Инструменты и методы анализа финансовой отчетности.
Практические инструменты анализа: сравнительный анализ,
структурный анализ, серии трендов, анализ коэффициентов
Главному бухгалтеру постоянно приходится анализировать бухгалтерскую отчетность. Такой анализ предполагает использование конкретных приемов или методов, одним из которых может быть анализ баланса. Анализируя баланс, главный бухгалтер сумеет установить основные источники средств (собственные и заемные), основные направления вложения средств, соотношение средств и источников и другие характеристики с целью оценки имущественного положения предприятия. Но при этом мы получим информацию в абсолютных величинах, что не даст возможности точно определить динамику показателей. Такого анализа будет недостаточно для принятия обоснованных решений. Поэтому-то наряду с абсолютными величинами при рассмотрении бухгалтерской отчетности необходимо использовать различные приемы анализа. В целом все эти виды анализов будут составлять финансовый анализ. С помощью их можно оценить финансовое положение в целом.
Это анализы, которые будут предполагать расчет и оценку не только абсолютных, но и относительных величин. К таким анализам относятся горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный и расчет коэффициентов. Все эти анализы можно объединить и назвать финансовым анализом.
Для того чтобы проанализировать бухгалтерскую отчетность, можно воспользоваться горизонтальным и вертикальным анализами.
При горизонтальном анализе происходит изучение абсолютных показателей статей отчетности предприятия за определенный отчетный период, расчет темпов их изменения и оценку. Для этого строятся аналитические таблицы, аналогичные бухгалтерскому балансу. В них абсолютные показатели отчетности дополняются относительными, то есть просчитывается изменение абсолютных показателей как в сумме, так и в процентах. Почему горизонтальный? Да потому, что, применяя его, вы сравниваете суммы отчетности справа налево, т.е. по горизонтали. При этом вы сравниваете, анализируете количество на конец года с суммой на начала года по каждой строке. Горизонтальный анализ используется также для дополнения вертикального анализа финансовых показателей. Его целью является выявление изменений по каждой статье имущества и обязательств баланса или другой отчетности за определенный период. Он предоставляет возможность дать оценку этим изменениям.
Вертикальный анализ представляет собой данные отчетности в виде относительных показателей. Он подразумевает исчисление доли каждой статьи отчетности в его общей сумме, выраженной в процентах. При этом он позволяет производить оценку их изменения в динамике.
Вертикальный анализ позволяет оценить структурные изменения, происходящие в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов предприятия, коэффициентов рентабельности продукции и т.п.
Трендовый анализ означает анализ тенденций развития. Он является разновидностью горизонтального анализа, направленного на перспективу. Такой анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени. При этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, то есть основная повторяющаяся тенденция развития показателя, свободная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.
Трендовый анализ поможет вам оценить качественные сдвиги в финансовом положении предприятия.
Другой сравнительный (пространственный) анализ позволит вам провести сравнение и оценку показателей деятельности предприятия с показателями предприятий-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами, планами, базами и т.д.
А вот анализ коэффициентов (относительных показателей) поможет вам произвести расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, видов рентабельности. Такой анализ позволяет правильно оценить взаимосвязь показателей. Он используется при изучении финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, ликвидности его баланса.
В настоящее время в условиях рыночной экономики отчетность является средством эффективного взаимодействия предприятия и соответственно потребителей данной информации. Финансовая отчетность является единственно доступной и официально открытой как на российском, так и на международном уровне. И именно только эта финансовая отчетность может быть реально использована любыми рейтинговыми агентствами в качестве основной информационной базы при построении рейтинга предприятий.
Так, применение подобной информационной базы позволяет оценить фактическую ситуацию за определенный анализируемый период. А для использования результатов рейтинга в планировании и прогнозировании развития различных регионов необходима и дополнительная информация. Это информация о сложившейся экономической ситуации, например в стране, регионе, сфере деятельности. Это та информация, которая характеризует общее экономическое состояние страны, региона, области и служит основой для объективных выводов и определения влияния на финансовое состояние предприятий различных структур.
В целях выявления тенденций развития и оценки финансового состояния анализируемых предприятий необходима дополнительная информация, оказывающая значительное влияние на их деятельность.
Так, при переходе на МСФО очень целесообразно проводить сравнительный анализ. Этот анализ позволяет сравнить финансовое состояние предприятий по корпорациям, по структурам деятельности, а также по регионам и даже странам.
