г. Самара |
|
22 февраля 2013 г. |
Дело N А65-16607/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Производственно-консультационная группа "Развитие образовательных систем" - не явился, извещен,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Меридиан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2012 года по делу N А65-16607/2012 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Меридиан" (ОГРН 1117746914878), г. Москва,
к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-консультационная группа "Развитие образовательных систем", г. Москва,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Меридиан" (далее - заявитель, ООО "Бизнес-Меридиан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - ответчик, Министерство) с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий, выразившихся в разработке и утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме, сведения которой не соответствуют сведениям, указанным в извещении N 0111200003412000113 о проведении этого аукциона; об обязании ответчика отменить все протоколы, составленные при проведении открытого аукциона в электронной форме N0 111200003412000113, внести изменения в извещение N 0111200003412000113 о проведении открытого аукциона в электронной форме и/или документацию об этом аукционе для проведения их в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Производственно-консультационная группа "Развитие образовательных систем", Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 31 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Бизнес-Меридиан" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05.05.2012 г. Министерством (заказчиком) в соответствии с ч. 1 ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) размещено на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку учебно-лабораторного оборудования, комплект для начальных классов в общеобразовательные учреждения Республики Татарстан, (п.1.1. Комплекса мер модернизации системы общего образования ПКМ РТ N 254 от 02.04.2012 года) (номер извещения 0111200003412000113).
Считая действия ответчика, выразившиеся в разработке и утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме, сведения которой не соответствуют сведениям, указанным в извещении N 0111200003412000113 о проведении этого аукциона, незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил и следующего.
В силу ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, заказчику предоставлено право самостоятельно определить предмет закупки и детализировать его в соответствии с потребностью в том или ином товаре, установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, вместе с тем Закон о размещении заказов не устанавливает заказчику каких-либо ограничений в объеме изложения предмета закупки.
Согласно ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются:
1) форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
2) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
4) предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг;
5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
7) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
8) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 41.9 настоящего Федерального закона;
9) дата проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 3 ст. 41.10 настоящего Федерального закона. В случае если дата проведения открытого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения открытого аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день.
Судом первой инстанции установлено, что предметом открытого аукциона в электронной форме (предметом контракта) является право заключения государственного контракта на поставку учебно-лабораторного оборудования, комплект для начальных классов в общеобразовательные учреждения Республики Татарстан (п.1.1 Комплекса мер модернизации системы общего образования ПКМ РТ N 254 от 02.04.2012 года) (т.1 л.д. 46).
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме от 05.05.2012 г. N 0111200003412000113 краткое наименование аукциона: право заключения государственного контракта на поставку учебно-лабораторного оборудования, комплект для начальных классов в общеобразовательные учреждения Республики Татарстан, (п.1.1 Комплекса мер модернизации системы общего образования ПКМ РТ N 254 от 02.04.2012 года). Предмет идентичен наименованию, обозначенному в документации об открытом аукционе в электронной форме. "Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг: 1.0000" (т. 2 л.д. 116-118).
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе в электронной форме поставке подлежат комплекты учебно-лабораторного оборудования, включающие в себя перечень товаров, в том числе интерактивный микроскоп, микролабораторию для начальной школы и другие предметы, каждый из которых поставляется в определенном количестве, что составляет комплект для каждого учебного заведения (т.1 л.д.71-87).
Согласно приложению N 1 к заказу-спецификации данные комплекты должны быть поставлены в 594 учебные заведения (т. 1 л.д. 88-124).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказа государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Статья 479 ГК РФ предусматривает, что договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект.
Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность поставки комплектов товаров.
Под комплектом товаров необходимо понимать определенный набор изделий (товаров), который в данном случае определяется заказчиком, и обусловлен их совместным использованием.
При этом программно-аппаратный комплекс официального сайта не предусматривает возможности указания в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 05.05.2012 г. N 10111200003412000113 нескольких товаров.
Частью 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов обязательное указание в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 05.05.2012 г. N 0111200003412000113 кода ОКДП не предусмотрено.
