г. Хабаровск |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А04-6745/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Никулин Дмитрий Валерьевич, представитель по доверенности от 10.01.2013;
от Общества с ограниченной ответственностью "Мир путешествий": Тучик Алексей Андреевич, представитель по доверенности от 06.09.2012
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области на решение от 26.10.2012 по делу N А04-6745/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Аныш Д.С.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мир путешествий"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мир путешествий" (далее - ООО "Мир путешествий", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России, административный орган) от 27.08.2012 N А-112/2012 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 27.08.2012 N А-112/2012 о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Мир путешествий" (ОГРН 1032800067981, ИНН 2801093522) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Амурского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Мир путешествий" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Мир путешествий" зарегистрировано Межрайонной инспекцией МНС России N 1 по Амурской области 26.11.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032800067981, ИНН 2801093522.
10.05.2012 в Амурское УФАС России обратилось ООО "Мир путешествий" с заявлением о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Магазин горящих путевок" (далее - ООО "Магазин горящих путевок") антимонопольного законодательства, а именно пунктов 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 04.06.2012 в Амурское УФАС России поступило дополнение к заявлению от 10.05.2012.
Определением Комиссии Амурского УФАС России от 14.06.2012 дело N А-14/19 2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 10.07.2012, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО "Магазин горящих путевок", в качестве заявителя указано ООО "Мир путешествий".
Определением Комиссии Амурского УФАС России от 10.07.2012 об отложении рассмотрения дела N А-14/19 2012, рассмотрение дела назначено на 07.08.2012, заявителю предложено представить сведения о динамике продаж ООО "Мир путешествий" туристской продукции в период за год до размещения ответчиком по делу рекламной информации в телефонно-информационном справочнике "Желтые страницы" 2011/2012 на страницах 26 и 283 и на 2011-2012 год, расчет убытков (упущенной выгоды), исходя из указанных сведений.
Определением Комиссии Амурского УФАС России от 10.08.2012 об отложении рассмотрения дела N А-14/19 2012 заявителю предложено представить следующие документы (информацию), заверенные надлежащим образом: агентский договор со всеми туроператорами, с которыми сотрудничает ООО "Мир путешествий", действующие в период 2010-2012 годы; расчет убытков (упущенной выгоды) от действий ООО "Магазин горящих путевок"; сведения, отражающие объем продаж за 2010-2011 годы и за первое полугодие 2012 года в рамках туроператорской деятельности по агентскому соглашению с ООО "Пегас Хабаровск" (Пегас туристик); иные сведения и документы, имеющие отношение к данному делу.
17.08.2012 в Амурское УФАС России поступило ходатайство ООО "Мир путешествий" с приложением договоров, заключенных в период 2010-2012 годы между ООО "Мир путешествий" и операторами, осуществляющими туроператорскую деятельность, сведений об объемах продаж ООО "Мир путешествий" в период 2010-2011 годы и первое полугодие 2012 года в рамках турагентской деятельности по агентскому соглашению с ООО "Пегас Хабаровск" (Пегас туристик).
Заявитель указал, что расчет убытков (упущенной выгоды) от действий ООО "Магазин горящих путевок" будет предоставлен дополнительно после ознакомления со сведениями и документами, которое обязано было представить ООО "Магазин горящих путевок" на основании определения от 10.08.2012.
21.08.2012 законным представителем ООО "Мир путешествий" -генеральным директором Лавровой И.Ю., получено уведомление Амурского УФАС России от 20.08.2012 N 02-2961, в котором указано, что в отношении ООО "Мир путешествий" возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ по факту неполного представления информации по определению комиссии Амурского УФАС России от 10.08.2012 исх. N 02-2818. Законному представителю ООО "Мир путешествий" предложено явиться 23.08.2012 в 15 час. 00 мин. для дачи объяснений.
23.08.2012 заявитель обратился в Амурское УФАС России с ходатайством о продлении срока на представление расчета убытков (упущенной выгоды) от действия ООО "Магазин горящих путевок" для ознакомления со сведениями и документами, которые имеются в материалах дела.