И вот предоставление информации об имуществе, источниках финансирования и результатах деятельности в соответствии с МСФО позволит обеспечить более точное сравнение российских предприятий с зарубежными.
Главной целью использования МСФО является гармонизация национальных систем учета и отчетности. Именно она служит повышением потребительских качеств финансовой отчетности транснациональных корпораций и других хозяйствующих субъектов.
Конечно же, переход на МСФО в полном объеме для компаний с биржевым листингом и компаний без листинга с широким кругом собственников позволит акционерам и потенциальным инвесторам получать верную и надежную информацию о финансовом состоянии таких предприятий.
Но есть отдельные положения МСФО, которые отрицательно сказываются на информативности финансовой отчетности. При этом возникают сложности в ее использовании при проведении определенного анализа финансового состояния предприятий, корпораций.
Так, например, финансовая отчетность состава источников финансирования имущества любого предприятия и сфер деятельности включает в себя собственный капитал. Этот капитал влияет на значения важнейших коэффициентов, рассчитываемых при сравнительном анализе финансового состояния предприятия. А в большинстве предприятий российских регионов значительную долю в собственном капитале составляет добавочный капитал. Собственный капитал предприятия имеет влияние на значения таких важнейших для анализа показателей, как коэффициенты обеспеченности запасов или активов собственными оборотными средствами, независимости, маневренности собственных средств, соотношения собственных и заемных средств, долгосрочного привлечения заемных средств, индекс постоянного актива и др. А добавочный капитал предприятия складывается за счет переоценок в сторону увеличения основных средств. Переоценка основных средств с января 1998 г. по решению Правительства проводится решением самих предприятий ежегодно, но не чаще одного раза в год. Рассчитывая добавочный капитал предприятия, необходимо учесть и влияние добавочного капитала, который образовался в результате переоценок основных средств, проведенных по решениям Правительства в начале 90-х годов.
И вот для того, чтобы подтвердить сложившиеся рыночные цены, надо провести сравнительный анализ.
Например, провести анализ данных о ценах на аналогичную продукцию от различных предприятий-изготовителей.
Провести анализ сведения об уровне цен от органов государственной статистики, торговых инспекций, СМИ.
Проанализировать и сравнить экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Этот способ на практике является самым распространенным.
В рамках МСФО основные средства должны систематически переоцениваться. При этом обязательно по рыночной стоимости на дату переоценки. Это нужно для того, чтобы балансовая стоимость основных средств существенно не отличалась от справедливой оценки на отчетную дату. А что такое справедливая стоимость? На основании МСФО 1, справедливая стоимость - это денежная сумма, которой достаточно для приобретения актива либо погашения обязательства при совершении сделки хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку независимыми сторонами.
Но при сравнительной оценке финансового состояния предприятий необходимо учитывать некоторые методические подходы при определении показателей рейтинга. Это прежде всего касается формирования величины собственного капитала, которая часто требует уточнений.
Еще раз остановимся на дооценке основных средств. В результате ее что происходит на предприятиях?
Происходит равновеликое увеличение счетов "Основные средства" и "Добавочный капитал", актива и пассива баланса на сумму разницы между восстановительной и балансовой стоимостью основных средств. При этом происходит увеличение суммы амортизации по переоцениваемым объектам и уменьшение на эту сумму добавочного капитала. А в балансе в пассиве отражается сумма остатка добавочного капитала, а в активе - основные средства по остаточной стоимости с учетом дооценки.
Речь идет о добавочном капитале. И в случаях выбытия (ликвидации, реализации) переоцененных основных средств по ценам ниже остаточной стоимости добавочный капитал, образованный от дооценки, должен уменьшаться, а не присоединяться к нераспределенной прибыли предприятия (п. 15 ПБУ 6/01).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при ликвидации полностью амортизированных основных средств сумма дооценки переносится в нераспределенную прибыль предприятия, и таким образом она остается в собственном капитале баланса.
Но это возможно только при реализации основных средств по стоимости выше балансовой. В этом случае вместо основных средств появляется другой актив - денежные средства за проданный товар. Это основывается на том, что в бухгалтерском учете не отражается уменьшение добавочного капитала в случае ликвидации основных средств, безвозмездной передачи, реализации ниже остаточной стоимости А сумма прироста от дооценки искусственно завышает реальную сумму оборотных средств.