Указывая в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 05.05.2012 г. N 0111200003412000113 количество поставляемого товара, имеется ввиду поставка оборудования, указанного в техническом задании документации об аукционе в электронной форме по одному комплекту в каждую школу, указанную в приложении N1 к заказу-спецификации документации об аукционе в электронной форме.
В техническом задании документации об аукционе в электронной форме указано количество, место и сроки поставки товара - указано наименование товара, единица измерения, количество, цена, общее количество комплектов (594), срок поставки товара: с момента заключения контракта в течение 90 дней, место поставки товара: общеобразовательное учреждение согласно приложению N 1 к заказу-спецификации (т. 3 л.д. 26-83).
Таким образом, в документации об открытом аукционе в электронной форме и извещение в графе: краткое наименование аукциона - содержатся сведения о проведении аукциона с целью приобретения товара - комплекты учебно-лабораторного оборудования, не комплекта мебели (указанного ответчиком 3612215 Наборы мебели для учебных лабораторий), в связи с чем доводы заявителя, что из обжалуемых документации и извещения невозможно сделать вывод о закупке какого товара идет речь, обоснованно отклонены судом первой инстанции (в документации идет расшифровка товара подлежащего закупке).
Доводы заявителя об ошибочном указании в графе извещения классификация товаров, работ, услуг: 3612215 Наборы мебели для учебных лабораторий являются обоснованными, однако, как правильно указал суд первой инстанции, данное указание не изменяет указанный в извещении и аукционной документации предмет аукциона - учебно-лабораторное оборудование и не является существенным нарушением, влекущим безусловное основание для признания действий ответчика незаконными
При этом включение государственным заказчиком в техническое задание конкретных параметров учебно-лабораторного оборудования (в том числе ОКДП 3612215 наборы мебели для учебных лабораторий) не противоречит ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказа, поскольку данные требования к техническим и функциональным характеристикам товара направлены на определение поставляемого товара потребностям заказчика.
Потенциальный участник размещения заказа - ООО "Бизнес-Меридиан" имел возможность определить в соответствии с указанными в техническом задании требованиями товар, в котором нуждается заказчик.
В силу ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказа документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о работах, об услугах, соответственно на выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказа при составлении технической части документации заказчик основывается на собственных потребностях.
Частью 4 ст. 41.6 и ч. 2 статьи 34 Закона о размещении заказа установлено, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пункт 6 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказа предусматривает возможность указания в документации об аукционе требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком при необходимости.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам работ, услуг, и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Министерство образования и науки Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим полномочия Республики Татарстан в области образования и переданные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области образования. (Положение о Министерстве образования и науки Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.05.2009 г. N 287).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.12.2010 г. N 1040 утверждено Положение о порядке организации размещения заказов для государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан, разработанное в соответствии с Законом о размещении заказа.
По итогам проведения открытого аукциона в электронной форме с обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-консультационная группа "Развитие образовательных систем" был заключен государственный контракт от 25.06.2012 г. N 2012.13776.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что извещение и документация содержат сведения, соответствующие вышеназванному законодательству - об услугах, соответственно на выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, из которых возможно определить предмет, характер, цену проводимого аукциона. В опубликованной 05.05.2012 г. аукционной документации указана подробная информация относительно предмета аукциона. В разделе V. Документации - "Техническая часть документации об аукционе. Техническое задание на поставку товаров" указано количество комплектов учебно-лабораторного оборудования, требования к техническим характеристикам подлежащего поставке товаров.
Таким образом, оспариваемые действия ответчика, выразившиеся в разработке и утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме, указанным в извещении N 0111200003412000113, соответствуют вышеназванным нормативным актам, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создают препятствий для осуществления указанной деятельности и не возлагают на него какие-либо обязанности, а также не лишило заявителя права на участие в аукционе.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2012 года по делу N А65-16607/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16607/2012
Истец: ООО "Бизнес-Меридиан", г. Москва
Ответчик: Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "Производственно-консультационная группа "Развитие образовательных систем", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16588/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16607/12
22.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16607/12
18.06.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16607/12