г. Хабаровск |
|
22 февраля 2013 г. |
А37-2658/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "МагаданпромстройНИИпроект" - Прошкина О.И., директора общества, Ляухина Я.А., представителя по доверенности от 11.01.2012
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "МагаданпромстройНИИпроект"
на решение от 15 октября 2012 года
по делу N А37-2658/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Сторчак Н.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПромстройНИИпроект"
к Открытому акционерному обществу "МагаданпромстройНИИпроект"
о взыскании 500 000 руб.
третьи лица: Администрация муниципального образования "поселок Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, Магаданское областное государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы", Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, Общество с ограниченной ответственностью "Геофизстрой"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромстройНИИпроект" (ОГРН 1054900026884, место нахождения: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, 15; далее по тексту - ООО "ПромстройНИИпроект", истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Открытому акционерному обществу "МагаданпромстройНИИпроект" (ОГРН 1074910003508, место нахождения: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, 15; далее по тексту - ОАО "МагаданпромстройНИИпроект", ответчик) о взыскании 500 000 руб. задолженности по договору на разработку проектной документации от 01.02.2011 N 5.
Исковые требования заявлены на основании части 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), пунктов 5.5, 6.3 договора от 01.02.2011 N 5 и мотивированы наличием на стороне ответчика обязанности по возврату полученных по договору денежных средств вследствие ненадлежащего выполнения своих обязательств.
Решением суда от 15.10.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "МагаданпромстройНИИпроект", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит отменить принятый по делу судебный акт, в удовлетворении иска отказать. В обоснование приводит доводы о несоответствии выводов суда, положенных в основу решения, фактическим обстоятельствам дела.
ООО "ПромстройНИИпроект" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда о взыскании 500 000 руб. в силе, но изменить мотивировочную часть решения в части, касающейся обоснования неисполнения контракта ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" в разработке фундаментов.
Магаданское областное государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы" (далее - МОГАУ "Управление экспертизы") в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, полагало их необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению, просит обжалованный судебный акт оставить без изменения. При этом МОГАУ "Управление экспертизы" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы, изложенные в жалобе, настаивали на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Учитывая отсутствие возражений со стороны представителей ответчика, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся истца и третьих лиц (пункты 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В заседании суда 07.02.2013 объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, до 14.02.2013 до 16-00 часов.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 20.12.2010 N 1-59А-10 между Администрацией муниципального образования "поселок Дукат" Омсукчанского района Магаданской области (заказчик) и ООО "ПромстройНИИпроект" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 31.12.2010 на выполнение проектно-сметной документации и проведение изыскательских работ по строительству котельной на твердом топливе в поселке Дукат Омсукчанского района Магаданской области (л.д. 7-9 т. 1).
Предметом указанного муниципального контракта являлось выполнение работ по заданию заказчика по выполнению проектно-сметной документации (далее - ПСД) и проведение изыскательских работ по строительству котельной на твердом топливе в поселке Дукат Омсукчанского района Магаданской области строго в соответствии с техническим заданием, указанным в заявке на проведение аукциона, сдача заказчику результатов выполненных работ.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 контракта дата начала выполнения работ - 12.01.2011, дата окончания выполнения работ в полном объеме и сдача результатов работ - не позднее 12.02.2011.
Дополнительным соглашением от 11.01.2011 N 1 действие муниципального контракта приостановлено, в связи с необходимостью корректировки технического задания на выполнение проектно-сметной документации и проведение изыскательских работ, вызванной изменением тепловой нагрузки поселка Дукат на проектируемый объект (л.д. 10 т. 1).
Дополнительным соглашением от 11.04.2011 N 2 (л.д. 11 т. 1) действие муниципального контракта возобновлено, пункт 2.2 изложен в следующей редакции: дата начала выполнения работ - 11.04.2011, дата окончания выполнения работ в полном объеме и сдача результатов работ - 11.05.2011.
Дополнительным соглашением от 30.06.2011 N 4 срок завершения работ установлен до 11.07.2011 (л.д. 15 т. 1).
В нарушение части 3 статьи 38, части 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07. 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" дополнительным соглашением от 11.04.2011 N 2 (пункт 3 соглашения) утверждено новое техническое задание (л.д. 12-13 т. 1), из которого исключены изыскательские работы. При этом, общая стоимость работ по муниципальному контракту, предусмотренная пунктом 4.1, осталась прежней - 5 000 000 руб.
