Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 г. N 09АП-1755/13
г. Москва |
|
22 февраля 2013 г. |
Дело N А40-55560/12-105-513 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Овчинниковой С.Н.
Судей: Тетюка В.И., Стешана Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Висловой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Департамента имущества города Москвы, Правительства г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "10" декабря 2012 г.
по делу N А40-55560/12-105-513, принятое судьей О.И. Никоновой
по иску (заявлению) ОАО "Москва - Красные Холмы" (ОГРН 1027739132410, 115054, Москва г, Космодамианская наб, 52, 1)
к Правительству г. Москвы (ОГРН 1027739813507, адрес: 125032, Москва г, Тверская ул, 13)
третьи лица: 1) ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, 2) ООО "Товарищество театральных архитекторов", 3) ООО "КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КРАСНЫЕ ХОЛМЫ", 4) ДИГМ, 5) ОАО "Фирма "Реновация" 6) Префектура ЦАО г. Москвы, 7) Управление Росреестра по г. Москве, 8) Министерство Культуры РФ
о выделении в натуре в собственность доли в общем имуществе, признании права собственности, об обязании Правительства г. Москвы подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта.
При участии сторон:
от истца: ОАО "Москва - Красные Холмы" - Миронова А.О. по доверенности от 19.01.2013г.N Д-34/4, Гришаев А.В., Алферов И.А. по доверенности от 28.12.2012г.N Д-414/4, Имедашвили А.Ю. по доверенности от 15.02.2013г.N Д-56/3
от ответчика: Правительству г. Москвы - Шатихин Н.В. по доверенности от 14.05.2012г.N 4-47-404/2
от третьих лиц: 1) ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ - не явился, извещен
от ООО "Товарищество театральных архитекторов" - не явился, извещен
от ООО "КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КРАСНЫЕ ХОЛМЫ" - не явился, извещен
от ДИГМ - Шатихин Н.В. по доверенности от 29.12.2012г.N 1048-д
от ОАО "Фирма "Реновация" - не явился, извещен
от Префектуры ЦАО г. Москвы - не явился, извещен
от Управления Росреестра по г. Москве - не явился, извещен
от Министерство Культуры РФ - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Москва - Красные Холмы" обратилось в суд с иском к Правительству Москвы о выделении в натуре в собственность Открытого акционерного общества "Москва-Красные Холмы" (ОГРН 1027739132410) долю Открытого акционерного общества "Москва - Красные Холмы" (ОГРН 1027739132410) в общем имуществе, созданном в результате исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30 января 1995 года и состоящем из двух нежилых зданий, имеющих адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7 и г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, в следующем виде:
- Нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
- Нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Космодамианская наб., 52, стр.11, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599);
о признании за Открытым акционерным обществом "Москва - Красные Холмы" (ОГРН 1027739132410) права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
-Нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
-Нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Космодамианская наб., 52, стр.11, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599);
об обязании Правительства Москвы ("Администрация") подписать с Открытым акционерным обществом "Москва - Красные Холмы" ("Инвестор"), Открытым акционерным обществом "Фирма "Реновация", Фирмой "ЭНКА Иншаат ве Санайи А.Ш." Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001-0012-00001-05 от 27.01.2005) в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: Космодамианская наб., вл. 52 (строительный адрес).
Решением суда от 10 декабря 2012 г. исковые требования удовлетворены частично: выделена в натуре в собственность ОАО "Москва - Красные Холмы" доля ОАО "Москва - Красные Холмы" в общем имуществе, созданном в результате исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30 января 1995 года и состоящем из двух нежилых зданий, имеющих адресные ориентиры: г.Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7 и г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, в следующем виде:
-Нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
-Нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Космодамианская наб., 52, стр.11, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599).
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Правительство Москвы и 3-е лицо- Департамент имущества города Москвы подали апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части выделения доли отменить, в иске отказать. Сослался не неполное выяснение судом обстоятельств дела, что выводы суда не соответствуют имеющимся в деле обстоятельствам. Указал, что суд не учел, что приложение N 9 к контракту до настоящего времени сторонами не подписано, а потому часть помещений в спорных объектах могут относиться к объектам культуры и спорта и соответственно могут быть переданы в собственность города Москвы.
В остальной части решение суда не оспаривает.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв, доводы которого представитель поддержал в судебном заседании, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
3-е лица - ООО "Товарищество театральных архитекторов", ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ представили отзывы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени его проведения.
Представители ООО "КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КРАСНЫЕ ХОЛМЫ", ОАО "Фирма "Реновация", Префектуры ЦАО г. Москвы, Управления Росреестра по г. Москве, Министерство Культуры РФ в судебное заседание не явились надлежаще извещены о месте и времени его проведения.
