г. Самара |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А72-9464/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску - представитель не явился, извещен,
от заинтересованных лиц: УМВД России по городу Ульяновску - представитель не явился, извещено,
государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Козихин Владислав Николаевич - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2013 года апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2012 года по делу N А72-9464/2012 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации горда Ульяновска (ОГРН 1097325002961), г.Ульяновск, к отделу ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску, г.Ульяновск, заинтересованные лица: УМВД России по городу Ульяновску, г.Ульяновск, государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Козихин Владислав Николаевич, г.Ульяновск.
о признании незаконным и отмене постановления от 14 сентября 2012 года N 73 ПЮ 000603 по делу об административном правонарушении ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации горда Ульяновска (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску (далее - административный орган) от 14 сентября 2012 года N 73 ПЮ 000603 о назначении административного наказания по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМВД России по городу Ульяновску, государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Козихин Владислав Николаевич.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска отказано в связи с наличием в действиях комитета вменяемого состава административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления административного органа.
В апелляционной жалобе комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации горда Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что комитетом возложенные на него полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения выполнены в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старший лейтенант полиции В.Н. Козихин произвел обследование улично-дорожной сети 07 сентября 2012 года в 09 час 00 мин по факту дорожно-транспортных происшествий на улице Октябрьская Засвияжского района города Ульяновска, сопутствующей причиной в которых послужило отсутствие или плохая различимость дорожной горизонтальной разметки на проезжей части.
По результатам обследования в присутствии понятых Кудашова С.Г. и Ханина А.А. 07 сентября 2012 года составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, копия которого 07 сентября 2012 года в 11 час 20 мин вручена ведущему инспектору комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска Силантьевой О.А. (л.д. 25).
Государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции В.Н. Козихиным в присутствии председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска И.И. Юсупова 07 сентября 2012 года был составлен протокол об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ серия 73 ПЮ N 000873.
Председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска И.И. Юсупов в объяснениях к указанному протоколу указал, что с протоколом не согласен.
В тексте протокола от 07 сентября 2012 года указаны время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, копия указанного протокола вручена представителю комитета. Кроме того, председателем комитета Юсуповым И.И. получено извещение N 1 от 07 сентября 2012 года о необходимости явки руководителя для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции В.Н. Козихиным в присутствии председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска И.И. Юсупова 14 сентября 2012 года вынесено постановление серия 73 ПЮ N 000603, которым заявитель - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб. по факту нарушения требования ГОСТ Р 50597-93: износ дорожной разметки на улице Октябрьская Засвияжского района города Ульяновска по площади более 50%, которая была нанесена в 2011 году в соответствии с проектом дорожной горизонтальной разметки, схемы расположения технических средств организации дорожного движения (ТСОДД).
В соответствии со ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п.2.6 "Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 03 января 2002 года N ИС-5-р, содержанием автодороги является выполнение в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекса работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности автодороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года. Зимнее содержание составляют работы и мероприятия по защите дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости.
В соответствии с требованиями пунктов 6.1.1, 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. В процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
В соответствии с требованиями пункта 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении на основании ст.26.1 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, заявителю вменяется нарушение требований ГОСТ Р 50597-93, а именно: износ по площади более 50% на всем протяжении улицы на улице Октябрьская Засвияжского района города Ульяновска дорожной горизонтальной разметки, что, по мнению административного органа, является сопутствующей причиной дорожно-транспортных происшествий.
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07 сентября 2012 года, составленного с участием понятых (свидетелей), видно, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска допущен износ по площади более 50% на всем протяжении улицы на улице Октябрьская Засвияжского района города Ульяновска дорожной горизонтальной разметки.
Доводы заявителя о непредставлении административным органом доказательств, которыми зафиксирован факт правонарушения, несостоятельны, поскольку в материалы дела такие доказательства, в частности вышеуказанный акт, протокол об административном правонарушении, представлены. Кроме того, обстоятельства совершения комитетом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, установлены решением Засвияжского районного суда Г.Ульяновска от 01 ноября 2011 года.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (приложение N 16 к решению Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года N 90) целью деятельности комитета является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация благоустройства, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск".
Как установлено пунктом 3.1 этого же Положения, для реализации указанных задач Комитет осуществляет участие в формировании и реализации в границах муниципального образования "город Ульяновск" политики по вопросам транспорта, разработки проектно-сметной документации, строительства, реконструкции, содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, находящихся в муниципальной собственности, организации внешнего благоустройства.
В соответствии с пунктами 4.17 и 4.19 комитет обеспечивает разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внешнего благоустройства в границах муниципального образования "Город Ульяновск", а также организует проведение мониторинга состояния дорог общего пользования, мостов, путепроводов, иных инженерных дорожных сооружений, объектов внешнего благоустройства в границах муниципального образования "город Ульяновск".
Пунктом 4.31 Положения на комитет возложено обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск".
Заявитель не представил доказательств принятия им мер, направленных на реализацию вышеперечисленных полномочий, или иных доказательств, опровергающих изложенные в акте проверки от 07 сентября 2012 года (л.д.14) сведения об отсутствии дорожной разметки на ул.Октябрьской в г.Ульяновске.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено совершение заявителем правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ. Вина заявителя усматривается в ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на заявителя, санкция наложена ответчиком в пределах, установленных законодательством.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усмотрел.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В п.18 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительного характера допущенного заявителем административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае административным органом с учетом конкретных обстоятельств за совершенное правонарушение заявителю назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 12.34 КоАП РФ.
Исходя из того, что факт совершения административного правонарушения и его вина подтверждены материалами дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что административный орган обоснованно привлек комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Доводы заявителя о том, что на всем протяжении автомобильной дороги по ул.Октябрьская установлены дорожные знаки, регулирующие организацию дорожного движения, в частности регламентирующие движение по полосам, не принимаются, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению требований ГОСТ Р 50597-93 в части горизонтальной дорожной разметки на автодорогах.
Ссылка заявителя на неизвещение о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении несостоятельна, поскольку законный представитель заявителя присутствовал как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении, что подтверждается материалами дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 14 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2012 года по делу N А72-9464/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9464/2012
Истец: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска
Ответчик: ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску, УМВД России по городу Ульяновску
Третье лицо: Государственный инспектор дорожного надзора Отдела ГИБДД МВД России по городу Ульяновску Козихин Владислав Николаевич, Отдел ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску, УМВД России по городу Ульяновску, ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску, гос. инспектор ГИБДД Козихин В. Н., гос. инспектор ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску Козихин В. Н.