И сейчас можно найти предприятия, у которых так и числится сумма дооценки выбывших в случае ликвидации основных средств, безвозмездной передачи, реализации ниже остаточной стоимости внеоборотных активов. Сумма у них отражается в бухгалтерской отчетности как завышенная сумма собственного капитала предприятия. А это отрицательно влияет на оценку финансового состояния. Ведь результаты сравнительного анализа могут привести к противоречащим реальной действительности выводам. И данные анализа нельзя будет использовать для принятия обоснованных управленческих решений.
Это общий недостаток МСФО 16 "Основные средства" и ПБУ 6/01, который дает возможность искажения информации в балансе, причем как в российской, так и в международной практике.
МСФО не предусматривают изменение добавочного капитала от ранее проведенных переоценок основных средств в сторону его уменьшения при ликвидации основных средств или реализации ниже их остаточной стоимости. При этом нарушается суть формирования актива и пассива баланса. Ведь в активе баланса должно отражаться имущество предприятия по его составу, а в пассиве - источники его финансирования.
Следовательно, проводя сравнительный анализ финансового состояния предприятий, следует учитывать некоторые методические подходы при определении показателей рейтинга. И это, прежде всего, при формировании величины собственного капитала, которая требует уточнения.
Поскольку в расчете собственного капитала участвует добавочный капитал по выбывшим основным средствам, неправомерно включать указанные суммы при его определении. В целях приведения собственного капитала к реальной сумме предприятиям рекомендуется вести аналитический учет добавочного капитала, отдельно по каждому основному средству, и применять при этом внутреннюю корреспонденцию по субсчетам на сумму ранее произведенной дооценки. Это должно происходить в случае реализации основных средств производственного назначения по ценам ниже остаточной стоимости по их ликвидации, реализации и отражаться на дебете счета "Прирост стоимости имущества по переоценке", кредите счета "Добавочный капитал по выбывшим основным средствам".
Для того чтобы определить, будет ли бизнес успешным, прибыльным, т.е. ликвидным, будет ли он приносит ожидаемые доходы, просто необходимо сравнивать результаты деятельности предприятия с престижными, уверенно стоящими на ногах предприятиями.
Для этого существует отраслевой анализ. Он служит для сопоставления текущих результатов деятельности, финансового положения и инвестиционных потенциалов реальных предприятий.
Разрабатывая эталонные параметры для сравнения показателей организации, нельзя забывать об ограничениях, связанных с таким методом сопоставления.
Эти ограничения накладываются элементами бизнес-среды, бизнес-стратегии и корпоративной стратегии.
Только после проведения отраслевого анализа можно перейти к анализу финансовой отчетности.
Есть большое количество коэффициентов, которые используются при анализе финансового состояния предприятий. И несмотря на то, что такие коэффициенты отчасти различаются в зависимости от стран и специализации предприятий, основная цель их использования остается неизменной - они используются при оценке работы предприятий за отчетный период в сопоставлении результатов деятельности отдельных других предприятий. При анализе отчетности по международным стандартам использованы основополагающие коэффициенты, применяемые в международной практике анализа деятельности предприятий.
Так, например, в коммерческих банках очень важным коэффициентом устойчивости финансового состояния является коэффициент достаточности капитала. Он характеризует "реальный" капитал в процентах от суммарных активов, взвешенных в отношении риска. Он свидетельствует о надежности и устойчивости банка в условиях возможных экономических трудностей. А определяется он отношением капитала банка к активам, взвешенным с учетом риска. В международной практике норма данного коэффициента составляет 8% согласно требованиям Базельского комитета.
Если нам надо проанализировать финансовое положение структурного подразделения, то придется применить специальную методику экономического анализа, учитывающую особенности деятельности данного подразделения. Методика для каждого подразделения должна быть индивидуальной. При этом показатели взаимосвязаны, они разнообразны, неравнозначны, но дополняют друг друга и составляют один комплекс методики анализа. Анализ можно провести путем сравнения с плановыми, нормативными, базисными, фактическими показателями прошлых лет, текущего периода, средними и другими. Показатели условно можно разделить на две группы. Это основные и дополнительные параметры. Основные параметры определяют отношение различных хозяйственных показателей. Дополнительные параметры принято называть трендовыми параметрами (индексами). Такие параметры дополняют и углубляют основные параметры. Трендовые показатели отражают относительные изменения фактических показателей. Они измеряются в долях единицы. А вот выражают они тренд основного показателя. Это изменение во времени по отношению к базовому значению основного показателя. Базовое может быть: нормативное, среднее, плановое, фактическое, прошлогоднее и т.д. А так как трендовые показатели, однотипны и сопоставимы, то их используют в расчете сводного (интегрального) индекса.