На основании пункта 3.1.3 муниципального контракта о праве подрядчика (ООО "ПромстройНИИпроект") привлекать к выполнению работ третьих лиц без письменного согласия заказчика, 01.02.2011 между ООО "ПромстройНИИпроект" (заказчик) и ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" (исполнитель) заключен договор N 5 на разработку проектной документации (далее - договор от 01.02.2011 N 5) (л.д. 18-20 т. 1).
Предметом договора от 01.02.2011 N 5 являлось выполнение работ по заданию заказчика по разработке конструкций фундаментов проектируемого объекта "Котельная на твердом топливе в поселке Дукат Омсукчанского района Магаданской области" в соответствии с заданием на проектные работы (Приложение N 1), принятие и оплата их результата заказчиком в сроки, установленные договором (пункт 1.1 договора от 01.02.2011 N 5).
Техническим заданием к договору (л.д. 21 т. 1) предусмотрена разработка архитектурных и конструктивных параметров фундаментов с учетом:
- материалов инженерно-геологических изысканий;
- конструктивных и архитектурных решений здания котельной;
- нагрузок от строительных конструкций, требуемого оборудования, снеговых и сейсмических нагрузок.
Заказчик принял на себя обязанность по предоставлению данных о принятых конструктивных и архитектурных решениях здания котельной, данных о составе и оборудовании, его размещении и соответствующих нагрузках (пункт 8 технического задания).
Таким образом, подготовка материалов инженерно-геологических изысканий возлагалась на исполнителя - ОАО "МагаданпромстройНИИпроект".
Согласно пункту 1.2 договора от 01.02.2011 N 5 срок выполнения работ -до 03.05.2011.
Стоимость работ по договору от 01.02.2011 N 5 сторонами определена в сумме 500 000 руб., НДС не облагается. Оплата выполненных работ должна быть произведена в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ на основании акта и счета исполнителя (пункты 2.1, 2.2 договора от 01.02.2011 N 5).
Письмом от 18.04.2011 ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" обратилось к ООО "Геофизстрой" с просьбой согласовать применение инженерных изысканий, ранее выполненных ООО "Геофизстрой" по заказу ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" (договор от 06.10.2008 N 04-08) для объекта "Реконструкция котельной в пос. Дукат" (л.д. 88 т. 4).
Письмом от 20.04.2011 N 14 ООО "Геофизстрой" дало согласие на применение инженерных изысканий по объекту "Реконструкция котельной в пос. Дукат" для разработки конструкций фундаментов в составе проектной документации на объект "Строительство котельной на твердом топливе в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области" (л.д. 87 т. 4).
Договор от 06.10.2008 N 04-08 на производство инженерных изысканий по объекту "Реконструкция котельной в п. Дукат" (далее - договор от 06.10.2008 N 04-08) (л.д. 108-116 т. 2) заключался с целью исполнения обязательств ОАО "МагаданпромстройНИИпроект", принятых по государственному контракту от 21.04.2008 N 14 на выполнение проектно-изыскательских работ в рамках программы "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2006-2010 годы по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" на строительство объекта "Реконструкция котельной в п. Дукат" (л.д. 99-107 т. 2).
Предметом договора 06.10.2008 N 04-08 являлось производство инженерных изысканий под строительство объекта "Реконструкция котельной в п. Дукат" исполнителем (ООО "Геофизстрой") по поручению заказчика (ОАО "МагаданпромстройНИИпроект") и в соответствии с техническим заданием заказчика (пункт 1.1 договора от 06.10.2008 N 04-08). Срок исполнения работ согласован сторонами календарным планом (Приложение N 2 к договору от 06.10.2008 N 04-08 - л.д. 113 т. 2). Работы должны были быть выполнены в период с 08.10.2008 по 28.11.2008.
Стоимость работ определена в сумме 1 100 000 руб. (пункт 5.1 договора от 06.08.2008 N 04-08, протокол соглашения о договорной цене - л.д. 114 т. 2).
Дополнительными соглашениями от 23.12.2009 б/н и от 15.01.2010 N 2 (л.д. 115-116 т. 2) стоимость работ изменена и составила соответственно 750 000 руб. и 500 000 руб.
Расчеты за выполненные работы должны были производиться с учетом аванса в размере 30 % от общей стоимости работ (330 000 руб.) в течение 10 банковских дней после подписания договора и оставшаяся сумма - после подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пункты 5.3, 5.4, 3.6 договора от 06.10.2008 N 04-08).
