г. Хабаровск |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А73-10592/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С. Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маслиной М. И.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергетик": Халова Р.В., представитель, доверенность б/н от 09.01.2013; Шабалина В.П., представитель, доверенность б/н от 09.01.2013;
от Муниципального района имени Лазо Хабаровского края в лице Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края: Клочкова В.П., представитель, доверенность от 01.02.2011 N 1-13/411;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" на решение от 16.11.2012 по делу N А73-10592/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Яцышиной Е.Е.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергетик"
к Муниципальному району имени Лазо Хабаровского края в лице Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 7 714 458 руб. 28 коп.
третье лицо - Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетик" (ОГРН 1042700082248, далее - ООО "Энергетик") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному району имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН 1022700778253, далее - Администрация) о взыскании убытков в сумме 6 761 019 руб. 83 коп. за период с 01.01.2007 по 21.12.2010, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения.
Определением суда от 12.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Хабаровского края и министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Определением суда от 24.11.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Хабаровский край в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Хабаровский край в лице Министерства ЖКХ).
Решением суда от 13.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012, исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу ООО "Энергетик" взысканы убытки в размере 3 343 122 руб. 86 коп. В остальной части в иске, а также в иске к Хабаровскому краю в лице Министерства ЖКХ отказано. При отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания убытков за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 судом первой инстанции по заявлению ответчиков применена исковая давность.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2012 решение суда от 13.02.2012 и постановление апелляционной инстанции от 10.04.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на необоснованность расчета истца, произведенного путем арифметических действий с использованием следующих составляющих: норматив теплопотребления, утвержденный постановлением главы муниципального района имени Лазо от 01.02.2007 N 27; площадь отапливаемого жилого фонда; экономически обоснованный тариф, установленный постановлениями комитета цен и тарифов правительства Хабаровского края; предельный максимальный тариф на тепловую энергию для потребителей, установленный постановлениями губернатора Хабаровского края.
Также кассационной инстанцией было указано на обоснованность применения судом последствий пропуска срока исковой давности по требованию за 2007 год, и отказа в иске в части взыскания убытков в размере 953 794 руб. 47 коп., составляющих расходы на оплату услуг по транспортировке тепловой энергии.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 7 714 458 руб. 28 коп.
Решением суда от 16.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Энергетик" просит отменить решение суда от 16.11.2012 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом суда о невозможности применения при расчете убытков за 2007 - март 2011 года нормативов потребления коммунальных услуг для населения, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2011 N 182-пр. Ссылается на то, что площадь отапливаемых помещений соответствует площади, указанной в технических паспортах жилых домов. Оспаривает вывод суда об истечении срока исковой давности по требованиям за 2007 год.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО "Энергетик" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель Администрации выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что ООО "Энергетик" являлось ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по снабжению населения и других потребителей п.Новостройка муниципального района имени Лазо (в период с 2007 года по май 2009 года) и Хорского городского поселения (в период с 2007 года по 2010 год) тепловой энергией.
В спорные периоды экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, утвержденные для потребителей ООО "Энергетик" комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края в постановлениях от 29.11.2006 N 44/59 (1749,93 руб./Гкал - 2007 год), от 27.11.2007 N 50/140 (1969,08 руб./Гкал - 2008 год, с 20.09.2008 тариф в 2008 году составил 2086,29 руб./Гкал), от 19.11.2008 N 51/64 (2345,65 руб./Гкал - 2009 год), от 11.11.2009 N 49/103 (2214,07 руб./Гкал - 2010 год), превышали предельные тарифы на тепловую энергию для населения, установленные постановлениями губернатора Хабаровского края от 18.12.2006 N 203 (1221 руб./Гкал - 2007 год), от 24.12.2007 N 174 (1249 руб./Гкал - 2008 год), от 22.12.2008 N 176 (1400 руб./Гкал - 2009 год), от 08.12.2009 N 178 (1554 руб./Гкал - 2010 год).
Разница в тарифах явилась основанием для обращения ООО "Энергетик" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона N 222).
Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (пункт 1 статьи 4 Закона N 222).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Как установлено судом первой инстанции, в 2007 году расчет субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производился министерством финансов Хабаровского края на основании Закона N 222 и Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на возмещение убытков предприятиям от снижения тарифов на тепловую энергию для населения, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 10.03.2005 N 15-пр.
С февраля 2008 года Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком (раздел 2) предусмотрен расчет организациями, поставляющими тепловую энергию населению, плановых, прогнозных сумм на возмещение возможных убытков при определении размера субвенции в целом по муниципальному образованию для его утверждения законом о бюджете края на очередной финансовый год.
Кроме того, разделом 3 указанного порядка устанавливаются требования по расчету фактической суммы возмещения убытков, где основным показателем является фактически отпущенный населению объем тепловой энергии, при этом на организации-получателей возмещения убытков возлагается обязанность по предоставлению расчета фактической суммы возмещения убытков, а на органы местного самоуправления возлагается обязанность по проверке таких расчетов.
По итогам 2008 года району имени Лазо из краевого бюджета предоставлены субвенции на возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 100 033 634 руб. 21 коп., при потребности в сумме 74 030 930 руб. 96 коп. Таким образом, в 2008 году краевой бюджет выделил местному бюджету субвенции на 26 002 703 руб. 25 коп. больше, чем было необходимо.
В 2009 году бюджету муниципального района предоставлено субвенции в размере 65 581 000 руб., а с учетом перефинансирования за 2008 год - всего предоставлено субвенции на 2009 год в сумме 91 583 703 руб. 25 коп., при фактической потребности муниципального района в сумме 98 015 387 руб. 41 коп. Недофинансирование за 2009 год составило 6 431 684 руб. 16 коп.