Расчеты по методике с помощью трендов осуществляются с помощью специально подготовленной программы с использованием таблиц Excel. Это позволяет проводить экспресс-анализ показателей. Однако отдельные показатели, в том числе используемые в расчете интегрального показателя, могут и не определяться из-за отсутствия базы данных.
Более подробно остановимся на примерах. Будем рассматривать трендовые показатели на основе структурного предприятия.
В структурном предприятии необходимо произвести оценку выполнения плана по производству товаров, услуг за отчетный период (это может быть месяц, квартал, год).
Оценка производится путем сопоставления плановых и фактических объемов работ. В результате такого сопоставления исчисляется трендовой индекс прироста объема работ. Он равен:
ИтВП = (Впплц (фактический объем) - Впо (плановый объем)) / "т" выделяет трендовый показатель, участвующий в расчете интегрального показателя.
Если в предприятии необходимо провести анализ выполнения плана по себестоимости за любой отчетный период, то это надо сделать путем сравнения плановых и отчетных данных по затратам предприятия. Так как себестоимость - это и есть полученные затраты производства. И вот выполнение этого плана по затратам определяется трендовым индексом выполнения плана затрат на производство (ИтЗ):
ИтЗ = (Зп(фактическая себестоимость) - Зо(лимит, план)) / Зо
Такой показатель очень значим, но он не отвечает логике разрабатываемой методики. Ведь при положительной тенденции деятельности предприятия, даже в случаях, когда фактические затраты не превышают плановые, этот показатель все равно имеет отрицательное значение.
Поэтому данный индекс необходимо модифицировать, определив его как трендовый модифицированный индекс выполнения плана (лимита) затрат на производство - ИтмЗ, изменив знак в числителе дроби с вынесением знака "минус" за скобку числителя:
ИтмЗ = (-(Зп - Зо)) / Зо.
Теперь при уменьшении фактических затрат против лимита или плана данный показатель всегда будет положительным. Кроме того, он всегда будет возрастать по мере снижения затрат относительно плановых.
Главной особенностью данных показателей является то, что анализируемая себестоимость, формируемая в структурном подразделении, не включает в себя затраты головного предприятия.
В предприятии анализируется такой показатель, как материалоемкость произведенной продукции. Этот показатель обобщает использование материальных ресурсов (МE). Материалоемкость определяется путем отношения суммы материальных затрат (МЗ) к стоимости произведенной (валовой) продукции (ВП):
МE = (МЗ / ВП) х 100 коп.
Этот показатель также не отвечает логике формирования интегральных показателей, принципам отбора показателей для них и не может участвовать в расчете интегрального показателя. В связи с этим необходимо ввести новый показатель, который будет характеризовать материалоемкость продукции. Это трендовый индекс материалоемкости продукции (ИтМЕ).
Он будет определяться:
ИтМЕ = (МE(фактическая материалоемкость) - МЕо(базовая материалоемкость)) / МEо.
Но и этот показатель не отвечает логике методики. Здесь опять же, несмотря на то, что фактическая материалоемкость может быть меньше базовой, показатель все равно будет отрицательным.
Необходимо также модифицировать данный показатель. Это будет трендовый модифицированный индекс материалоемкости продукции ИтмМЕ, при этом изменен знак в числителе дроби с вынесением знака "минус" за скобку числителя:
ИтмМЕ = (-(МE - МЕо)) / МEо.
Анализируя фондовооруженность предприятия, мы столкнемся с той же проблемой. Вот как определяется фондовооруженность предприятия (ФТ):
ФТ = Ф (среднегодовая стоимость ОФ) / Чп (численность производственного персонала).
Так как традиционный показатель фондовооруженности труда не отвечает логике формирования интегральных показателей, то вводится новый показатель, характеризующий фондовооруженность труда. Это будет трендовый индекс фондовооруженности труда ИтФТ:
ИтФТ = (ФТ (фактическая фондовооруженность) - Фто(плановая, базовая фондовооруженность)) / ФТо.
Рассматривая обобщающиеся качественные показатели, нельзя не остановиться на самом основном показателе работы предприятия - производительности труда (ПТ).
Этот показатель определяется как отношение выполненного объема работ (ВТ) к численности производственного персонала (Чп).
ПТ = ВП / Чп.
В целях дальнейшего углубления в анализ производительности вводится новый показатель. Это трендовый индекс производительности труда (ИтПТ), он определяется по формуле:
ИтПТ = (ПТ (факт. производ.) - Пто (плановая произ. труда)) / ПТо.
