Автоматизация как неотъемлемая часть
казначейского исполнения федерального бюджета
(к 15-летию Федерального казначейства)
Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технических достижений. Важным результатом распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание информационного общества, в котором действуют правовые, организационные и технологические условия, обеспечивающие создание и распространение электронной информации.
Внедрение в практику работы органов государственной власти и управления, таких как Федеральное казначейство, современных информационных технологий обеспечивает возможности эффективного выполнения ими своих полномочий, задач и функций.
В этом году системе Федерального казначейства исполняется 15 лет. За прошедшие годы была проведена большая работа по развитию казначейской системы с целью повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. Целью этой работы является создание условий для полного и обособленного учета на едином счете федерального бюджета государственных бюджетных средств, обеспечения своевременного зачисления доходов федерального бюджета и целевого характера расходов бюджета. Достижение этой цели обеспечивается совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов, упорядочением правовой основы деятельности органов, созданием и эффективным использованием автоматизированной системы.
Задача полномасштабной автоматизации деятельности была поставлена в момент образования казначейства.
Меморандум 1992 г. "Об изменениях в бюджетном процессе, связанных с переходом от банковской к казначейской системе исполнения федерального бюджета Российской Федерации" определял, что "наиболее высокий рубеж развития казначейской системы может быть достигнут только при условии внедрения единой телекоммуникационной компьютерной системы".
Оперативная мобилизация государственных финансовых ресурсов, их учет и контроль за целевым использованием, проводимые органами казначейства, не могли бы эффективно осуществляться без развития адекватной информационной системы.
Казначейская система представляет собой объединение функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Осуществление таких функций вручную повлекло бы за собой необходимость иметь огромный штат сотрудников, поэтому одной из главных задач для казначейства является автоматизация процесса исполнения федерального бюджета. Казначейству необходима система, обеспечивающая оперативное управление и контроль движения бюджетных средств во всех органах казначейства, бюджетных единицах, а также финансово-кредитных учреждениях. Основанная на базе передовых достижений науки и техники эта система является стержневой для информационно-технологического обеспечения выполнения функций, осуществляемых органами казначейства.
Полномасштабные работы по разработке и внедрению решений автоматизированной системы казначейского исполнения федерального бюджета начались в 1993 г. с создания информационных служб на всех уровнях иерархии казначейства. Такая работа велась параллельно с организацией территориальных органов казначейской системы. Важными особенностями информатизации казначейства тех лет является совпадение по времени начала информатизации с началом новой эры информационных систем - эры персональных компьютеров, а также то, что казначейская система образовывалась, когда старые информационные системы в области государственных финансов были ограниченно развиты и построены на уходящих в прошлое технологиях и их было невозможно и без перспективно применять в новой системе.
Основной целью создания автоматизированной системы казначейства являлось обеспечение на основе современных информационных технологий точного и своевременного исполнения федерального бюджета и эффективного управления финансовыми ресурсами с минимальными накладными затратами, а именно:
повышение точности и оперативности операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
повышение оперативности и обоснованности прогноза поступлений денежных средств;
повышение качества контроля за движением денежных потоков;
сокращение финансовых и временных затрат на поддержку внутреннего и внешнего документооборота.
Осуществление поставленных целей было достигнуто за счет:
однократного ввода и хранения данных на электронных носителях, обеспечения коллективного доступа к ним удаленных пользователей (единое информационное пространство);
повышения скорости выполнения учетно-расчетных и поисковых операций;
расширения объема данных, обрабатываемых при выполнении процедур контроля, анализа и планирования;
повышения скорости выполнения коммуникационных операций в процессе внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений;
стандартизации и унификации операций, имеющих однородный характер.
Принимая во внимание масштаб системы и необходимых работ, а также ограниченные временные, финансовые и трудовые ресурсы, разработка решений автоматизированной системы казначейства велась комплексно, с учетом следующих основных принципов проектирования:
1. Распределенность - автоматизированная система казначейства должна представлять собой трехуровневую информационную систему, по узлам которой распределены обработка и хранение данных.
2. Единое телекоммуникационное и информационное пространство - различные компоненты системы (корпоративная и локальные вычислительные сети) должны обеспечить надежное и оперативное поступление актуальной информации, ее обработку и доведение принятых решений до исполнителей. В единое информационное пространство должны входить все подразделения федерального казначейства, независимо от их территориальной расположенности.
