 21.04.11г. заявителем представлена в Инспекцию уточненная (корректировка N2) декларация по НДС за 3 квартал 2010 г., согласно которой Обществу необходимо доплатить в бюджет НДС в сумме 985 576 руб. У Общества имелась переплата по НДС за периоды: 4 квартал 2009 г. в сумме 314 680 592 руб., 1 квартал 2011 г. в размере 7 834 094 руб. НДС за указанный период был уплачен Обществом (с переплатой) 20.04.11г., т.е. на дату представления уточненной декларации в налоговый орган указанная переплата не была зачтена в счет иных задолженностей по НДС и сумма недоимки за 3 квартал 2010 г. (985 576 руб.) была значительно меньше суммы переплаты за 4 квартал 2009 г. (314 680 592 руб.).
Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, если к моменту подачи уточненных налоговых деклараций у общества имелся НДС к возмещению, подлежавший зачету в погашение недоимки по налогу на основании статьи 176 Кодекса, штраф за совершение правонарушения, определенного статьей 122 Кодекса, с организации, не может быть взыскан. Представление уточненной декларации с указанием сумм налога, подлежащих доплате, само по себе не свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности только при условии наличия фактической недоимки. Данный правовой подход согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04.09.07г. N 2808/07, в котором указано, что по смыслу пункта 4 статьи 81 Кодекса, в случаях, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если это заявление сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, установленных пунктом 1 данной нормы Кодекса, либо о назначении выездной налоговой проверки, и на момент подачи такого заявления у него имелась переплата налога (сумма НДС к возмещению), достаточная для погашения задолженности по недоимке и пеням. Нарушение Инспекцией порядка зачета излишне уплаченного налога привело к искусственному созданию условий, повлекших необоснованное привлечение общества к налоговой ответственности. Таким образом, налоговый орган 22.04.2011 принял решение о зачете переплаты в размере 314 680 592 руб. за 4-ый квартал 2010 г., т.е. за период, следующий за проверяемым 3-им кварталом 2010 г., чем намеренно искусственно создал условия, повлекшие необоснованное привлечение общества к налоговой ответственности. Инспекция обязана была зачесть указанную переплату в размере 314 680 592 руб., за 4-ый квартал 2009 г. в счет уплаты НДС в размере 985 576 руб., по уточненной декларации за 3-й квартал 2010 г. При применении ответственности Инспекцией не учтено, что в результате пересчета обществом налоговых обязательств в отдельных налоговых периодах не возникло недоимки перед бюджетом, поскольку она перекрывалась суммой налога к возмещению из бюджета за предшествующий период. На требование Инспекции от 27.04.11г. N 4493 Общество пояснило, что причиной подачи уточненной налоговой декларации по НДС (корректировка N2) от 21.04.11г. явились дополнительно отраженные в бухгалтерском учете счета-фактуры на сумму НДС в размере 985 576 руб., предъявленные в 3-ем квартале Государственной Думе РФ, на общую сумму 5 475 423 руб.
Согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибок. В данном случае Инспекция решением N 518 от 12.09.11г. привлекла ОАО "Международный Аэропорт Шереметьево" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, посредством взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченного налога - 197 115 руб. 20 коп. При этом налоговый орган не учел, что налогоплательщиком была подана уточненная декларация по НДС с возмещением НДС более 300 миллионов рублей, за 4-й квартал 2009 г. камеральная проверка указанной декларации 21.04.2010 уже была завершена, что следует из Решения N 459 от 22.04.2011 г. то есть на момент подачи спорной уточенной декларации по НДС за 4 квартал 2010 г. При этом сведения, отраженные в поданных одновременного уточненных налоговых декларациях, должны учитываться налоговым органом с целью выявления реального размера задолженности перед бюджетом по конкретному налогу, либо размера переплаты по налогу. В противном случае, при рассмотрении отдельной декларации и без учета остальных, указанные сведения будут иметь искаженный и недостоверный характер. В данном случае суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод о том, что при представлении в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по НДС с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет и суммой к возмещению ин НДС из бюджета, задолженности перед бюджетом (с учетом размера сумм) не возникает. При наличии в налоговом органе уточненной налоговой декларации. С заявленным к возмещению НДС, право на вычет возникает не с момента принятия решения о возмещении НДС, а гораздо раньше, по итогам налогового периода. Статья 176 НК РФ, устанавливающая порядок возврата переплаты, не устанавливает дату возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет. Данное право, согласно ст.ст. 171, 172, п. 1 ст. 173 НК РФ, возникает по итогам каждого налогового периода, что не противоречит положениям п. 5 ст. 176 НК РФ, в котором установлено, что в случае, если налоговый орган принял решение о возмещении налога, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм, пени на недоимку не начисляются. Тем самым законодатель подтверждает, что независимо от даты вынесения решения о подтверждении права на налоговый вычет, само указанное право возникает в соответствии с общим порядком, т.е. на дату окончания налогового периода. В этой связи, при подаче уточненной декларации по НДС к доплате, должны учитываться уточненные декларации к возврату НДС, независимо от того, принято налоговым органом по ним решение о возмещении или нет, т.к. право на вычет уже возникло независимо от принятия такого решения.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Межрегиональной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2012 по делу N А40-112578/12-20-582 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112578/2012
Истец: ОАО "Международный Аэропорт Шереметьево"
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6