г.Челябинск |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А47-10817/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 октября 2012 г. по делу N А47-10817/2012 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" - Плугина Н.Д. (доверенность от 10.12.2012 N 181);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области - Валентова Т.А. (доверенность от 13.09.2012 N 03-35/6).
Общество с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" (далее - заявитель, ООО "Бугурусланнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговой орган, инспекция) о признании недействительным решения от 17.02.2012 N 08-25/115 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части уплаты регулярных платежей за пользование недрами в сумме 11 552 руб.
Решением суда от 30.10.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель ООО "Бугурусланнефть" поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным
в ней основаниям.
По мнению общества, права и обязанности пользователя недр возникают именно с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, соответственно, отсутствие у него лицензии с начала (первого числа) 3 квартала 2011 г. по 25.09.2011 включительно, даже при фактическом использовании недр, означает отсутствие обязанности по уплате регулярных платежей за полный период. Кроме того, заявитель ссылается на то, что налоговые органы не наделены полномочиями по проведению проверок правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Инспекция ссылается на то, что Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) не предусмотрено дробление квартального платежа за пользование недрами в зависимости от времени фактического пользования недрами, зависимость размера квартального платежа от даты государственной регистрации лицензии также не установлена.
Довод заявителя о том, что налоговые органы не наделены полномочиями по проведению проверок правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами, по мнению налогового органа, подлежит отклонению, ввиду того, что является новым доводом, который не был приведен в качестве основания заявленных требований и, соответственно, не являлся предметом исследования судом первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку расчета регулярных платежей за пользование недрами, представленного ООО "Бугурусланнефть" 27.10.2011 за 3 квартал 2011 г.
По результатам проверки составлен акт от 16.01.2012 N 7 и вынесено решение от 17.02.2012 N 08-25/115, которым обществу предложено уплатить регулярный платеж за пользование недрами по Ново-Жедринскому участку в сумме 11 552 руб.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод инспекции о том, что общество занизило сумму регулярного платежа, рассчитав ее не за квартал в целом, а начиная с 26.09.2011, то есть с даты регистрации лицензии за пользование участком недр. Следовательно, по расчетам инспекции, занижение регулярного платежа произведено на сумму 11 522 руб.
Данное решение инспекции было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области решением от 30.03.2012 N 16-15/03668 оставило решение инспекции без изменений.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 6 Закона о недрах предусмотрено предоставление недр в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно статье 11 указанного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Как усматривается из материалов дела, обществу выдана лицензия ОРБ N 02526 НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на Ново-Жедринском лицензионном участке Оренбургской области, зарегистрированная Управлением по недропользованию по Оренбургской области 26.09.2011 за N 2653.
Рассматриваемый регулярный платеж является одним из платежей за пользование недрами (статья 39 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Согласно пункту 2 статьи 43 Закона о недрах размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.
Исходя из его наименования и природы, регулярный платеж - это плата за предоставление пользователям недр некоторых прав на использование недр в определенном объеме.
Такой регулярный платеж уплачивается за соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами.
В основу определения (порядка расчета) регулярных платежей положены указанные выше характеристики, не связанные с фактом работ, количеством и стоимостью добытого от использования конкретного участка недр.
Если разделять объект и предмет обложения, то применительно к регулярным платежам объектом будет выступать само право пользования участком недр, предоставленное в установленном порядке, предметом обложения - участок недр.
Пунктом 4 статьи 43 Закона о недрах установлен порядок исчисления и уплаты регулярных платежей.
Согласно данной норме регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Таким образом, из содержания пункта 4 статьи 43 Закона о недрах следует, что размер ежеквартального регулярного платежа определяется как одна четвертая суммы платежа, рассчитанного за год.
Согласно Порядку заполнения формы расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.02.2004 N БГ-3-21/98@ (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2004 N 5606), сумма регулярных платежей, подлежащая уплате ежеквартально, определяется как значение по строке "сумма регулярных платежей за пользование недрами, всего", деленное на 4.
Иной порядок расчета регулярного платежа за пользование недрами Законом о недрах не установлен.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, довод заявителя о том, что регулярный платеж правомерно исчислен им только за период с 26.09.2011 (по количеству дней, а не по одной четвертой годового платежа), противоречит буквальному толкованию и смыслу пункта 4 статьи 43 Закона о недрах.
Поскольку право пользования недрами предоставлено обществу в 3 квартале 2011 г., следовательно, у него возникла обязанность уплатить регулярный платеж за этот период, исчислив его в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 43 Закона о недрах. Сумма регулярного платежа должна уплачиваться полностью в размере одной четвертой части рассчитанной годовой суммы, начиная с того периода, в котором получена лицензия на право пользования участком недр, без какого-либо дробления квартального платежа.
С самим порядком пересчета инспекцией суммы регулярных платежей заявитель не спорит.
Заявитель не отрицает, что не приводил в суде первой инстанции довод об отсутствии у налоговых органов права на контроль за правильностью и полнотой уплаты рассматриваемых регулярных платежей.
Вместе с тем пунктами 5 и 6 статьи 43 Закона о недрах установлено, что регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администратором регулярных платежей за пользование недрами (ренталс) является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.
Таким образом, учет и контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты регулярных платежей в бюджет осуществляет налоговый орган, а не орган, выдавший лицензию на пользование недрами.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налогового органа является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогоплательщика не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы произведена уплата государственной пошлины в большем размере, нежели предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", - излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 октября 2012 г. по делу N А47-10817/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" из федерального бюджета 1 000 руб. - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10817/2012
Истец: ООО "Бугурусланнефть"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области