18 февраля 2013 г. |
А11-4662/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Собинского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.10.2012,
по делу N А11-4662/2012,
принятое судьей Мокрецовой Т.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" (115191, г.Москва, ул.Городская, д.8; ИНН 7705008315, ОРГН 1037739028073) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Собинского района Владимирской области,
без участия лиц,
и установил:
открытое акционерное общество "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" (далее - ОАО "СПК Мосэнергострой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Собинского района Владимирской области (далее - орган местного самоуправления, администрация Собинского района), выразившегося в отказе принять в муниципальную собственность жилищный фонд, расположенный в д.Курилово Собинского района Владимирской области.
Решением от 18.10.2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные требования, признал незаконным бездействие администрации Собинский района, выразившееся в отказе в принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, расположенного в д.Курилово Собинского района Владимирской области. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления принять в муниципальную собственность жилой фонд.
Не согласившись с принятым решением, администрация Собинского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Орган местного самоуправления настаивает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Собинского района Владимирской области, полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях; обеспечение жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относятся к вопросам местного значения поселений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание 11.02.2012 не обеспечили.
Ранее в судебных заседаниях, состоявшихся 26.11.2012,14.01.2013 представитель администрации Собинского района принимали участие и поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Представитель ОАО "СПК Мосэнергострой" в судебном заседании 26.11.2012 указывал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в 1993 году в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 09.02.1993 N 94-р "О приватизации ГПСМО Мосэнергострой" Союзное Государственное производственное строительно-монтажное объединение "Мосэнергострой" преобразовано в ОАО "СПК Мосэнергострой".
24.11.1993 общее собрание членов акционерного общества коллективных крестьянских хозяйств "Ленинский путь" Собинского района Владимирской области (далее - АО ККХ "Ленинский путь") приняло решение о реорганизации юридического лица в форме присоединения к акционерному обществу "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" (далее - АО "СПК Мосэнергострой") на правах структурного подразделения.
На основании постановления администрации Собинского района от 24.12.1993 N 525 "О регистрации Куриловского сельскохозяйственного управления Мосэнергостроя" и приказа президента АО "СПК Мосэнергострой" от 26.11.1993 N 151а в состав АО "СПК Мосэнергострой" по балансу и состоянию на 01.01.1994 на правах обособленного подразделения принято АО ККХ "Ленинский путь" с переименованием последнего в Куриловское сельскохозяйственное управление Мосэнергостроя.
Согласно акту приёма-передачи зданий и сооружений от 24.12.1993 на баланс АО "СПК Мосэнергострой" передан жилищный фонд (жилые дома, жилые двухквартирные дома, коттеджи), расположенный в деревнях Курилово, Ваганово, Карачарово, Коробово, Юрово Собинского района, Владимирской области.
ОАО "СПК Мосэнергострой" обралось в администрацию Собинского района с заявлением о принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, расположенного в д.Курилово Собинского района Владимирской области.
Письмом от 06.03.2012 N 01-17-424 орган местного самоуправления уведомил Общество о готовности рассмотреть данный вопрос при условии передачи всего коммунального комплекса, включая котельную и водозаборные сооружения.
Оценив такой ответ администрации Собинского района как незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений), постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12 1991 N 3020-1 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 1 Приложения 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 предусмотрено, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, относится к объектам муниципальной собственности.
Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1) определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
В силу статьи 9 Закона N 4218-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В статье 1 Закона N 4218-1 дано понятие жилищного фонда - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счёт кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В то же время необходимо учитывать, что с 08.10.2003 вступил в действие (по частям) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно статье 1 Федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ определяет, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу пункта 3 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Часть 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ перечисляет имущество, которое может находиться в собственности муниципальных районов.
В силу части 3.1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов (часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ).
Как следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, отнесены к компетенции поселения.
Согласно статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения муниципального района обеспечение граждан жилыми помещениями и содержание жилищного фонда не включены.
Устав муниципального образования "Собинский район Владимирской области" (т.1 л.д.17-121) также не содержит положения о том, что к вопросам местного значения муниципального образования Собинский район Владимирской области относится вопрос содержания жилищного фонда и обеспечение граждан жилыми помещениями.
Таким образом, находящиеся на балансе Общества жилые дома и квартиры не могут быть переданы в собственность муниципального района.
Кроме того, в процессе производства по делу суд апелляционной инстанции установил, что часть жилых помещений в домах, а также некоторые дома уже являются собственностью проживающих в них граждан, что подтверждено документально (том 3).
С учетом такого обстоятельства в ведение органа местного самоуправления должны передаваться жилые дома, за исключением площадей помещений и другого имущества домов, принадлежащих определенным гражданам на праве собственности.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.10.2012 по делу N А11-4662/2012 отменить.
Открытому акционерному обществу "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" отказать в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4662/2012
Истец: ОАО "СПК" Мосэнергострой, ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Собинский район" Владимирской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования Собинский район