Заказчиком в установленный срок аванс перечислен не был, результаты инженерных изысканий исполнителем заказчику не переданы. Оплата за выполненные работы в сумме 500 000 руб. поступила исполнителю (ООО "Геофизстрой") по платежному поручению от 13.05.2011 N 58 (л.д. 25 т. 1) от ООО "ПромстройНИИпроект" с назначением платежа: оплата за комплексные инженерные изыскания по объекту: "Реконструкция котельной в пос. Дукат" согласно счету от 28.04.2011 N 04-08 (л.д. 24 т. 1) за ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" по письму от 12.05.2011 N 58 (л.д. 23 т. 1).
Результаты инженерных изысканий по договору от 06.10.2008 N 04-08, в том числе технический отчет по топографической съемке 2009 года, технический отчет по комплексным инженерным изысканиям 2009 года (л.д. 14-71 т. 4) переданы исполнителем (ООО "Геофизстрой") заказчику (ОАО "МагаданпромстройНИИпроект") 28.04.2011 по акту N 04-08 сдачи-приемки выполненных инженерно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция котельной в п. Дукат" (л.д. 117 т. 2) с указанием в пункте 4 акта, что комплексный отчет по инженерным изысканиям передан заказчику в полном объеме в количестве 4 экземпляров.
Из представленного в материалы дела акта от 18.04.2011 следует, что по договору от 01.02.2011 N 5 исполнителем (ОАО "МагаданпромстройНИИпроект") проектная документация передана заказчику (ООО "ПромстройНИИпроект") 18.04.2011 по акту сдачи-приемки проектной документации (л.д. 22 т. 1). В акте указывается, что по своему составу и содержанию проектная документация соответствует требованиям договора.
По муниципальному контракту выполненные работы переданы исполнителем (ООО "ПромстройНИИпроект") заказчику (Администрации МО "поселок Дукат") по акту от 11.07.2011 N 15 сдачи-приемки работ (л.д. 26 т. 1). В акте указано, что работы по разработке проектной документации соответствуют условиям муниципального контракта.
Государственный контракт от 21.04.2008 N 14 на выполнение проектно-изыскательских работ в рамках программы "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2006-2010 годы по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" на строительство объекта "Реконструкция котельной в п. Дукат" (л.д. 99-107 т. 2) заключен между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области (заказчик) и ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" (исполнитель) на основании протокола рассмотрения заявок от 09.04.2008 N 1-031А-08.
В соответствии с указанным контрактом ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" обязалось выполнить проектно-изыскательские работы на строительство объекта "Реконструкция котельной в пос. Дукат" и предоставить заказчику (Департаменту) законченную, рассмотренную и согласованную экспертными органами проектно-сметную документацию согласно техническому заданию заказчика (пункт 1.1 государственного контракта). В то же время, пунктом 15 технического задания, являющегося приложением N 2 к государственному контракту, стороны предусмотрели, что проект согласовывает заказчик с участием исполнителя. Счета за согласование оплачивает заказчик (л.д. 103-106 т. 2).
Как установлено судом по настоящему делу и подтверждено судебными актами по делу N А37-1142/2011 (решение Арбитражного суда Магаданской области от 21.10.2011 по делу N А37-1142/2011, оставленное без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 N 06АП-5907/2011; л.д. 114-130 т. 1) обязанность по направлению ПСД на государственную экспертизу по государственному контракту возлагалась на заказчика (Департамент).
Разработку ПСД стороны по контракту согласовали в две стадии - проект и рабочая документация (п. 2.2 государственного контракта). Выполнение проектно-изыскательских работ по календарному плану (Приложение N 3 к государственному контракту - л.д. 107 т. 2) стороны согласовали в срок с 21.04.2008 по 20.11.2008.
Согласно пункту 4.1 государственного контракта общая стоимость работ по государственному контракту согласована в сумме 6 000 000 руб.
ПСД передана исполнителем (ОАО "МагаданпромстройНИИпроект") заказчику (Департаменту) по акту сдачи-приемки от 22.12.2008 N 1-582 (л.д. 11 т. 4). Акт сдачи-приемки не содержит каких-либо замечаний об отсутствии результатов инженерных изысканий со стороны заказчика. В акте указано, что документация выполнена в необходимом объеме в соответствии с заданием заказчика.
На проектную документацию, включая смету и результаты инженерных изысканий, по заявлению Департамента 02.11.2011 получено положительное заключение государственной экспертизы N 49-1-5-0055-11 (л.д. 53-76 т. 2).
По акту сдачи-приемки от 14.05.2012 N 769 (л.д. 77-78 т. 4) ПСД (в том числе результаты инженерных изысканий по государственному контракту) Департаментом передана Департаменту строительства администрации Магаданской области и внесена в Реестр государственного имущества Магаданской области с присвоением указанному объекту учета реестрового номера 04901217, что подтверждается выпиской из Реестра государственного имущества Магаданской области от 06.09.2012 N ЕТ-5/1782 (л.д. 76 т. 4).