Дело рассматривается в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
В соответствии с п.5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, законность и обоснованность решения проверяется апелляционным судом только в части выделении в натуре в собственность доли в общем имуществе.
Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Москвы от 13 сентября 1994 года N 775 "О предоставлении в пользование Министерству культуры Российской Федерации земельного участка на стрелке у Краснохолмского моста под строительство Российского культурного центра (Центральный административный округ)" по предложению Министерства культуры Российской Федерации было создано Акционерное общество закрытого типа "Москва - Красные Холмы" (в настоящее время: "Открытое акционерное общество "Москва -Красные Холмы"). Учредителями Истца являлись, в том числе, Правительство Москвы, ООО "Товарищество театральных архитекторов".
На основании Постановления N 775 между Правительством Москвы ("Ответчик") и Истцом был заключен Договор аренды земель в г. Москве N М-01-001515 от 23 декабря 1994 года в соответствии с которым Истцу был передан в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 71.357,00 кв.м., "расположенный в Центральном административном округе г. Москвы вблизи Краснохолмского моста для строительства и последующей эксплуатации зданий и других помещений Российского культурного центра сроком на 49 лет (п. 1.1, 1.3, 2.1 Договора аренды земельного участка).
В соответствии с п. 3 Постановления N 775 функции заказчика по проектированию и строительству Российского культурного центра были возложены на Истца.
Впоследствии между Ответчиком, Министерством культуры РФ, Истцом и Фирмой "ЭНКА Иншаат ве Санайи А.Ш." 30 января 1995 года был заключен КОНТРАКТ по реализации Проекта РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА на территории города Москвы (Центральный административный округ) с целью реализации Проекта создания Российского культурного центра на стрелке Краснохолмского Моста (п. 2.1 Контракта).
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20 февраля 2003 года N 257-РП "О строительстве здания гостиницы по Космодамианской набережной" 18 июля 2003 года было подписано ДОПОЛНЕНИЕ к КОНТРАКТУ по реализации проекта РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА от 30 января 1995 года, в котором были согласованы новые сроки исполнения ряда обязательств по проектированию и строительству объектов Культурного Центра.
В ст. 1 Контракта ("Определения") его стороны определили Проект как "Инвестиционный проект, включающий все организационные и технические мероприятия по строительству Российского Культурного Центра "под ключ" в соответствии с западными стандартами с полным комплексом строительных, монтажных, отделочных и инженерных работ, с учетом действующих норм и правил на территории города Москвы; а также все организационно-административные действия по получению Сторонами имущественных прав на Российский Культурный Центр в соответствии с положениями и условиями данного Контракта". Соответственно, предметом Контракта является участие его сторон в реализации Проекта с последующим получением права собственности на причитающиеся каждой стороне построенные объекты. Из ст. 1 Контракта также следует, что "Объектом" признается "любое здание, сооружение, какая-либо независимая часть здания, с соответствующими подземным гаражом и инженерными сетями" (далее -"Объект").
Учитывая положения Контракта, Фирма ЭНКА также вошла в состав акционеров Истца (п.2.3. Контракта) и приняла на себя ряд обязательств имущественного и организационного характера.
В настоящее время акционером Истца по прежнему является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы, которому принадлежат 20 % акций Истца.
В соответствии с п.2.4 Контракта строительство Объектов Культурного Центра
должно было осуществляться в 5 очередей:
1-я очередь: "строительство зданий и помещений общей площадью 20 ООО кв.м., в состав которой входит примерно 16 000 кв.м. коммерческих и жилых зданий и помещений, примерно 2 000 кв.м. подземной автостоянки и примерно 2 000 кв.м. общей площади объектов культурно-общественного обслуживания: ресторанов, объектов здравоохранения, магазинов, выставочных залов и конференцзал";
2-я очередь: "офисы, апартаменты и соответствующая подземная автостоянка, часть Объектов культурно-общественного обслуживания: театр, выставочный зал, магазин, кафе, ресторан";
3-я очередь: "офисы, апартаменты, гостиница, часть Объектов культурно-общественного обслуживания, торговые помещения, предприятия питания, подземная автостоянка";
4-я очередь: "Культурные Объекты и подземная автостоянка, ресторан";
5-я очередь: "Спортивно-оздоровительные сооружения и благоустройство сквера".
Контрактом (п.9.3., п.9.4. и п.9.5.) на Истца были возложены обязательства по осуществлению функции заказчика по реализации Проекта, за исключением строительства Объектов культуры и спорта, а также по финансированию (в том числе, за счет кредитных средств) строительства Объектов (выполнению функций инвестора) 2-й, 3-й, 4-й и 5-й очередей строительства, за исключением финансирования Объектов культуры и спорта.
