Право граждан на семейное благополучие как основание,
смягчающее административную ответственность
при нарушении иммиграционных правил
В ст. 3.2 КоАП РФ в качестве одного из административных наказаний названо административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации. Нормы Особенной части Кодекса, в которых предусматривается данная санкция, можно условно назвать иммиграционными правонарушениями. В них основным наказанием является административный штраф, выдворение обозначено лишь в качестве дополнительного. Поэтому назначение последнего находится в прямой зависимости от наличия обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении, результатом которого может стать административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, является семейное положение деликвента. Его важность обусловлена тем, что принудительная высылка может затронуть права российского супруга выдворяемого иностранца, а также их детей. В этом духе высказывались Конституционный Суд Российской Федерации, Европейский Суд по правам человека. В Постановлении Европейского Суда по делу Аль-Нашиф и другие против Болгарии (от 29 июня 2002 N 50963/99) обращалось внимание на необходимость при решении вопроса о депортации "рассмотреть вопрос об уважении права заявителей на семейную жизнь"*(1). В Определении Конституционного Суда от 2 марта 2006 N 55-0 возможность принудительной высылки предложено соизмерять с личностными характеристиками иностранного гражданина, его семейным положением и степенью общественной опасности совершенных им административных правонарушений*(2). Таким же путем идет практика федеральных судей*(3). Например, брак между российским гражданином и гражданкой Грузии стал основанием неприменения к последней административного выдворения. Судья указал, что в противном случае "ей в течение пяти лет будет запрещен въезд на территорию Российской Федерации и она не сможет видеть своих детей"*(4).
Материально-правовым основанием позиции судов является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), в ст. 8 которой закрепляется право каждого на уважение его семейной жизни. Согласно ч. 2 этой статьи высылка иностранца, разлучившая его с семьей, может рассматриваться как неоправданное вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на семейное благополучие*(5). Данная норма корреспондирует положениям Всеобщей Декларации прав человека, ст. 16 которой объявляет семью "естественной и основной ячейкой общества", обладающей правом на "защиту со стороны общества и государства"*(6). Наконец, в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации также провозглашена государственная защита "материнства и детства". Административное выдворение иностранного гражданина, может нарушить конституционное право его детей на равное воспитание и заботу со стороны обоих родителей (ч. 2 ст. 38). С учетом ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции все указанные нормы имеют прямое действие и, следовательно, должны быть непосредственным руководством для судей, принимающих постановления о высылке иностранцев с территории России.
Взаимосвязь административного выдворения с семейным положением выдворяемого имеет и процессуальные основания. В ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судьям предоставлена возможность признавать смягчающими обстоятельства, не обозначенные в настоящем Законе. А.П. Шергин справедливо связал данную норму с проявлением "гуманизма в административно-юрисдикци-онном процессе"*(7). Учет этих обстоятельств позволяет уменьшить наказание в пределах санкции Особенной части Кодекса, не применять дополнительное наказание*(8) (в том числе и выдворение). Безусловно, наличие у иностранного гражданина в России семьи, особенно несовершеннолетних детей, должно рассматриваться как основание для снижения строгости закона. В этом случае государство обеспечивает защиту членов семьи, которые могут лишиться возможности непосредственного общения с одним из своих близких в течение пятилетнего срока, возможно также ухудшение их материального положения. Имеется и другое объяснение. Высылку из страны следует рассматривать как исключительную меру административной ответственности, применяемую к лицам, не имеющим российского гражданства. Ее назначение обусловливается существенными нарушениями иммиграционного законодательства, свидетельствующими о принципиальном неприятии деликвентом правопорядка государства своего нахождения, в том числе порядка пребывания в нем иностранных граждан. Семья, проживающая в России, может свидетельствовать об обратном: человек связал себя с Российской Федерацией, желает укорениться в ней, но по каким-то причинам нарушил обязанности, предусмотренные иммиграционным законодательством. При определенных обстоятельствах следует предоставлять такому лицу возможность исправиться, оставив его в стране и применив к нему наказание в виде административного штрафа (кстати, довольно существенного).
Подобное обстоятельство, тем не менее, не должно стать безусловным основанием освобождения правонарушителя от выдворения.
