г. Томск |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А27-15800/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Ждановой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения- Кузбасское регионального отделение Фонда социального страхования, филиал N 1
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 05 декабря 2012 года по делу N А27-15800/2012 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское"
к Государственному учреждению- Кузбасское регионального отделение Фонда социального страхования, филиал N 1
о признании недействительным решения от 26.07.2012 г. N 58 в части
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахтоуправление Анжерское" (далее -ОАО "ШУ Анжерское"", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (далее - ГУ-КРОФСС, Фонд) от 26.07.2012 г. N 58 "О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах" недействительным в части начисления штрафа в размере 28324 руб. 51 коп., недоимки в размере 141622 руб. 58 коп., пени в размере 12633 руб. 04 коп., с учетом утоненного требования.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2012 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительными решение ГУ-КРОФСС N 58 от 26.07.2012 г. в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 28 234 руб. 51 коп., начисления страховых вносов и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 141622 руб. 58 коп. и соответствующих сумм пени.
В апелляционной жалобе ГУ-КРФОСС, ссылаясь на неверное толковании судом пункта 2 части 1 статьи 9 ФЗ N 122-ФЗ от 24.07.2009 г., просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ШУ Анжерское" требований.
ОАО "ШУ Анжерское" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом и своевременно о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, в представленном отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Фонд провел выездную проверку ОАО "Шахтоуправление Анжерское" по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г., в ходе которой установил наличие расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные с нарушением законодательства РФ в сумме 68770 руб. 92 коп.; занижение облагаемой базы по страховым взносам на сумму 141622 руб. 58 коп., произошедшее в результате того, что не производилось начисление страховых взносов на единовременную компенсацию, выплачиваемую в случае установления впервые работнику утраты профессиональной нетрудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания из расчета 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной нетрудоспособности; а также перечисление ежемесячных обязательных платежей с июля по декабрь 2011 г. позже установленного законодательством срока.
Рассмотрев материалы проверки, директор филиала N 1 ГУ-КРОФСС принял решение от 26.07.2012 г. N 58 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на основании части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виду штрафа в размере 28723 руб. 39 коп., обществу также предложено уплатить недоимку в сумме 143616 руб. 94 коп., пени в размере 13058 руб. 21 коп.
Не согласившись с решением Фонда в части доначисления страховых взносов на единовременную компенсацию, выплачиваемую в случае утраты профессиональной нетрудоспособности в размере 141622 руб. 58 коп., начисления на них штрафа в размере 28324 руб. 51 коп., пени в размере 12633 руб. 04 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 5, 23, 27, 45 Трудового кодекса РФ, статьями 7, 9 Федерального Закона N 212-ФЗ от 25.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее-Закон N165-ФЗ), правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 01.11.2011 N6341/11, исходил из того, что единовременные выплаты работникам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве, осуществленные в соответствии с межотраслевым соглашением, признаются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством РФ.
Возражая относительно данных выводов суда ГУ-КРОФСС указывает на то, что статьей 9 Закона N 212-ФЗ единовременное вознаграждение работникам, получившим право на пенсионное обеспечение и единовременная компенсация в случае установления работнику впервые утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания не включены в перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно статье 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения наряду с указанными в данной статье нормативными правовыми актами регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (статья 45 ТК РФ).
Под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 23 ТК РФ).
Социальное партнерство осуществляется, в частности, в формах коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений (статья 27 ТК РФ).
В соответствии со статьей 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (статья 184 ТК РФ).
Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (пп. "а" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 6341/11 установлено, что единовременные пособия, выплаченные обществом в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором работникам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее- Закон N 125-ФЗ) размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного, единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.
Следовательно, единовременные выплаты работникам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве, осуществленные в соответствии с межотраслевым соглашением в пределах норм, установленных в соответствии с Законом N 125-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются, поскольку признаются компенсационными.
В случае если сумма таких выплат, предусмотренная межотраслевым соглашением, превышает установленные законодательством нормы, такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Между тем, следуя материалам дела, Фондом указанные обстоятельства не устанавливались, доказательств того, что сумма таких выплат, предусмотренная межотраслевым соглашением, превышает установленные законодательством нормы, материалы проверки не содержат.
Кроме того, обстоятельств незаконной выплаты единовременной компенсации, в связи с утратой трудоспособности по профзаболеванию вследствие производственной травмы или профессионального заболевания, что исключало бы компенсацию морального вреда, Фондом не установлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии у ГУ- КРФОСС оснований для доначисления страховых взносов на сумму единовременной компенсации из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, начисления соответствующих сумм пени и привлечения Общества к ответственности за неуплату страховых взносов.
Доводы ГУ -КРОФСС о том, что отраслевое соглашение по угольной промышленности, согласно которому производится выплата единовременного вознаграждения работникам в связи с утратой профтрудоспособности, не относится к законодательным актам РФ, субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, а равно на указание судом, что данная единовременная компенсация не связана с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, а выплачивается в связи с фактом работы в любых организациях угольной промышленности РФ на любых должностях за весь период работы, не изменяют характер выплат, произведенных работодателем в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, в том числе, признания таких выплат компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством РФ и в соответствии с межотраслевым соглашением и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции по существу спора.
Не определение судом размера пени применительно к оспариваемой сумме доначисленных страховых взносов, не влечет отмену судебного акта, суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте указал на невозможность определить конкретную сумму пени, начисленную непосредственно в связи с неуплатой недоимки в сумме 141 622, 58 руб., поскольку сумма пени начислена на всю недоимку, включая и не оспариваемую заявителем, в связи с чем, лишен был возможности указания конкретной суммы пени.
Доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные арбитражным судом первой инстанции, не свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводящиеся лишь к иной оценке ГУ-КРОФСС обстоятельств дела, иному толкованию закона, не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим законодательством о страховых взносах и трудовым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт, оснований для отмены которого, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 декабря 2012 года по делу N А27-15800/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. А. Усанина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15800/2012
Истец: ОАО "Шахтоуправление "Анжерское"
Ответчик: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1