О некоторых проблемах, связанных с правильностью определения
начала течения срока для предъявления к принудительному исполнению
постановления о взыскании административного штрафа
Кодекс об административных правонарушениях РФ, введенный в действие с 1 июля 2006 г., содержит нормы как материального, так и процессуального права. При этом следует отметить, что норм, регулирующих процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, в данном кодексе содержится крайне недостаточно. Это порождает много вопросов процессуального характера в ходе рассмотрения конкретных дел.
В постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, состоявшихся 24 марта 2005 г. (N 5) и 24 октября 2006 г. (N 18), содержатся разъяснения по многим вопросам процессуального характера, что способствует формированию единообразной практики рассмотрения конкретных дел. Вместе с тем можно привести примеры, когда в обоснование своей правовой позиции участники процесса ссылаются на неверное толкование отдельных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
Проблемы, в частности, возникают в стадии принудительного исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа. Имеют место случаи, когда некоторые судебные приставы-исполнители выносят постановления о возврате без исполнения постановлений о взыскании административных штрафов в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению. При этом начало течения трехмесячного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению судебные приставы-исполнители исчисляют, начиная с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа.
Свою правовую позицию в таких случаях судебные приставы-исполнители мотивируют тем, что ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" определен не только срок (три месяца) предъявления к исполнению постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности, но и четко определен момент начала течения этого срока (день вынесения постановления о привлечении к административной ответственности).
Более того, в обоснование своей правовой позиции судебные приставы-исполнители ссылаются на разъяснения, которые даны в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указывая, что в этом пункте Пленум однозначно разъяснил, что при решении вопроса о принятии к принудительному исполнению постановления о назначении административного наказания необходимо руководствоваться, в том числе, и положениями ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", где в подп. 4 п. 2 прямо указано, что срок предъявления к исполнению исполнительных документов указанных в подп. 5 п. 1 этой же статьи, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления. В подп. 5 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" речь как раз и идет о постановлениях органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Представляется, что, рассматривая дела по жалобам на действия судебных приставов-исполнителей по вынесению постановления о возврате без исполнения исполнительного документа, суды обоснованно признают неправильной правовую позицию судебных приставов-исполнителей в части определения начала течения срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. При этом необходимо иметь в виду следующее.
Действительно, в разъяснениях, которые даны в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указано, что при приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. С учетом этого, а также требований ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающей срок предъявления документов к исполнению, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению, несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в указанном выше разъяснении говорится о том, что в ходе приведения в исполнение постановления о назначении административного наказания должен соблюдаться как установленный ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ срок давности исполнения такого постановления, так и установленный ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" трехмесячный срок предъявления этого постановления к исполнению.
Представляется, что при определении момента, с которого должен исчисляться трехмесячный срок для предъявления к исполнению постановления о назначении административного наказания, необходимо руководствоваться законодательством с учетом его хронологического развития.
До настоящего времени в подп. 4 п. 2 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что трехмесячный срок предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Между тем указанная норма была принята в 1997 году, когда действовал КоАП РСФСР. В соответствии со ст. 278 КоАП РСФСР постановление о назначении административного наказания подлежало исполнению с момента его вынесения. Таким образом, в момент принятия ФЗ "Об исполнительном производстве" подп. 4 п. 2 ст. 14 ФЗ полностью соответствовал действовавшему в то время КоАП РСФСР.
С 1 июля 2002 г. введен в действие КоАП РФ, которым было предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу лишь после истечения срока для обжалования этого постановления, а в случае его обжалования - после рассмотрения жалобы (или нескольких жалоб) в установленном законом порядке. В соответствии с ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ, к исполнению может быть обращено лишь вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Об этом же говорится и в ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ.
Следовательно, положения подп. 4 п. 2 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" вошли в противоречие с положениями ч. 2 ст. 31.2 и ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ. Представляется, что в этой ситуации необходимо руководствоваться положениями хронологически более позднего нормативного акта, т.е. положениями ч. 2 ст. 31.2 и ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ и начало течения трехмесячного срока для предъявления к принудительному исполнению постановления о взыскании административного штрафа следует исчислять со дня вступления этого постановления в законную силу.
Именно так следует понимать и разъяснения, данные п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где Пленум прямо указал "...надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Поскольку к исполнению может быть обращено лишь вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности, то правовая позиция некоторых судебных приставов исполнителей исчисляющих начало течения срока со дня вынесения этого постановления, является неприемлемой еще и потому, что в случаях использования всех возможных вариантов обжалования постановления должностного лица о привлечении кого-либо к административной ответственности в виде штрафа (обжалование вышестоящему должностному лицу, обжалование в районный, а затем в областной суд) это постановление к принудительному исполнению может быть обращено лишь после истечения трехмесячного срока со дня его вынесения. В данном случае этот трехмесячный период будет использован на рассмотрение жалоб в перечисленных выше инстанциях, а также в соответствии с требованиями пп. 1, 5 ст. 32.2 КоАП РФ лицу, привлеченному к административной ответственности в виде штрафа, дается месячный срок со дня вступления постановления в законную силу для добровольной уплаты штрафа.
Вышеизложенное со всей очевидностью свидетельствует о неправильности приведенной выше правовой позиции некоторых судебных приставов-исполнителей и о необходимости приведения положений ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствие с положениями КоАП РФ.
Ю.М. Жаднов,
судья, член президиума Ульяновского областного суда
"Российская юстиция", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых проблемах, связанных с правильностью определения начала течения срока для предъявления к принудительному исполнению постановления о взыскании административного штрафа
Автор
Ю.М. Жаднов - судья, член президиума Ульяновского областного суда
"Российская юстиция", 2007, N 11