Механизмы осуществления гражданских прав в области
профессионального спорта
В настоящее время активно создается законодательство, регулирующее отношения в области профессиональных физкультурно-спортивных отношений. Идет поиск действенных правовых механизмов, формируется понятийный аппарат. На этом пути правоведам предстоит решить ряд крайне важных проблем, связанных как с осознанием определенных понятийных основ, так и с уяснением их функциональных возможностей в практическом решении конкретных задач, в правоприменении. В первую очередь, целесообразно определить конституирующие элементы рассматриваемых отношений: виды профессиональной спортивной деятельности, источники правового регулирования данных отношений, субъектный состав.
На наш взгляд, к профессиональной спортивной деятельности относятся игровая физкультурно-спортивная деятельность, спортивно-судейская и тренерская деятельность, а также работа иных специалистов в области профессионального спорта (врачей, массажистов, консультантов, психологов, технических работников и других).
Субъектами профессиональных физкультурно-спортивных отношений выступают профессиональные физкультурно-спортивные организации, профессиональные спортсмены, тренеры, профессиональные спортивные судьи, агенты в области профессионального спорта и иные специалисты (врачи, массажисты, консультанты, психологи, технические работники и др.), заключающие договоры на оказание соответствующих услуг или выполнение работ в области профессионального спорта. Профессиональные физкультурно-спортивные организации - это некоммерческие организации, основной целью которых является организация спортивных зрелищных мероприятий, осуществление спортивной, физкультурно-оздоровительной и просветительской деятельности. Профессиональные физкультурно-спортивные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Представляется, что профессиональный спорт должен строиться на принципе свободы выбора профессиональными спортсменами, тренерами, профессиональными спортивными судьями и иными специалистами (врачами, массажистами, консультантами, психологами, техническими работниками и др.) места профессиональной спортивной деятельности. В целом справедливо мнение В.П. Васькевича, что договорное регулирование отношений в области профессионального спорта "имеет свою систему ... : гражданско-правовые договоры, трудовые договоры и смешанные договоры"*(1). Однако трудно согласиться с утверждением, что "при заключении смешанного договора с элементами трудового, последние будут иметь субсидиарный характер"*(2). Сторонам договора должна быть предоставлена возможность заключать договор предусмотренный как гражданским, так и трудовым законодательством, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Стороны могут заключить трудовой договор, в котором содержатся элементы различных гражданско-правовых договоров (смешанный отраслевой договор). В случае противоречия условий договора должны применяться условия договора, вытекающие из трудового законодательства. Гражданско-правовые условия договора соответственно определяются в соответствии с принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
В процессе осмысления способов гражданско-правового регулирования отношений в области профессионального спорта первостепенным является определение правовой природы договора о профессиональной спортивной деятельности, иных договоров (вспомогательных или обслуживающих, спортивную деятельность), формирования правового регулирования перехода профессионального спортсмена в другие физкультурно-спортивные организации.
По договору о профессиональной спортивной деятельности исполнитель (профессиональные спортсмены, тренеры, профессиональные спортивные судьи и иные специалисты) обязуется по заданию заказчика (профессиональной физкультурно-спортивной организации) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в области профессионального спорта), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Профессиональные спортсмены, тренеры, профессиональные спортивные судьи и иные специалисты вправе заключать соответствующие гражданско-правовые договоры в области профессиональной спортивной деятельности с момента государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, договор о профессиональной спортивной деятельности должен предусматривать следующие существенные условия: предмет деятельности исполнителя; срок действия договора; размер вознаграждения исполнителя, сроки и порядок его уплаты; порядок выплаты компенсации за досрочное расторжение договора по инициативе одной из сторон.
Если иное не предусмотрено договором о профессиональной спортивной деятельности, исполнитель обязан оказать услуги лично. Каждая из сторон вправе отказаться от исполнения обязательств по договору о профессиональной спортивной деятельности лишь при условии выплаты предусмотренной компенсации за досрочное расторжение договора. Если иное не предусмотрено Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ или иным специальным нормативно-правовым актом, к договору о профессиональной спортивной деятельности должны применяться правила главы 39 Гражданского кодекса РФ.
По окончании срока действия договора о профессиональной спортивной деятельности и выполнения предусмотренных по нему обязательств, профессиональный спортсмен, тренер, профессиональный спортивный судья и другие специалисты в области профессионального спорта, должны иметь право по взаимному согласию с профессиональной спортивной организацией заключить новый договор о профессиональной спортивной деятельности на прежних или измененных условиях либо заключить договор с иной профессиональной спортивной организацией.
До истечения срока действия договора о профессиональной спортивной деятельности или невыполнения предусмотренных по нему обязательств, заключение профессиональным спортсменом, тренером, профессиональным спортивным судьей или другими специалистами в области профессионального спорта договора с иной профессиональной спортивной организацией возможен только на основе трехстороннего соглашения. Сторонами трехстороннего соглашения выступают: а) профессиональный спортсмен, тренер, профессиональный спортивный судья или иной специалист в области профессионального спорта, сторона действующего договора с профессиональной спортивной организацией; б) профессиональная спортивная организация - сторона действующего договора с профессиональным спортсменом, тренером, профессиональным спортивным судьей или иным специалистом в области профессионального спорта; в) профессиональная спортивная организация, заинтересованная в услугах профессионального спортсмена, тренера, профессионального спортивного судьи или иного специалиста в области профессионального спорта.