3. Двухуровневая архитектура приложений на основе клиент серверной технологии - в автоматизированной системе казначейства должен обеспечиваться совместный доступ к данным. Основная часть функциональных правил предметной области должна реализовываться в виде хранимых процедур и выполняться на серверах баз данных. Интерфейс пользователя и другие клиентские компоненты должны исполняться на персональных компьютерах.
4. Единое хранилище данных - вся информация, необходимая для деятельности подразделений, должна содержаться в логически единой совокупности баз данных, которые физически размещаются на серверах баз данных соответствующего уровня системы.
5. Стандартизация технических и программных решений - автоматизированная система казначейства должна опираться на общепринятые промышленные стандарты. Должно использоваться унифицированное оборудование и программное обеспечение. Должны быть максимально унифицированы процедуры обслуживания и сопровождения технического и программного обеспечений.
6. Масштабируемость - при увеличении функциональных задач автоматизированная система казначейства должна функционировать без изменения принципов построения и структуры. Наращивание мощности системы должно производиться за счет добавления вычислительных ресурсов, новых массивов хранения информации, новых серверов при сохранении целостности системы.
7. Открытость - автоматизированная система казначейства должна функционировать в разных средах и обеспечивать возможность включения в нее разнообразных сетевых, технических и программных средств.
Для специалистов казначейской системы автоматизация воплощалась в построении механизма решения функциональных задач, который должен основываться на использовании средств информационно-аналитической поддержки при выполнении сбора и анализа данных, проведении расчетов, подготовки отчетной информации и предложений к принятию управленческих решений. Средства информационно-аналитической поддержки как минимум должны были обеспечивать:
сбор различного рода информации по функциональной направленности;
проведение различных форм расчета и анализа данных;
подготовку управленческих решений. Также использование автоматизированных средств подготовки и обработки информации должно было обеспечить информационное взаимодействие с участниками бюджетного процесса в части обмена информацией, необходимой для решения функциональных задач.
Результаты работы казначейства за прошедшие годы показали правильность выбора базовых условий.
С самого начала основными и ключевыми направлениями работ по автоматизации были выбраны обеспечение вычислительной техникой, разработка программного обеспечения и создание системы связи и передачи данных. Успехи в этих направлениях зависели от многих факторов и обстоятельств.
Многие годы ушли на то, чтобы обеспечить практически каждого из 50 тысяч специалистов казначейства, работающих в более чем 2300 региональных подразделениях, персональным компьютером и другим набором необходимых технических устройств. Все эти компьютеры в автоматизированной системе казначейства были объединены в локальные вычислительные сети с выделенными серверами.
Необходимость разработки программного обеспечения для автоматизированной системы казначейства главным образом определялась тем, что функциональные задачи, решаемые в казначействе, являются уникальными и выполняются только специалистами казначейства. Фактически на рынке информационных технологий не существовало готового набора программного обеспечения для казначейства, удовлетворяющего всем функциональным требованиям. Следовательно, все программное обеспечение для автоматизированной системы казначейства изначально разрабатывалось непосредственно под условия работы специалистов казначейства.
Наличие компьютеров и программного обеспечения еще не гарантировало казначейству достаточные условия для эффективной работы. Для успешного функционирования казначейства необходимо, чтобы между всеми ее подразделениями обеспечивалась надежная связь, а также оперативная и достоверная передача данных. Различные комплексы автоматизированной системы казначейства должны были быть объединены телекоммуникационной средой - системой связи и передачи данных казначейства. Система органов казначейства представляет собой иерархическую многозвенную территориально-распределенную структуру. Требовалось на основе самых передовых информационных технологий создать систему, позволяющую эффективно осуществлять автоматизированный сбор, обработку и представление информации, а также вести обмен данными между вычислительными средствами объектов системы.
Все эти факторы и обстоятельства изначально учитывались в практической работе, что позволило за минимально короткий срок, фактически к началу 1994 г., создать основу автоматизированной системы казначейства.
Огромный труд молодых талантливых специалистов в центральном аппарате казначейства и в территориальных органах позволил, в сложный период первоначального становления казначейства, автоматизировать выполнение основных функциональных задач, заложив возможность последующего технологического развития и совершенствования.
Все прошедшие 15 лет автоматизация является одной из ключевых направлений работ в казначейской системе.
С момента создания и по настоящее время Казначейство России непрерывно совершенствует и развивает технологические процессы исполнения бюджета, а следовательно, совершенствуется и развивается автоматизированная система.
О.И. Дроздов,
кандидат экономических наук, доцент
Федеральное казначейство
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 23, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).