По муниципальному контракту на проектную документацию, включая смету, было получено отрицательное заключение государственной экспертизы от 28.11.2011 N 49-5-3-0060-11 в связи с тем, что представленная на экспертизу проектная документация не соответствует установленным требованиям технических регламентов, и не может быть рекомендована к утверждению, а также, в том числе, в связи с отсутствием согласия Департамента на использование результатов инженерных изысканий, выполненных ООО "Геофизстрой", и прошедших государственную экспертизу (экспертное заключение от 02.11.2011 N 49-1-5-0055-11 по объекту "Реконструкция котельной в п. Дукат") для объекта "Строительство котельной на твердом топливе в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области" (л.д. 142-152 т. 3).
Письмом от 23.03.2012 Администрация муниципального образования "поселок Дукат" сообщило ООО "ПромстройНИИпроект" о необходимости предоставления такого согласия (л.д. 29 т. 1).
Письмом от 05.06.2012 N 56 (л.д. 35-36 т. 1) ООО "ПромстройНИИпроект" направило в адрес ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" претензию с требованием предоставить гарантии отсутствия у Департамента права воспрепятствовать выполнению работ или безвозмездно устранить недостатки технической документации и произвести необходимые дополнительные изыскательские работы в срок до 01.07.2012.
В ответе от 14.06.2012 N 109 на претензию (л.д. 37 т. 1) ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" сообщило, что в соответствии с действующим законодательством у Департамента отсутствуют какие-либо основания для воспрепятствования выполнению работ на основе выполненной проектной документации.
Указанные обстоятельства послужили основанием истцу предъявления настоящего иска в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 500 000 руб., перечисленных за выполненные по договору от 01.02.2011 N 5 работы.
Суд первой инстанции верно квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как регулируемые нормами главы 37 ГК РФ, главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральным законом от 21.07. 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07. 2005 N 94-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (с изменениями и дополнениями), а также условиями договора на разработку проектной документации от 01.02.2011 N 5.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Согласно частям 1, 4.1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объёме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
На основании частей 1, 2, пункта 1 части 12 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: в частности, пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
В силу статьи 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан, в частности, выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
На основании пункта 3.2.1 договора от 01.02.2011 N 5 ответчик принял на себя обязательства выполнять работы, предусмотренные пунктом 1.1, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Как следует из предмета указанного договора (пункт 1.1), технического задания к нему (л.д. 21 т. 1) разработка архитектурных и конструктивных параметров фундаментов должна быть обеспечена с учетом выполнения инженерно-геологических изысканий с приложением материалов этих изысканий, что соответствует статье 758 ГК РФ, части 5.2 статьи 48 ГрК РФ.
Ответчиком инженерные изыскания не проводились. С согласия исполнителя инженерных изысканий (ООО "Геофизстрой"), выраженного в письме от 20.04.2011 N 14 (л.д. 87 т. 4), по договору от 01.02.2011 N 5 для разработки конструкций фундаментов в составе проектной документации на объект "Строительство котельной на твердом топливе в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области" были использованы результаты инженерных изысканий, ранее выполненных ООО "Геофизстрой" по заказу ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" (договор от 06.10.2008 N 04-08) для объекта "Реконструкция котельной в пос. Дукат". Оплата исполнителю инженерных изысканий (ООО "Геофизстрой") за использование результатов указанных инженерных изысканий по другому проекту (на объект "Строительство котельной на твердом топливе в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области") не предусматривалась и не производилась.
Следовательно, результаты инженерных изысканий, ранее выполненных ООО "Геофизстрой" по заказу ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" (договор от 06.10.2008 N 04-08), для использования их по договору от 01.02. 2011 N 5 получены ответчиком бесплатно.
В свою очередь, оплата выполненных работ по государственному контракту (л.д. 99-107 т. 2), в том числе за результаты выполненных инженерно-изыскательских работ по договору от 06.10.2008 N 04-08, Департаментом ответчику произведена в полном объеме, что подтверждается Департаментом, не отрицается ответчиком и подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 27.08.2012 по делу N А37-2650/2012.