В 2010 году из краевого бюджета бюджету муниципального района предоставлено субвенции в сумме 90 438 083 руб. 38 коп., при этом фактическая потребность в данной субвенции составила 68 860 114 руб. 96 коп., то есть перефинансирование в 2010 году составило 21 577 968 руб. 42 коп. С учетом кредиторской задолженности за 2009 год перефинансирование составило в 2010 году 15 146 284 руб. 26 коп.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период Администрация не принимала расчеты субвенции, произведенные истцом, в связи с несогласием с данными о количестве отпущенной населению тепловой энергии, и самостоятельно производила расчет размера субвенции и подлежащих возмещению ООО "Энергетик" убытков от снижения тарифов на тепловую энергию для населения, исходя из количества фактически отпущенной населению тепловой энергии, которое определялось Администрацией на основании сведений о начислении населению платы за услуги отопления по отчетам ООО "Энергетик" формы 22-ЖКХ и сводных справок.
В 2007 год размер возмещения предприятию рассчитан Администрацией в сумме 2 444 000 руб., в 2008 году - в сумме 3 611 193 руб. 65 коп., в 2009 году - в сумме 1 756 336 руб. 83 коп., в 2010 году - в сумме 1 443 573 руб. 09 коп.
На основании писем финансового управления Администрации от 27.12.2007 N 03-06, от 26.03.2008 N 03-06, от 29.12.2008 N 03-06/986, от 31.12.2008 N 03-06/1006, от 24.02.2009 N 3-11/101, от 23.03.2009 N 3-11/255, от 02.06.2009 N 3-11/556 истцом принято к зачету как финансирование субвенции на возмещение убытков от снижения тарифов на тепловую энергию для населения за спорный период на общую сумму 6 816 652 руб. 34 коп., из которых за 2007 год - 974 550 руб. 50 коп., за 2008 год - 4 257 004 руб. 32 коп. (889031,97 + 1825220,36 +341144 + 612650,47 + 588957,52), за 2009 год - 1 585 097 руб. 52 коп. (155832,15 + 1128738,15 + 300527,22), поскольку на указанную сумму истцом было получено топливо (уголь) в рамках схемы централизованной поставки социального топлива. В отношении данного обстоятельства спора между сторонами нет.
В 2010 году ООО "Энергетик" социальное топливо в рамках схемы централизованного завоза не получало (заявило отказ).
Однако, Администрацией расчетная потребность ООО "Энергетик" в социальном топливе была включена в заявку на поставку топлива на 2010 год в целом по району.
Поскольку истец не воспользовался социальным топливом, возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для нужд населения, в 2010 году истцу не производилось.
Заявляя требования о взыскании убытков, истец должен доказать основания возникновения ответственности в виде возмещения ущерба, противоправность действий государственных органов, органов местного самоуправления, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков.
При этом расчет, произведенный истцом при новом рассмотрении дела, произведен, как и прежде, без учета площадей и нормативов, использованных при определении тарифов для потребителей ООО "Энергетик" в спорный период и указанных в экспертных заключениях о проведении экспертизы экономической обоснованности тарифов, на необходимость применения которых указывалось в постановлении кассационной инстанции от 02.07.2012.
В данном случае, требуя взыскания с ответчиков убытков, истец произвел свой расчет на основании нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2011 N 182-пр и площади помещений, указанных в технических паспортах.
Вместе с тем, применение нормативов потребления, установленных в 2011 году, к отношения по оказанию услуг теплоснабжения в 2007-2010 неприменимо. Период действия данных нормативов также указан в самом Постановлении от 20.11.2011 (через десять дней после официального опубликования).
Кроме того, применение нормативного количества отпускаемой теплоэнергии при расчете субсидии противоречит разделу 3 Постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 года N 35-пр.
Таким образом, как и прежде, при расчете убытков применены иные величины норматива и площади отапливаемых помещений по сравнению с теми, которые были применены при определении экономически обоснованных тарифов на соответствующие периоды.
Также, при определении суммы фактических затрат на поставку тепловой энергии населению за 2008 год, истец включает в расчет расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Тепловые сети".
Однако, указанные расходы не являются разницей между экономически обоснованными и предельно допустимыми тарифами, а включение указанных затрат в состав убытков уже было признано необоснованным при рассмотрении настоящего дела и кассационной инстанцией были поддержаны соответствующие выводы суда первой инстанции.
Также судом кассационной инстанции признано правомерным применение к требованиям за 2007 год срока исковой давности, в этой связи повторная попытка истца при новом рассмотрении дела указать на отсутствие задолженности по возмещению убытков за 2007 год, относя к этому периоду получение социального топлива в 2008 году, обоснованно отклонено судом первой инстанции.
Контррасчет, произведенный Администрацией, также не был принят судом первой инстанции во внимание при принятии решения, поскольку определение количества тепловой энергии, отпущенной населению на основании форм 22-ЖКХ, противоречит пункту 1 статьи 4 Закона N 222.
При этом составление контрасчета не свидетельствует о признании иска в установленном статьей 49 АПК РФ порядке.
Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что убытки истца за 2010 год по расчету Администрации в размере 969 026 руб. 63 коп. остались невозмещенными ввиду отказа в получении социального топлива в 2010 году.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 16.11.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 ноября 2012 года по делу N А73-10592/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10592/2011
Истец: ООО "Энергетик"
Ответчик: Администрация муниципального района имени Лазо, Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, ООО "МРКЦ по ЖКУ"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5832/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10592/11
19.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2288/13
20.02.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6374/12
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10592/11
02.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2433/12
10.04.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-842/12
13.02.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10592/11