г. Ессентуки |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А20-4041/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Жуковым Е.В., Баканова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение от 21.11.2012 по делу N А20-4041/2012 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики,
по иску общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажной компании "АТЭС"
к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино- Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
о взыскании 492 278 рублей 92 копеек,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажной компании "АТЭС" Дзагоевой Э.А. (доверенность N 3 от 11.02.2013), от Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики Лигидова А.К. (доверенность N 13/5028-1 от 16.11.2012), в отсутствие Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино- Балкарской Республике, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажная компания "АТЭС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту от 05.12.2011 N 234/12/2011-РПЦ на выполнение работ по установке системы оповещения о пожаре в ГУ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" в сумме 492 278 рублей 92 копеек.
Определением арбитражного суда от 29.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов по Кабардино-Балкарской Республике.
Решением от 21.11.2012 суд иск удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики обжаловал его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, считает, что судом неправильно установлен распорядитель денежных средств. Просит решение суда в части взыскания денежных средств Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ответчиком (заказчиком) и обществом (подрядчиком) заключен государственный контракт от 05.12.2011 N 234/12/2011-РПЦ, согласно которому подрядчик обязался выполнить работы по установке системы оповещения о пожаре для ГУ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" Министерства здравоохранения КБР в рамках республиканской целевой программы "Пожарная безопасность объектов социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2012 годы", в соответствии с техническим заданием (приложением N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта все обусловленные контрактом работы начинаются с даты заключения контракта и подлежат завершению по 26.12.2011 включительно.
В пункте 1.3 контракта указано, что перечень необходимых работ и цена указаны в Приложении N 1 к контракту.
Сторонами согласовано техническое задание к государственному контракту (Приложение N 1 к контракту).
Как видно из пункта 3.1 контракта стоимость поручаемых по контракту работ составляет 492 278 рублей 92 копейки.
В соответствии с условиями пунктов 2.2 и 2.4 контракта взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются по актам сдачи-приемки в течение 20 банковских дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 3.2 контракта оплата выполненных работ по контракту производится заказчиком по безналичному расчету перечислением денежных средств на счет подрядчика платежными поручениями в течение 30 банковских дней после выполнения всех работ, указанных в контракте.
Обществом выполнены предусмотренные государственным контрактом работы и результаты сданы заказчику по актам формы КС-2 и КС-3 от 23.12.2011 N 19 на сумму 492 278 рублей 92 копейки. Указанные акты подписаны представителем заказчика без замечаний по объему и качеству выполненных работ.
Уклонение ответчиком от оплаты стоимости выполненных работ в сумме 492 278 рублей 92 копейки послужило основанием для обращения общества с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
В силу статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. Сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы в установленном порядке является основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ (статьи 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) государственным контрактом является договор, заключенный государственным заказчиком (с учетом пункта 1 статьи 4 Закона о размещении заказов) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд - потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственного заказчика в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, государственного заказчика, в том числе для реализации федеральных или региональных целевых программ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, действовавшей на момент заключения государственного контракта от 05.12.2011 N 234/12/2011-РПЦ, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения контракта), бюджетное учреждение вправе заключать государственный контракт в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование.
Сторонами не оспаривается, что договор заключен в рамках республиканской целевой программы "Пожарная безопасность объектов социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2012 годы", что позволяет оценить данный договор, как заключенный в целях обеспечения государственных нужд согласно Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статьей 3 которого под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования для реализации целевых программ.
Таким образом, надлежащим ответчиком по обязательствам, вытекающим из государственного контракта, является Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющее от имени соответствующего публично-правового образования - Кабардино-Балкарской Республики финансирование республиканской целевой программы "Пожарная безопасность объектов социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2012 годы".
Суд первой инстанции правомерно установил, что подрядчиком должны были быть выполнены работы по установке системы оповещения о пожаре в рамках республиканской целевой программы "Пожарная безопасность объектов социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2012 годы". Обществом выполнены и сданы ответчику указанные работы. Ответчик принял выполненные работы без замечаний на их качество и объем. Наличие задолженности ответчик не оспаривает.
Также подлежит отклонению довод жалобы о привлечении судом первой инстанции ненадлежащего главного распорядителя денежных средств в лице министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, поскольку финансирование осуществлялось в рамках реализации республиканской целевой программы "Пожарная безопасность объектов социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2012 годы", указанные денежные средства министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики не получались, согласно условий договора расчет с подрядчиком осуществляется за счет средств республиканского бюджета по безналичному расчету путем перечисления денежных средств непосредственно напрямую на расчетный счет Подрядчика.
В связи с этим вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска за счет Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики основан на законе. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норма права.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.11.2012 по делу N А20-4041/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4041/2012
Истец: ООО СМК "АТЭС", ООО Строительно-монтажная компания "АТЭС"
Ответчик: Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: КБР в лице Министерства финансов КБР