Показатель, который определяет прибыльность предприятия, - это показатель рентабельности.
Этот показатель определяется отношением прибыли к произведенным расходам предприятия.
В настоящее время структурные предприятия не формируют у себя прибыль, все произведенные доходы и расходы они передают в головное предприятие. Поэтому применить у себя данный показатель они не могут. Но этот показатель очень важен, без него анализ - не анализ, поэтому для таких подразделений разработаны новые показатели рентабельности:
Так, традиционный показатель рентабельности - это рентабельность персонала (Рп). Он определяется отношением прибыли (П) к среднегодовой численности производственного персонала (Чп):
Рп = П / Чп.
А как в предприятии можно примерно посчитать прибыль? Это полученные доходы за минусом произведенных расходов.
Следовательно:
Рп = (В (выручку) - З затраты)) / Чп.
Для того чтобы получить новый показатель рентабельности для структурных предприятий, заменим выручку (В) и затраты (Т) на стоимость произведенной продукции (валовой) ВП и затрат на производство продукции ЗП, т.е. себестоимости. Эти исходные данные есть в таких предприятиях. И вот разность этих показателей и будет характеризовать условную прибыль предприятия. А теперь определим новый показатель рентабельности как рентабельность персонала по валовой продукции Рпвп:
Рпвп = (ВП (стоимость произведенной продукции) - ЗП (затраты на продукцию)) / Чп.
И можно еще ввести один новый показатель, характеризующий рентабельность персонала (по валовой продукции). Он будет определяться как трендовый индекс рентабельности персонала (по валовой продукции) ИтРпвп:
ИтРпвп = (Рпвп (плановая рентабельность) - Рпвп о (базовая рентабельность)) / Рпвп о.
Есть еще традиционный показатель рентабельности, это фондорентабельность РФ. Он определяется как отношение прибыли П к среднегодовой стоимости Ф.
РФ = (П / Ф) х 100% = ((В - З) / Ф) х 100%.
А теперь определим новый показатель рентабельности для структурных подразделений.
Заменим выручку (В) и полные затраты (З) соответственно на стоимость произведенной (валовой) продукции (ВП) и затраты на производство продукции (Зп). ЗП - это себестоимость структурного подразделения. И затем определим новый показатель рентабельности как фондорентабельность уже по валовой продукции (РФвп):
РФвп = (ВП - Зп) / Ф х 100%.
Можно также показатель, соответствующий принципам отбора и характеризующий фондорентабельность по валовой продукции, определить как трендовый индекс фондорентабельности по валовой продукции ИтРФвп. Он определяется:
ИтРФвп = (РФвп (фактическая фондорентабельность) - РФвп о (плановая, базовая фондорентабельность)) / РФвп о.
Еще один традиционный показатель рентабельности - это рентабельность производственной деятельности, называемой окупаемостью издержек (Рз). Он определяется отношением прибыли (П) к сумме общих произведенных затрат (З):
Рз = П / З х 100% = (В - З) / З х 100%.
Но для того чтобы применить этот показатель на структурном предприятии, его надо также видоизменить. Выручку также заменить на стоимость произведенной продукции, полные затраты заменить на затраты на производство продукции.
Заменив, получим новый показатель рентабельности - рентабельность затрат на производство продукции (Рзп)):
Рзп = (ВП - Зп) / Зп х 100%.
Помимо этого показателя вводится еще один, характеризующий рентабельность затрат на производство продукции, Это трендовый индекс рентабельности затрат на производство продукции ИтРзп), который определяется по формуле:
ИтРзп = (Рзп (фактическая рентабельность) - Рзп о (плановая рентабельность)) / Рзп о.
Следующий традиционный показатель рентабельности - это рентабельность продаж. Еще его можно назвать рентабельностью оборота (Ро). Он определяется как отношение прибыли П к сумме выручки В:
Ро = П х 100% = (В - З) х 100%.
Для получения нового показателя для структурного подразделения также заменим выручку и полные затраты на те же показатели, что описаны выше. И определим новый показатель - рентабельность оборота валовой продукции Роп.
Определяться он будет по следующей формуле:
Роп = (ВП - Зп) / ВП х 100%.
И тут же предлагается новый показатель, характеризующий рентабельность оборота (по валовой продукции). Это трендовый индекс рентабельности оборота (по валовой продукции) ИтРоп. Он будет определяться по формуле:
ИтРоп = (Роп (факт. рент) - Роп о (базовая рентаб.)) / Роп о.