Предметом трехстороннего соглашения могут быть условия (условия перехода), на которых профессиональный спортсмен, тренер, профессиональный спортивный судья и другие специалисты в области профессионального спорта: а) оказывают соответствующие услуги в области профессионального спорта другой профессиональной спортивной организацией; б) расторгают прежний и заключают новый договор с другой профессиональной спортивной организацией. Условия трехстороннего соглашения должны соответствовать закону, а также соответствующим правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.
К числу посреднических договоров, используемых в практике профессиональных спортивных отношений, относятся агентский договор, договор комиссии и договор поручения. По агентскому договору в области профессиональной физкультурно-спортивной деятельности одна сторона (спортивный агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципал) юридические и иные действия либо от своего имени, либо от имени принципала с целью обеспечения участия профессиональных спортсменов в профессиональной спортивной деятельности. На стороне принципала может выступать профессиональный спортсмен либо профессиональная физкультурно-спортивная организация. Если иное не предусмотрено настоящим законом, к агентскому договору в области профессиональной физкультурно-спортивной деятельности должны применяться правила главы 52 ГК РФ. Для обеспечения условий надлежащей спортивной деятельности и повышения спортивного мастерства профессиональные спортивные организации и профессиональные спортсмены могут заключать соответствующие гражданско-правовые договоры: купли-продажи, аренды, подряда, возмездного оказания услуг и другие. Объектами данных договоров являются спортивные залы, игровые поля, ледовые и иные спортивные площадки, беговые дорожки, тренажерные залы, спортивные здания и сооружения, спортивный инвентарь и т.д.
Другая существенная проблема, связанная с регулированием профессиональных спортивных отношений - государственная поддержка профессионального спорта. Она может включать в себя: а) налоговые льготы для профессиональных физкультурно-спортивных организаций и профессиональных спортсменов, порядок предоставления которых определяется Налоговым кодексом РФ; б) таможенные льготы, порядок предоставления которых определяется Таможенным кодексом РФ; в) государственное и (или) муниципальное бюджетное финансирование. В частности, государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны обратить внимание на развитие спортивной промышленности: производство спортивного оборудования, одежды и спортивного инвентаря. Необходимо обратить внимание на следующие актуальные направления для развития производства физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря.
Государство, субъекты Российской Федерации должны оказывать правовую, организационную, информационную и финансовую поддержку производителям физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря и создавать систему мер для всестороннего и комплексного развития спортивной промышленности и физкультурно-спортивной инфраструктуры в Российской Федерации. На основании Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" необходимо принять долгосрочную федеральную целевую программу развития объектов по производству физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря, а также соответствующие программы развития спортивной промышленности и физкультурно-спортивной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Целесообразно разработать и реализовать федеральный национальный проект финансирования наиболее значимых государственных промышленных объектов по производству физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря, также физкультурно-спортивной инфраструктуры.
Государство может создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в производство физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря, а также в формирование физкультурно-спортивной инфраструктуры. Государственная и (или) муниципальная поддержка производства физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря, а также формирования физкультурно-спортивной инфраструктуры профессионального спорта может включать в себя:
а) налоговые льготы для производителей физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря, физкультурно-спортивной инфраструктуры;
б) таможенные льготы;
в) прямое государственное и (или) муниципальное бюджетное финансирование;
г) и иные виды поддержки.
Эффективными мерами поддержки профессионального и любительского спорта будет создание специальных фондов, основной целью деятельности которых будет привлечений инвестиций и финансирование производства физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря, а также формирование физкультурно-спортивной инфраструктуры.
Важно обратить внимание на экономическое и правовое обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание новых технологий производства физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря. В частности, государственные и неправительственные организации могут создавать специальные фонды, основной целью деятельности которых будет привлечение инвестиций и финансирование научных исследований по созданию новых технологий производства физкультурно-спортивного оборудования, одежды и инвентаря.
Кроме перечисленных мер возможной помощи, государственные и муниципальные органы могут поддерживать деятельность независимых средств массовой информации, основной целью деятельности которых является освещение спортивных событий, пропаганда физкультуры и спорта. Государству целесообразно формировать государственное телевизионное и радиовещание и своевременно обеспечивать их современным телекоммуникационным и иным необходимым оборудованием.
Представленные положения могут стать руководством для работы Правительства РФ, для органов всех уровней исполнительной власти, нормативной основой для создания соответствующей нормативно-правовой базы. Содержание предложений не сужает государственную поддержку, а позволяет выбирать самые перспективные на данный момент времени направления для государственной поддержки: правовой, организационной, информационной и финансовой. На каком-то историческом этапе развития спортивной промышленности это могут быть, в том числе, и налоговые, и таможенные льготы, а также бюджетное финансирование. Данное предложение представляет собой одну из вероятных возможностей государственной стратегии урегулирования правоотношений в сфере профессионального спорта, поскольку в настоящее время для этого отсутствуют соответствующие предпосылки. Тем не менее, на наш взгляд, действующий Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" исключать подобные предложения не должен.
Е.В. Вавилин,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий сектором отраслевых
проблем правовой политики Саратовского филиала Института государства
и права РАН
"Российская юстиция", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1). Васькевич В.П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 17.
*(2). Васькевич В.П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: Дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 161.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Механизмы осуществления гражданских прав в области профессионального спорта
Автор
Е.В. Вавилин - кандидат юридических наук, доцент, заведующий сектором отраслевых проблем правовой политики Саратовского филиала Института государства и права РАН
"Российская юстиция", 2007, N 11