И снова изменения в закупках
Настоящий Федеральный закон
вступает в силу с 1 октября 2007 года,
за исключением положений, для которых
настоящей статьей предусмотрены иные
сроки вступления в силу.
Пункт 1 ст. 6 Федерального закона
от 24.07.2007 N 218-ФЗ
С 1 октября 2007 года вступили в силу изменения в законодательство о государственных и муниципальных закупках. В Федеральный закон от 21.06.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон) были внесены изменения Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ.
Прежде всего, обратим внимание на новую формулировку п. 3 ст. 7 Закона. Заказчик вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, осуществивших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. С 15 сентября 1998 года по 2 октября 2006 года мы пользовались постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 N 1022 "О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд", в котором предписывалось для государственных заказчиков на федеральном уровне комиссии по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов формировать преимущественно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. А также председателями указанных комиссий назначаются исключительно лица, прошедшие соответствующую профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовалось руководствоваться аналогичными требованиями при формировании комиссий по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов.
Со 2 октября 2006 года по 30 сентября 2007 года законодательно никаких требований к членам конкурсных (а также аукционных и котировочных) комиссий не предъявлялось.
Обязательным с 1 января 2009 года будет являться только то, чтобы в состав не менее чем из 5 членов комиссии должно включаться не менее чем одно лицо, осуществившее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.
В состав комиссии также с 1 октября 2007 года могут входить должностные лица органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
В состав документации, которая хранится в конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии, включается также протокол об отказе от заключения контракта, если эта процедура имела место.
Добавилась и возможность изменения цены контракта. До 30 сентября 2007 года можно было изменить цену только на 10% без изменения цены единицы товаров (работ, услуг), при заключении контракта более чем на 3 года и при цене его за счет средств государственного бюджета - на 10 000 000 000 руб., за счет средств бюджета субъекта Федерации - на 1 000 000 000 руб. и за счет средств муниципальных бюджетов - на 500 000 руб. С 1 октября добавилась также возможность изменить договор (контракт) энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Также появилась возможность изменения цены контракта в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым заключается контракт. Цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения такого контракта. Оплата выполнения таких работ, оказания таких услуг осуществляется по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ, по цене каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта.
Появилась также обязанность заказчику в случае изменения регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса при исполнении государственного или муниципального контракта изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.
При заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.
В случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик вправе разместить заказ на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок.
При размещении не менее 10 и не более 20% годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в случае, если торги, в которых могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, признаются несостоявшимися (или подана только одна котировочная заявка субъектом малого предпринимательства), повторные торги (котировки) по субъектам малого предпринимательства не проводятся, а объем закупок учитывается в составе закупок у субъектов малого предпринимательства.
Более подробно в Законе прописан порядок осуществления контроля за заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной (аукционной или котировочной) комиссией. Контроль также будет осуществляться и за уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, операторами электронных площадок.
Существенным является то, что проверяющие не имеют права проверять правильность функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг, а также качество работ, услуг и (или) квалификацию участника конкурса.
Закон дополнен статьями 17.1 и 17.2, обязывающими заказчиков и прочие подконтрольные организации представлять информацию в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, а также соблюдать самими проверяющими государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайны.
Изменениями в статью 18 Закона определено, что в реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и об иных заключенных гражданско-правовых договорах на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время 100 000 руб.).
Кроме того, эта статья дополнена обязанностью заказчиков в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений в условия государственного или муниципального контракта сообщить о таких изменениях в уполномоченные на ведение реестров контрактов органы.
В требованиях к конкурсной документации однозначно определено, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Никаких исключений с 1 октября не предусмотрено (ст. 22 Закона).
Требования к конкурсной документации дополнены пунктом 5.1 ст. 22 Закона, в соответствии с которым она должна содержать перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой такой запасной части к технике, к оборудованию в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, необходимый объем работ, услуг.
Кроме того, в новом пункте 8.2 ст. 22 Закона предусмотрено в случае необходимости предоставление сведений о возможности заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта, если предложенная цена меньше начальной (максимальной) цены, без изменения цены единицы товара (работы, услуги).
Заявка на участие в конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ, - это теперь разрешается новым п. 3.1 ст. 25 Закона.
Сумма критериев оценки заявок должна составлять 100%. При оценке заявок можно качество работ, услуг и (или) квалификацию участника конкурса использовать как один из основных критериев оценки (п. 1.1 ст. 28 Закона).
При этом функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг, а также качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса не могут "весить" больше 20%. Но при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение проектных, изыскательских и аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на оказание медицинских услуг, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа эти критерии могут "тянуть" до 45% из 100.
Добавлены и требования к документации об аукционе. Так, в случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с аукционной документацией. Иными словами, это требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе так же, как и о конкурсе, не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Отметим, что в случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку печатных изданий документация об аукционе может содержать указание на наименование печатного издания, автора (при его наличии), при этом слова "или эквивалент" не используются.
Документация об аукционе в случае необходимости должна содержать:
изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении;
изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении, а также место, даты начала и окончания, порядок и график осмотра участниками размещения заказа образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, и такой образец или макет не может быть приложен к документации об аукционе.
Разрешается также давать сведения об общей начальной (максимальной) цене запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг.
При этом также предоставляются сведения о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ. Кроме того, в документацию включается перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, содержащихся в таком перечне, в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ.
Если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, к документации об аукционе может быть приложен такой образец или макет товара. В этом случае указанный образец или макет товара является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В случае принятия заказчиком, уполномоченным органом решения о проведении осмотра образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, заказчик, уполномоченный орган или специализированная организация в соответствии с датами, временем, графиком, указанными в документации об аукционе, организует проведение осмотра участниками размещения заказа указанного образца или макета товара. Указанный осмотр проводится без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, но не позднее чем за два рабочих дня до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Внесены изменения и в порядок подачи заявок на участие в аукционе. В частности, выписка из государственного реестра юридических лиц (ее нотариально заверенная копия) для целей участия в аукционе действительна не более 6 месяцев (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 35 Закона). Кроме того, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. запрещается требовать, если, согласно законодательству РФ, такие документы передаются вместе с товаром.
Изменения в ч. 12 ст. 35 Закона позволяют при подаче единственной заявки на участие в аукционе заключить контракт как по начальной (максимальной) цене контракта (или лота), так и по согласованию с участником аукциона по цене, указанной единственным участником, конечно, если она ниже начальной.
Продолжение следует.
Е.В. Кулакова,
главный редактор журнала "Советник бухгалтера в здравоохранении"
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 8, ноябрь-декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859