г. Томск |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А27-17397/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей: Музыкантовой М. Х., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.11.2012 по делу N А27-17397/2012 (судья Кузнецов П. Л.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" (ИНН 4223024041, о взыскании 22 059,80 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области (далее - Управление, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" (далее - МБДОУ "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида", учреждение) о взыскании 22 059,80 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.11.2012 заявленные требования удовлетворены: с МБДОУ "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" взысканы штрафные санкции в сумме 22 059,80 руб. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного Управлением требования отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то обстоятельство, что в его действиях отсутствовал состав правонарушения, заключающийся в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета. За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность.
Более подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что МБДОУ "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" является страхователем, уплачивающим страховые взносы за застрахованных лиц; плательщиком страховых взносов.
15.02.2012 страхователь представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 год, содержащие ошибки, которые не были приняты Управлением.
17.02.2012 в адрес учреждения был направлен протокол ошибок отчетности сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 17.02.2012, полученный учреждением 18.02.2012, указывающий на ошибки и срок предоставления сведений за 2011 год - до 05.03.2012.
Как указывает Управление, сведения за 2011 год учреждение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок, то есть до 05.03.2012, не представило.
Сумма штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 года для страхователя составила 22 059,80 руб.
06.03.2012 Управлением был составлен акт камеральной проверки N 12, который был направлен заказной почтой учреждению, о чем свидетельствует почтовая квитанция от 07.03.2012 N 05331 и реестр отправленной корреспонденции от 07.03.2012.
Решением от 12.04.2012 N 12 страхователь был привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Требованием от 16.05.2012 N 12 страхователю было предложено уплатить указанную выше сумму штрафа в срок до 05.06.2012.
Поскольку сумма штрафа уплачена не была, Управление обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение обоснованно привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а расчет суммы штрафа судом принимается как верный.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Как следует из статьи 1 Закона N 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ и абзацу 4 статьи 1 Закона N 27-ФЗ МБДОУ "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" является страхователем.
Обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах закреплена в пункте 1 статьи 8, статье 15 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.
В статье 1 Закона N 27-ФЗ дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Следовательно, срок предоставления сведений о застрахованных лицах за 2011 год - не позднее 15.02.2012.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет ответственность страхователя по части 3 статьи 17 названного Закона в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Факт получения страховщиком индивидуальных сведений от МБДОУ "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида" за 2011 год 15.02.2012, то есть в определенный законом срок, подтверждается материалами дела.
Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год были представлены учреждением по электронным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что страхователем не были представлены в органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения на обязательное пенсионное страхование, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Таким образом, вменять в вину учреждения непредставление сведений нельзя, поскольку такие сведения были представлены своевременно.
При проверке данных сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в отчете были выявлены ошибки, в связи с чем страхователю был направлен отрицательный протокол контроля отчетности с предложением представить исправленную отчетность до 05.03.2012.
Между тем, Закон N 27-ФЗ, возлагая на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений.
В случае если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решения о том, что сведения являются непредставленными.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения.
Однако из материалов дела не следует, что учреждение привлекалось к ответственности за такое нарушение.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 Инструкции N 987н устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Как следует из протокола ошибок при проверке отчетности сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 17.02.2012 (л.д. 12-13) недочеты в оформлении отчета состояли в "несоответствии начисленных страховых взносов за квартал с формой СЗВ-6-3".
То есть допущенные страхователем нарушения не являются теми индивидуальными сведениями о застрахованных лицах, ответственность за непредставление (недостоверное представление) которых установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Указанные нарушения не содержат какой-либо информации о застрахованных лицах для реализации пенсионных прав последних, не ведут к нарушению прав застрахованных лиц.
Кроме того, как указано ранее, такое нарушение, как представление неполных или недостоверных сведений плательщику в решении и не вменялось.
Указание в решении Управления от 12.04.2012 на то, что учреждением не представлены исправленные сведения на обязательное пенсионное страхование за 2011 год в срок до 05.03.2012, который установлен в протоколе ошибок, также является неправомерным.
Само по себе нарушение страхователем срока для представления корректирующих индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, на что указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N ВАС-8836/11.
Таким образом, Управление неправомерно привлекло учреждение к ответственности за несвоевременное представление вышеуказанных сведений.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.11.2012 по делу N А27-17397/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
М. Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17397/2012
Истец: ГУ-УПФ РФ в Центральном районе г. Прокопьевска Кемеровской области
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N 66 "Родничок" комбинированного вида"