Давайте еще раз обобщим. Итак, трендовые показатели отражают относительные изменения фактического показателя от базового к самому базовому показателю. Они измеряются в долях единицы. Выражают они тренд, то есть изменения основного показателя во времени по отношению, взятому за базовый, к значению основного показателя. Это позволяет использовать 9 трендовых показателей как однотипных и сопоставимых в расчете сводного интегрального трендового индекса.
А каждый трендовый показатель в отдельности отражает направление изменения основного показателя к базовому. Так при положительной тенденции индекс со знаком "+" характеризует превышение основного показателя над базовым, рост значения коэффициента при увеличении превышения А если видна отрицательная тенденции, тогда это будет индекс со знаком "-".
Так как в расчете интегрального индекса трендовые индексы участвуют со своими знаками, интегральный индекс будут характеризовать не только общее экономическое состояние хозяйствующего субъекта, но и суммарный тренд функционирования субъекта. Так, общее направление его функционирования - положительное - со знаком "+", будет означать рост, а отрицательное - спад.
Анализ коэффициентов также применяется при анализе использования активов предприятия.
Все активы предприятия могут подразделяться: на текущие т.е. оборотные активы, основные средства, остальные активы, в том числе нематериальные.
К оборотным активам предприятия относятся: денежные средства и их эквиваленты, ценные бумаги, расчеты по дебиторам, запасы предприятия, расходы будущих периодов и другие оборотные активы.
К основным средствам относятся здания, сооружения, машины и оборудование, земля, заводы, арендованные активы, инструменты и другие основные средства.
Остановимся на показателях использования активов.
Показатель оборачиваемости активов. Данный показатель позволяет оценить эффективность и интенсивность использования активов предприятия.
Возьмем актив предприятия "денежные средства". Для расчета коэффициента оборачиваемости необходимо реализацию предприятия разделить на денежные средства и их эквиваленты. Данный коэффициент отражает скорость оборота денежных ресурсов предприятия за определенный анализируемый период. Другими словами, данный коэффициент показывает, сколько рублей выручки приходится на каждый рубль данного вида активов. А так как денежные средства являются активами, не приносящими дохода, а денежные эквиваленты - как правило, ценные бумаги с низкой доходностью, то инвестиции в такие активы поддерживаются на уровне безопасного минимума.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определятся отношением реализации к дебиторской задолженности. Коэффициент показывает, сколько раз за определенный анализируемый период оборачивается дебиторская задолженность. При этом, если имеет место ускорение оборачиваемости, то происходит снижение значения показателя. А это в свою очередь свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами. Нельзя не отметить то, что уровень дебиторской задолженности прямо зависит от объема продаж.
И если главный бухгалтер хорошо проводит работу по взысканию ее со своих клиентов и они начинают вовремя оплачивать счета, то это гарантирует снижение дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости запасов определяется как отношение реализации к запасам предприятия. Он отражает скорость оборота запасов и затрат. Это число оборотов за отчетный период, за который материальные оборотные средства превращаются в денежную форму. Низкая оборачиваемость запасов может привести предприятие к возникновению залежалых, устаревших товаров. И для того чтобы этого не происходило, предприятие может снизить производство таких товаров или уменьшить цены на них.
Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала определяется как отношение реализации к рабочему капиталу. Коэффициент определяет скорость оборота рабочего капитала предприятия за анализируемый отчетный период. Это скорость оборачиваемости собственного оборотного капитала предприятия.
И если у вас на предприятии идет снижение коэффициента оборачиваемости, то это может происходить в связи с большим ростом рабочего капитала предприятия по сравнению с увеличением реализации. А это в свою очередь свидетельствует о неэффективном использовании собственного оборотного капитала предприятия.
Коэффициент оборачиваемости основных средств определяется как отношение реализации к основным средствам. Коэффициент отражает эффективность использования основных средств. Другими словами, это реализация продукции на 1 рубль стоимости внеоборотных активов реализованной продукции.
Низкое значение коэффициента оборачиваемости основных средств, а также тенденция к дальнейшему снижению будет свидетельствовать о неэффективном использовании внеоборотных активов. Это может быть за счет использования в процессе производства устаревшего, неэффективного оборудования или наличия возможных избыточных мощностей.
