г. Хабаровск |
|
22 февраля 2013 г. |
А73-11213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз": Абузяровой А.С.. представителя по доверенности от 23.07.2012 N 02-22/14;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Грановской А.Г., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 5;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз"
на решение от 22 ноября 2012 года
по делу N А73-11213/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз"
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хабаровсккрайгаз" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 20.08.2012 N 18-783-12-ЮЛ о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22 ноября 2012 года в удовлетворении требований обществу отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы, общество указывает на то, что ОАО "Хабаровсккрайгаз" не является собственником перечисленных в постановлении объектов, в связи с чем, полагает, что только организация собственник должна осуществлять реализацию мероприятий по соблюдению промышленной безопасности, предусмотренных действующим законодательством. Все выявленные административным органом нарушения являются неустранимыми для общества в связи с тем, что до настоящего времени собственником договоры на эксплуатацию объектов не заключены, какой либо документации необходимой для осуществления мероприятий по соблюдению требований промышленной безопасности не предавалось. Общество, не являясь собственником объектов, не имеет права распоряжаться и принимать решения о ремонте оборудования, регистрации объектов, их страхованию, а соответственно не обязано нести эти расходы.
Представитель общества в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, просил решение отменить.
Дальневосточное управление Ростехнадзора в судебном заседании и в письменном отзыве с доводами жалобы не согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 18.06.2012 N 783 в период со 02.07-13.07.2012 в отношении ОАО "Хабаровсккрайгаз" была проведена внеплановая документарная проверка, с целью контроля выполнения предписания от 03.05.2012 N 18-508-04-ВН-В пунктов: 1 - 11, 14 - 25, срок исполнения которых истек 01.07.2012.
Проверкой установлено, что обществом не были приняты меры по устранению выявленных нарушений, указанных в предписании. Документы, подтверждающие выполнение пунктов предписания не представлены.
Установлено, что ОАО "Хабаровсккрайгаз" не проведена регистрация опасных производственных объектов; не проведено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах; отсутствуют планы мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций для опасных производственных объектов; эксплуатация опасных производственных объектов осуществляется без разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и др.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом требований Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371, Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов ВРД 39-1.10-006-2000, Правил охраны газораспределительных сетей от 20.11.2000 N 878, Положения по технической эксплуатации ГРС МГ ВРД 39-1.10-005-2000, Положения по технической эксплуатации ГРС МГ ВРД 39-1.10-069-2002, ПБ 03-517-02, ПБ 08-624-03, ПБ 12-529-03, приказа Ростехнадзора от 31.03.2008 N 186 "Общие требования но обеспечению антитеррористической защищённости ОГК".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.07.2012 N 18-783-12-ВН-Д.
Выявив признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, административным органом 02.08.2012 в отношении ОАО "Хабаровскрайгаз" составлен протокол N 18-783-12-ЮЛ, 20.08.2012 вынесено постановление N 18-783-12-ЮЛ о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ОАО "Хабаровскрайгаз" обжаловало его в суд.
Принимая решение в пользу административного органа, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения нашел подтверждение в судебном заседании, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ. Довод заявителя о том, что общество не является собственником рассматриваемых объектов, а также организацией эксплуатирующей данные объекты судом отклонен, поскольку отсутствие заключенного с собственником договора аренды объектов не препятствует их фактической эксплуатации этим обществом.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Из преамбулы этого Закона следует, что он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ, требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1 статьи 7 Закона N 116-ФЗ).
Обязанности организации, эксплуатирующей производственный объект, установлены в статье 9 Закона N 116-ФЗ, обязанности такой организации в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии определены в статье 10 данного Закона.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ).
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (стать 15 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом "в" части 12 статьи 16 Закона N 116-ФЗ, должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, является основанием для проведения внеплановой проверки (пункт "а" части 7 указанной статьи).
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений влечет ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В данном случае в ходе внеплановой проверки установлено, что эксплуатирующей организацией не выполнено в полном объеме ранее выданное предписание от 03.05.2012 N 18-508-04-ВН-В. Срок выполнения предписания - 01.07.2012. Документы, подтверждающие выполнение данных пунктов предписания обществом не представлены.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность лица, привлеченного к административной ответственности, подтверждена актом проверки от 13.07.2012 N 18-783-12-ВН-Д, протоколом об административном правонарушении от 02.08.2012 N 18-783-12-ЮЛ.
При установленных обстоятельствах и совокупности собранных по делу доказательств административный орган сделал правильный вывод о том, что в действиях общества содержится событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество фактически не оспаривает событие административного правонарушения, доводы заявителя сводятся к тому, что ОАО "Хабаровсккрайгаз" не считает себя субъектом административной ответственности.
Между тем, проверкой установлена фактическая эксплуатация обществом перечисленных выше объектов. Между ОАО "Хабаровсккрайгаз" и МУП "Богородская ТЭЦ" заключен договор поставки природного газа от 01.01.2012, аналогичные договоры заключены обществом также с иными лицами. Отсутствие заключенного с собственником договора аренды объектов не препятствует их фактической эксплуатации ОАО "Хабаровсккрайгаз". Эксплуатация объектов не оспаривается заявителем и подтверждается протоколом совещания от 18.10.2012.
Протоколом, в том числе, предусмотрено заключение договора на обслуживание и эксплуатацию газопроводов-отводов с ГРС и разделительных газопроводов с ОАО "Хабаровсккрайгаз", а также актов разграничения балансовой принадлежности.
Однако отсутствие таких документов не препятствует обществу эксплуатировать спорные объекты, а, следовательно, эксплуатируя опасные производственные объекты, общество обязано соблюдать действующее в сфере данных правоотношений законодательство. Предпринятые обществом меры к урегулированию вопросов с собственником опасных производственных объектов, на что ссылается заявитель апелляционной жалобы, не являются основанием для освобождения ОАО "Хабаровсккрайгаз" от административной ответственности.
В силу специфики деятельности ОАО "Хабаровсккрайгаз", суд апелляционной инстанции не находит оснований и для освобождения указанного лица от административной ответственности в связи с применением положений о малозначительности.
Размер штрафа правомерно административным органом назначен с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств в минимальных пределах санкции части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Обжалуемое решение суда законно и обоснованно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 ноября 2012 года по делу N А73-11213/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11213/2012
Истец: ОАО "Хабаровсккрайгаз"
Ответчик: Дальневосточное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Дальневосточное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)