На основании Контракта (п.2.3., п.8.1., п.8.3.) Фирма ЭНКА обязалась профинансировать строительство Объектов 1-ой очереди Проекта в объеме, необходимом для строительства 20 000 кв.м. общей площади на условиях "под ключ", выполнить функции Генерального подрядчика по строительству всего комплекса зданий и сооружений Культурного Центра, включая Объекты культуры и спорта (при условии соответствующего финансирования объектов коммерческого назначения со стороны Истца и Объектов культуры и спорта - со стороны Ответчика), и обеспечить сдачу Объектов в эксплуатацию, кроме того "выделить 3 200 000 долларов США на своевременное переселение жильцов расположенных на Земельном участке жилых домов, подлежащих сносу".
В соответствии с п.3.1 Контракта после окончания строительства в собственность Истца должны перейти все построенные Объекты, за исключением "Объектов культуры и спорта".
Контрактом (п. 2.6., п.8.3.) предусмотрено, что финансирование строительства Объектов культуры и спорта должно было осуществляться "за счет дивидендов российских партнеров Истца, с привлечением других источников", при этом после окончания строительства Объекты культуры и спорта перейдут в собственность "Российских партнеров" Истца.
Перечень Объектов культуры и спорта, их ориентировочная общая площадь, должны были определяться в приложении N 9 к Контракту (с возможностью уточнения и детализации при разработке проектной документации на 2-ю - 5-ю очереди строительства).
Доказательства заключения приложение N 9 к Контракту отсутствуют.
Контрактом также предусмотрено, что Истец самостоятельно принимает решения по использованию помещений Объектов, при этом Контрактом установлено, что "87% общей площади Объектов, построенных на Земельном участке, будет использоваться в коммерческих целях, а 13% общей площади Объектов будет использоваться в качестве Объектов культуры и спорта".
Учитывая положения Контракта, Ответчиком были приняты следующие решения:
-решение о создании Государственного открытого акционерного общества "Российский культурный центр "Красные Холмы" для строительства и эксплуатации Объектов культуры и спорта Российского культурного центра; 100% акций указанного акционерного общества находились в собственности города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 24 июня 1997 года N 475 "О создании Государственного открытого акционерного общества "Российский культурный центр "Красные Холмы");
- решение о финансировании строительства в рамках Проекта Объектов культуры и спорта за счет дивидендов, получаемых Ответчиком как акционером Истца за счет прибыли, получаемой "от эксплуатации коммерческой части Российского культурного центра" с привлечением при необходимости дополнительных финансовых средств (Постановление Правительства Москвы от 18 августа 1998 года N 640 "О строительстве объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста");
-решение о строительстве многофункционального концертно-филармонического комплекса "Московский международный Дом музыки" в составе Объектов культуры и спорта Культурного Центра на стрелке у Краснохолмского моста с финансированием проектирования и строительства объекта за счет внебюджетных источников, а также дивидендов, получаемых городом от деятельности ЗАО "Москва - Красные Холмы"3 (п. 1 и п. 2 Постановления Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года N 346 "О строительстве Московского международного Дома музыки в составе объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста".
Из условий Контракта следует, что определение субъекта, у которого возникнет право собственности на соответствующие Объекты (как результаты реализации Проекта), прямо обусловлено обязанностью такого субъекта осуществить финансирование строительства этих Объектов (за исключением Объектов 1-ой очереди, финансирование строительства которых осуществлялось Фирмой ЭНКА).
Контрактом, как это следует из п. 2.4., установлено принципиальное деление всех Объектов по функциональному назначению и использованию на две категории: Объекты культуры и спорта ("Культурные Объекты", а также "Спортивно-оздоровительные сооружения") и иные Объекты, к которым, в частности относятся "Объекты культурно-общественного обслуживания (рестораны, кафе, объекты здравоохранения, магазины, выставочные залы и конференцзал)".
На основании Контракта в соответствии с разработанной проектной документацией, применимыми градостроительными и строительными нормами на Земельном участке всего было построено 11 объектов капитального строительства, общей площадью 167.274,70 кв.м., из которых:
- Объекты, которые по своему назначению не являются Объектами культуры и спорта, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, со строения 1 по строение 7 включительно, строение 11, строение 13, общей площадью 128.309,30 кв.м. составляют 76,71% (округленно) общей площади Объектов, возведенных на Земельном участке; и
- Объекты культуры и спорта, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, строение 8 и строение 10, общей площадью 38.965,40 кв.м., составляют 23,29% (округленно) общей площади Объектов, возведенных на Земельном участке.
Строительство и ввод в эксплуатацию Объектов культуры и спорта были завершены в декабре 2002 года (Распоряжение Правительства Москвы N 2119-РП от 31 декабря 2002 года "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию Московского международного Дома музыки по адресу: Космодамианская наб., вл.52, стр.8,10".