Некоторые вопросы может вызвать степень родственных связей и пределы родства выдворяемого с членами его семьи. Обычно близкими родственниками признаются братья, сестры, родители, дети*(9). На практике вполне возможно их совместное проживание в любом сочетании. Представляется, что наиболее прочным основанием неприменения выдворения является наличие в семье иностранного гражданина несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что их нужно не только воспитывать, но и содержать, а удаление одного из родителей с российской территории может существенного затруднить реализацию им родительских обязанностей. Причем, развод родителей или раздельное их проживание вовсе не освобождает одного из них от исполнения указанных обязанностей (ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Необходимо учитывать и трудоспособность иных членов семьи иностранного правонарушителя. Так, судья оставил на российской территории выходца из Казахстана на том основании, что он "постоянно проживает с матерью в ее квартире", "в суде он признал вину в правонарушении и раскаялся, имеет на иждивении мать-пенсионерку"*(10). Иностранный гражданин вполне может содержать и других родственников, не обязательно близких. Но возможность использования такого обстоятельства в качестве смягчающего административное наказание нужно ограничить. Судья должен установить действительные материальные трудности находящихся на иждивении лиц, которые на самом деле не смогут содержать себя без помощи правонарушителя. Как представляется, показаний самого лица, привлекаемого к административной ответственности, здесь не достаточно. В противном случае, выдворение ставится в зависимость от слов правонарушителя. В качестве доказательств могут использоваться показания свидетелей: участкового уполномоченного, социальных работников, родственников, чьи права могут пострадать в результате выдворения. Свидетельские показания возможно усилить соответствующими документами (например, подтверждающими нетрудоспособность члена семьи).
Итак, судьям при решении вопроса о назначении административного выдворения следует учитывать семейное положение нарушителя иммиграционных правил. Это соответствует международным обязательства Российской Федерации, а также способствует реализации принципа гуманизма ее административно-деликтного законодательства. Государство, в таком случае, гарантирует, провозглашенную Конституцией, защиту материнства и детства. С другой стороны, данное правило не должно стать безусловным основанием для освобождения от административного выдворения. Злостных правонарушителей следует выселять из страны в любом случае. Поэтому судьям нужно тщательно подходить к установлению фактов, свидетельствующих о семейном положении: они должны подтверждаться официальными документами, а также свидетельскими показаниями. Это станет залогом обоснованности и законности постановлений по делам об административных правонарушениях в иммиграционной сфере.
О.Н. Шерстобоев,
старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства,
административного права Сибирского университета потребительской
кооперации
"Российская юстиция", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановлении Европейского Суда по делу Аль-Нашиф и другие против Болгарии (от 29 июня 2002 N 50963/99) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека, российское издание. - 2002. - N 6 // www.echr.ru (10.09.2007).
*(2) Определение Конституционного Суда РФ "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п. 7 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 2.03.2006 N 55-О // Собрание законодательства РФ, 15.05.2006 N 20. Ст. 2213.
*(3) Нужно отметить, что часто судьи вообще не устанавливают особенности семейного положения иностранного гражданина, а иногда, без видимых причин, не учитывают его, применяя административное выдворение. Один из таких случаев представлен в Российской газете. (Графова Л. Журавлевы не нужны России? // Российская газета. - 2006. - 28 апреля // www.rg.ru/2006/04.28/departaciya.html.).
*(4) Д. 5-144/2005 Материал о выдворении Ш. // Архив Ленинского районного суда г. Новосибирска.
*(5) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим. 4 ноября 1950 // Бюллетень международных договоров. - 2001. - N 3.
*(6) Всеобщая Декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
*(7) Шергин А.П. Комментарий к ст. 4.2 // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Изд. второе, перераб. и доп. / Редакционная коллегия: Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. - М.: ООО "ТК Велби", 2002. - С. 58.
*(8) Глушко Е.К. Комментарий к ст. 4.2 // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э.Н. Ренова. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. - С. 59.
*(9) Так, согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры). Похожий подход отмечается в примечании к ст. 25.6 КоАП РФ: В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
*(10) Постановление от 14 марта 2007 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, возбужденного в отношении П. // Архив Назаровского городского суда Красноярского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право граждан на семейное благополучие как основание, смягчающее административную ответственность при нарушении иммиграционных правил
Автор
О.Н. Шерстобоев - старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, административного права Сибирского университета потребительской кооперации
"Российская юстиция", 2007, N 11