В кафе отсутствует гардероб. Рядом со столиками стоят вешалки-стойки. Посетители предупреждены о том, что за оставленные без присмотра вещи и одежду администрация ответственности не несет (имеется соответствующее объявление). У посетительницы украдена норковая шуба и ноутбук, и она требует возместить ей стоимость этих вещей. Факт кражи и стоимость похищенного установлены сотрудниками МВД. Обязано ли кафе возмещать ущерб?
Хранение сданных в гардероб предприятия общепита вещей предполагается безвозмездным, если не оговорено вознаграждение за хранение (п. 1 ст. 924 ГК РФ). При этом независимо от того, осуществляется хранение возмездно или безвозмездно, заведение обязано принять все необходимые меры для обеспечения сохранности вещей. Согласно п. 1, 2 ст. 891 ГК РФ это меры:
- соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором;
- предусмотренные законодательными, иными правовыми актами или установленным ими порядком (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).
Причем, даже если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах (п. 3 ст. 891 ГК РФ).
В рассматриваемом случае заведение не принимало вещей на хранение в гардероб, следовательно, на него не может быть возложена ответственность за их утрату. Однако в Гражданском кодексе есть исключение: согласно п. 2 ст. 924 правила, предусмотренные для хранения вещей в гардеробе, распространяются также на хранение верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях. Вешалка-стойка как раз является местом, отведенным для хранения верхней одежды.
Таким образом, за украденную шубу придется заплатить, несмотря на то что в гардероб на хранение она не была сдана и посетители были предупреждены о том, что кафе ответственности за сохранность вещей не несет. Вместе с тем ноутбук не относится к вещам, о которых идет речь в п. 2 ст. 924 ГК РФ, поэтому у предприятия общепита обязанности возмещения ущерба нет.
Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение (ст. 901 ГК РФ). Убытки при безвозмездном хранении, согласно п. 2 ст. 902 ГК РФ, возмещаются:
- за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
- за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
В.А. Кузнецова
1 декабря 2007 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"