Коэффициент оборачиваемости прочих активов определяется как отношение реализации к прочим активам. Данный коэффициент служит показателем скорости оборота прочих активов. В состав прочих активов входят патенты и отсроченные расходы или другие затраты. И несмотря на то, что связи между этими категориями и текущим уровнем реализации может и не быть, предприятие не должно держать у себя активы, если таковые не увеличивают объем продаж или не приносят доход предприятию. Низкая оборачиваемость прочих активов может быть связана с неэффективным использованием данной группы активов. Это может быть также связано так и с инвестициями, которые предприятие направляет на дальнейшее увеличение продаж в будущем.
Коэффициент оборачиваемости всех активов определяется как отношение реализации ко всем активам. Данный коэффициент показывает, сколько раз за определенный анализируемый период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия. Коэффициент надо рассматривать неразрывно со значениями оборачиваемости отдельных составляющих активов предприятия.
Коэффициент оборачиваемости краткосрочной кредиторской задолженности определяется отношением реализации к краткосрочной кредиторской задолженности. Коэффициент отражает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение задолженности неблагоприятно влияет на ликвидность предприятия.
Однако при незначительном изменении все же наблюдается снижение показателя. Это говорит о том, что предприятие и дальше может пользоваться заемными средствами, а также о более эффективном использовании краткосрочных заемных средств.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала определяется как отношение реализации к оборотному капиталу. Коэффициент отражает скорость оборота материальных и денежных потоков предприятия за анализируемый отчетный период. И если предприятие использует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности, то появляется необходимость в дополнительном использовании заемных средств.
Если в предприятии наблюдается тенденция замедления оборачиваемости оборотного капитала, то в дальнейшем это представляет собой угрозу недостатка денежных средств для покрытия даже текущих нужд.
Лучшее представление об эффективности использования активов предприятия дает период оборота активов. Он равен количеству дней, необходимых для превращения данных активов в денежную форму. Период также является величиной, обратной коэффициентам оборачиваемости, умноженной на 360 дней. При этом период оборота активов прямо зависит от периодов оборота его составных частей.
Начнем рассмотрение структурного анализа с самого названия. Что же представляет из себя структура? Структура - значит внутреннее устройство. То есть это то, из чего состоит тот или иной предмет, вещь, элемент, комплекс.
Рассмотрим актив баланса, например основные средства. В балансе это одна из составных частей. Проводя структурный анализ основных средств, мы должны будем провести анализ всех его составных частей, то есть проанализировать его структуру, внутреннее состояние. А из чего же состоят основные средства? Это здания и сооружения, машины и оборудование, инструмент, земля и др. С помощью структурного анализа мы сможем определить роль отдельного самостоятельного основного средства в общем составе основных средств.
Более подробно остановимся на анализ материально-производственных запасов предприятия. Этот важный вопрос по большей части касается предприятий, чья деятельность направлена на управление потоками сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции, которые в совокупности являются структурой материально-производственных запасов предприятия (МПЗ).
Управление МПЗ - это комплексный подход, в котором все входящие элементы должны быть увязаны между собой. Ведь недостаточное внимание к одному из них ведет к снижению их эффективности.
А потому рациональное управление материально-производственными запасами производственного предприятия возможно лишь при наличии действенного механизма их оценки и качественного анализа. Одним из методов анализа МПЗ считается по праву структурный.
Мы уже привыкли рассматривать МПЗ в составе запасов, отраженных в разделе 11 баланса: сырье и материалы, готовая продукция и незавершенное производство.
Но МСФО предлагают несколько другую структуру МПЗ. Согласно МСФО 2, к МПЗ относятся: товары и другое имущество, предназначенные для перепродажи, готовая продукция, произведенная предприятием, незавершенная продукция, включающая в себя сырье и материалы, находящиеся в производственном процессе.
Переходя на международные стандарты, придется в составе МПЗ рассматривать запасы незавершенного производства. Поэтому, изучая структуру и величину запасов, необходимо обращать внимание на тенденции изменения не только производственных запасов, но и запасов незавершенного строительства. Анализ МПЗ служит для получения необходимой информации, дающей знать о положении составных частей МПЗ, их соответствие с рыночным спросом. Он позволяет выявить дополнительные резервы для расширения экономического потенциала предприятия.
Основные задачи анализа материально-вещественных оборотных средств следующие:
1) оценка текущего состояния запасов, их динамики, структуры;
2) оценка оборачиваемости материально-производственных запасов в целом и по элементам;
3) оценка взаимного соответствия динамики элементов материально-производственных запасов;
4) факторный анализ запасов готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов;
5) анализ поставщиков сырья и материалов;
6) оценка влияния факторов управления элементами материально-производственных запасов на различных этапах функционирования предприятия на их общую величину и на коэффициент обеспеченности собственным капиталом.