Определением комиссии Амурского УФАС России от 23.08.2012 в удовлетворении ходатайства ООО "Мир путешествий" отказано в связи с необоснованностью требований, поскольку представление расчета убытков (упущенной выгоды) ООО "Мир путешествий" не зависит от сведений, предоставленных ООО "Магазин горящих путевок".
23.08.2012 специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Амурского УФАС России, в присутствии генерального директора ООО "Мир путешествий" Лавровой И.Ю. составлен протокол N 85 об административном правонарушении по делу N А-112-2012, в котором указано на неполное представление ООО "Мир путешествий" информации по определению комиссии Амурского УФАС России от 10.08.2012 N 02-2818, что является нарушением статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия ООО "Мир путешествий" квалифицированы по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 23.08.2012 N 85 по делу N А-112/2012 содержит сведения о рассмотрения дела об административном правонарушении 27.08.2012 в 14 час. 00 мин., о чем законный представитель ООО "Мир путешествий" уведомлен путем вручения протокола 23.08.2012.
24.08.2012 ООО "Мир путешествий" обратилось в Амурское УФАС России с ходатайством о продлении срока на представление расчета убытков (упущенной выгоды) от действия ООО "Магазин горящих путевок" для ознакомления со всеми сведениями и документами, которые имеются в материалах дела.
Определением комиссии Амурского УФАС России от 27.08.2012 отказано в удовлетворении ходатайства ООО "Мир путешествий" в связи с необоснованностью требований, поскольку представление расчета убытков (упущенной выгоды) ООО "Мир путешествий" не зависит от сведений, предоставленных ООО "Магазин горящих путевок".
27.08.2012 заместителем руководителя Амурского УФАС России, в присутствии представителя ООО "Мир путешествий", рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление N А-112/2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением от 27.08.2012 N А-112/2012, ООО "Мир путешествий" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон) от 26.07.2006 N 135-ФЗ) антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия (бездействие) лица, заключающиеся в непредставлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) или в представлении заведомо недостоверных сведений (информации).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.
Определением Комиссии Амурского УФАС России от 10.08.2012 об отложении рассмотрения дела N А-14/19 2012 ООО "Мир путешествий" предложено, в том числе, представить расчет убытков (упущенной выгоды) от действий ООО "Магазин горящих путевок"
Указанное требование Комиссии Амурского УФАС России ООО "Мир путешествий" не исполнено, что расценено антимонопольным органом как нарушение обязанности, установленной частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления N А-112/2012 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, Амурским УФАС России не учтены следующие обстоятельства.
Часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ устанавливает обязанность, в том числе для коммерческих организаций, по предоставлению документов, объяснений, информации исключительно на основании мотивированного требования антимонопольного органа.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ заявление юридического или физического лица о нарушении антимонопольного законодательства является основанием для проверки антимонопольными органами этих фактов.
Заявление ООО "Мир путешествий", поступившее в Амурское УФАС России 10.05.2012, содержало указание на действия ООО "Магазин горящих путевок") совершенные с нарушением пунктов 1, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Из содержания пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ следует, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В пункте 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ не указано на обязательное наступление негативных последствий для хозяйствующего субъекта в виде убытков, а только предполагается, что распространенные ложные, неточные или искаженные сведения могут их причинить.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что вывод о возможности причинения убытков должен быть сделан непосредственно антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства по результатам оценки характера распространенных сведений, с учетом возможного их влияния на деятельность хозяйствующего субъекта, при этом размер предполагаемых убытков, реальность их причинения и обоснованный расчет, в данном случае не влияют на наличие или отсутствие признаков недобросовестной конкуренции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Комиссии Амурского УФАС России в определении от 10.08.2012 о предоставлении заявителем расчета убытков (упущенной выгоды) является не мотивированным, противоречит положениям статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с чем, не установил наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в действиях ООО "Мир путешествий" по причине отсутствия объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим административное производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что постановление Амурского УФАС России от 27.08.2012 N А-112/2012 о привлечении ООО "Мир путешествий" к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене, удовлетворив заявленные требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.10.2012 по делу N А04-6745/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6745/2012
Истец: ООО "Мир путешествий"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2224/13
12.03.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-637/13
20.02.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-109/13
26.10.2012 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-6745/12