Таким образом, по договору от 01.02.2011 N 5 инженерные изыскания ответчиком не производились, результаты инженерных изысканий, ранее выполненных ООО "Геофизстрой" по заказу ОАО "МагаданпромстройНИИпроект" (договор от 06.10.2008 N 04-08) для объекта "Реконструкция котельной в пос. Дукат", для нового проекта на объект "Строительство котельной на твердом топливе в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области" не перерабатывались; оплата за одни и те же результаты инженерных изысканий получена в полном объеме от Департамента (по государственному контракту) и от истца по договору от 01.02.2011 N 5 с перечислением денежных средств по письму ответчика от 12.05.2011 N 58 (л.д. 23 т. 1) ООО "Геофизстрой" (платежное поручение от 13.05.2011 N 58 (л.д. 25 т. 1).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства по договору от 01.02.2011 N 5 в размере 500 000 руб. ответчиком получены незаконно, в связи с чем подлежат возврату.
При этом, судом первой инстанции принято во внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 47 ГрК РФ виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2, частей 1, 3 пункта 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями технических регламентов, а также с учетом материалов и данных инженерных изысканий, которые хранятся в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, а также в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах).
Результаты инженерных изысканий используются, в том числе, для формирования государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Приказом по управлению архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области от 26.12.2007 N 83-О (с последующими изменениями) утвержден "Административный регламент управления архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области по предоставлению государственной услуги "Оказание информационных услуг в области градостроительной деятельности органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям, гражданам на основе документов архивного фонда управления архитектуры и градостроительства" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.1 Административного регламента информация, содержащаяся в архивном фонде управления (далее - документы фонда), является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Информация о документах фонда, в перечне услуг по информационному обеспечению, порядке и условиях доступа к ним носит открытый характер и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента документы фонда могут быть предоставлены в виде копий, оригиналов или их копий, заверенных Управлением, для непосредственного изучения по месту их нахождения, выписок, выкопировок. Документы фонда (приложение N 2) предоставляются в пользование заинтересованным лицам. В перечень документов фонда (приложение N 2) входит проектно-сметная документация зданий и сооружений Магаданской области, в том числе материалы изысканий зданий и сооружений.
Кроме того, пунктом 3.2.3 договора от 01.02.2011 N 5 ответчик принял на себя обязательство в течение 10 дней устранить без дополнительной оплаты выявленные экспертизой ошибки и недоработки документации.
Пунктом 5.5 указанного договора стороны предусмотрели, что в случае выпуска бракованной проектной документации исполнитель обязан либо разработать ее повторно без дополнительной оплаты, либо возвратить все денежные средства, полученные по настоящему договору.
На основании части 1 статьи 49 ГрК РФ и пункта 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (с изменениями и дополнениями) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" государственной экспертизе подлежат проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
По муниципальному контракту на проектную документацию получено отрицательное заключение государственной экспертизы от 28.11.2011 N 49-5-3-0060-11 в связи с тем, что представленная на экспертизу проектная документация не соответствует установленным требованиям технических регламентов, и не может быть рекомендована к утверждению, а также, в том числе, в связи с отсутствием согласия Департамента на использование результатов инженерных изысканий, выполненных ООО "Геофизстрой", и прошедших государственную экспертизу (экспертное заключение от 02.11.2011 N 49-1-5-0055-11 по объекту "Реконструкция котельной в п. Дукат") для объекта "Строительство котельной на твёрдом топливе в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области" (л.д. 142-152 т. 3).
В соответствии с частью 10 статьи 49 ГрК РФ отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
По муниципальному контракту заказчиком является Администрация МО "поселок Дукат". Администрацией МО "поселок Дукат" отрицательное заключение государственной экспертизы от 28.11.2011 N 49-5-3-0060-11 (л.д. 142-152 т. 3) не оспорено.
Поскольку заключение государственной экспертизы от 28.11.2011 N 49-5-3-0060-11 не являются предметом спора по настоящему делу, правовая оценка ему не дается.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение.
Решение суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права, выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и замечания, изложенные истцом в отзыве на апелляционную жалобу, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственную пошлину по апелляционной жалобе возложить на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание предоставлявшуюся отсрочку в ее уплате.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.10.2012 по делу N А37-2658/2012 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "МагаданпромстройНИИпроект" (ОГРН 1074910003508) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2658/2012
Истец: ООО "ПромстройНИИпроект"
Ответчик: ОАО "МагаданпромстройНИИпроект"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "поселок Дукат", Администрация муниципального образования "поселок Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, Департамент ЖКХ и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, ИП Колесников Игорь Вольдемарович, Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, Леухин Яков Алексеевич - представитель ответчика, Магаданское областное государственное автономное учреждение "Управление государственнойэкспертизы", общество с ограниченной овтетственностью "Геофизстрой", ООО "Геофизстрой"