Итак, величина всех материально-производственных запасов формируется как сумма запасов сырья и материалов, запасов незавершенного производства и готовой продукции:
МПЗ = З + З + З ,
с нзп гп
где З - запасы сырья и материалов, тыс. руб.;
с
З - запасы незавершенного производства, тыс. руб.;
нзп
З - запасы готовой продукции, тыс. руб.
гп
Проводя, например, анализ остатков готовой продукции согласно общей методике, следует начинать со структурного анализа (АВС) по стоимости запаса, отражаемого в балансе предприятия, а также по участию конкретного номенклатурного вида продукции в финансовом результате деятельности предприятия. Такой структурный анализ позволит определить стратегические группы товарных запасов.
По результатам структурного анализа АВС, по стоимости запасов и по участию в формировании прибыли от реализации продукции номенклатурный ряд разбивается на девять групп. Для этого используется сводная матрица, приведенная в таблице.
Сводная матрица запасов готовой продукции
Стоимость | По участию в прибыли от продаж | ||||
А П |
В П |
С П |
Сумма по строке |
||
По стоимости в структуре запасов |
А С |
АА СП |
АВ СП |
АС СП |
SUM |
В С |
ВА СП |
ВВ СП |
ВС СП |
SUM | |
С С |
СА СП |
СВ СП |
СС СП |
SUM | |
Сумма по столбцу | SUM | SUM | SUM | Итого: |
Матрица сначала строится по позициям, а потом в ней отражаются запасы в стоимостном выражении.
АА ВВ СС
СП СП СП - так группы отражают типовую ситуацию, которая должна быть характерна запасам готовой продукции. Для предприятия было бы просто замечательно, если бы все номенклатуры запасов относились к этой группе. Но так не бывает.
Стратегическая группа запасов в матрице показана:
АС АВ АА
СП СП СП, так как запасы именно этих групп составляют основную долю запасов готовой продукции. При этом имеется различная доля в прибыли от реализации продукции. Конечно же, оценка данной категории запасов представляет особую важность.
Вторая по своему значению группа состоит из запасов групп:
ВА СА
СП СП
А также группы запасов:
ВВ
СП - так как, несмотря на невысокую стоимость остатков, их вклад в прибыль от продажи все же есть.
Учитывая все это, при анализе следует проанализировать данные группы запасов на достаточность и соответствие уровню спроса на продукцию. Ведь если они не отвечают требованиям рынка сбыта, их труднее будет продать, а от этого возникнут залежалые товары на складе, что повлечет за собой ухудшение финансового состояния.
Таким же структурным методом можно проанализировать и запасы незавершенного производства. Исходя из общей схемы анализа материально-вещевых оборотных средств, надо выделить остатки незавершенного строительства. Конечно же, категория запасов незавершенного производства отражает процесс приращения стоимости продукции. Этим она отличается от категорий запасов. Учитывая это, схема будет немного модифицированной. Анализ же будет проведен по объему производства и объему реализации продукции.
Аналогично проводится структурный анализ для категории запасов незавершенного производства. Исходя из общей схемы анализа материально-вещественных оборотных средств, необходимо структурировать остатки незавершенного производства по методу АВС. Категория незавершенного производства отражает процесс приращения стоимости продукции, тем самым отличается от категорий запасов сырья и материалов и готовой продукции. Учитывая особый характер данной категории запасов, структуризация объектов будет несколько модифицированной, анализ может быть проведен по объему производства и объему реализации продукции. Для этого необходимо также составить сводную матрицу запасов незавершенного производства. Конечно же, не получится в ней отразить моменты нахождения незавершенного производства на той или иной стадии производственного процесса. Но чем больше стадий производства будет пройдено, тем выше будет стоимость остатков незавершенного производства. Поэтому, таким же порядком выделив стратегические группы, необходимо проанализировать остатки незавершенного производства поэтапно. В целом запасы незавершенного производства могут зависеть от многих факторов. На это могут повлиять изменения остатков на начало периода, что будет характеризовать работу предприятия в предыдущем периоде. Могут повлиять и изменения расходов, связанных с выпуском продукции, и изменения фактической себестоимости завершенной производством продукции.
Вот коротко на примере мы рассмотрели применение структурного (внутреннего) анализа МПЗ.
Т.С. Фролова
"Горячая линия бухгалтера", N 23-24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.