Принимая во внимание условия Контракта (п. 2.7: "... понимается, что 87% общей площади Объектов, построенных на Земельном участке, будет использоваться в коммерческих целях, а 13% общей площади Объектов будет использоваться в качестве Объектов культуры и спорта"), после ввода в эксплуатацию в 2002 году Объектов культуры и спорта и государственной регистрации прав собственности города Москвы на названные Объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 апреля 2004 года на годовом общем собрании акционеров Истца было принято решение "все оставшиеся объекты, подлежащие строительству на территории РКЦ, будут коммерческими и являться собственностью ОАО "МКХ" (Протокол N 21 от 16 апреля 2004 года.
Стороны Контракта, по результатам ввода в эксплуатацию Объектов (за исключением Объектов культуры и спорта) составляли и подписывали Акты о результатах частичного исполнения Контракта в отношении построенных в рамках Проекта Объектов.
Акты были составлены в отношении объектов, имеющих следующие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, со строения 1 по строение 6 включительно, строение 13 (см. Приложения N 8, 13-16 к настоящему Исковому заявлению). На все перечисленные Объекты в соответствии с условиями Контракта было зарегистрировано право собственности Истца.
По результатам завершения строительства и ввода в эксплуатацию Объектов культуры и спорта (адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, строение 8 ("Московский международный Дом музыки") и строение 10 ("Информационно-творческий центр") акты о результатах частичного исполнения Контракта не составлялись, однако, также в соответствии с условиями Контракта, на указанные Объекты культуры и спорта было зарегистрировано право собственности города Москвы (с правом оперативного управления ГУК г. Москвы "Московский международный Дом музыки" в отношении здания Московского международного Дома музыки) (Постановление Правительства Москвы от 06 августа 2002 года N 616-ПП "О создании государственного учреждения культуры города Москвы "Московский международный Дом музыки").
Распоряжением Правительства Москвы от 31 декабря 2008 года N 3171-РП "О завершении работ по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста" (Приложение N 10 к настоящему Исковому заявлению) срок строительства комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста, включая здание 5-й очереди строительства на земельном участке по адресу: Краснохолмский мост, мкр. стрелка, кв. Космодамианская наб., вл. 52, был продлен до 31 августа 2009 года, Префектуре ЦАО г.Москвы было поручено подготовить и обеспечить утверждение актов о результатах частичной реализации Контракта "в отношении всех для этого возможных объектов, построенных в рамках инвестиционного проекта, предусматривающего строительство Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста" и направить копии утвержденных актов о результатах частичной реализации Контракта "в отношении всех построенных объектов Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста в Департамент экономической политики и развития города Москвы".
Распоряжением Правительства Москвы от 27 мая 2010 года N 1027-РП "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Москвы" срок выполнения в целом указанного выше Распоряжения N 3171-РП был продлен до IV квартала 2010 года.
В связи с завершением в 2010 году строительства последних в рамках исполнения Контракта Объектов, имеющих адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11 (2-ая очередь строительства; выданное на имя Истца Разрешение на строительство N RU77130000-002133 от 12 мая 2008 года; выданное на имя Истца Разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77130000-002671 от 12 февраля 2010 года (далее - "Строение 11") и г.Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7 (5-ая очередь строительства; выданное на имя Истца Разрешение на строительство N RU77130000-001657 от 21 января 2008 года; выданное на имя Истца Разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77130000-002655 от 29 января 2010 года 10 февраля 2010 года Истец обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы (Письмо от 10 февраля 2010 года N ГД-25) с уведомлением о полном завершении строительства комплекса зданий Культурного Центра и просьбой оформить итоговый акт о выполнении Контракта.
В соответствии с условиями Контракта, Истец выступал заказчиком разработки проектной документации и строительства Строения 7 и Строения 11, осуществлял финансирование строительства Строения 7 и Строения 11, принимал результаты выполненных работ, что подтверждается, в частности:
- Контрактом N 0-34/2006 между Истцом и ООО "Товарищество театральных архитекторов" на разработку "Проекта", оказание услуг и получение согласований на стадии "Проект" 5-й очереди строительства с прилегающей территорией Российского Культурного Центра на территории ОАО "Москва - Красные Холмы" от 20 июля 2006 года с Актами N 1 от 19 декабря 2006 года, N 2 от 01 октября 2007 года, N 3 от 01 октября 2007 года, N 4 от 01 октября 2007 года и N 4 от 05 февраля 2008 года, Дополнительным соглашением N 1-07 от 02 мая 2007 года (с Актом N 1 от 21 мая 2007 года к нему), Дополнительным соглашением N 2-08 от 18 ноября 2008 года (с Актом N 1 от 21 мая 2009 года к нему) (проектирование Строения 7).
-Контрактом N 14-06 между Истцом и ООО "Товарищество театральных архитекторов" на разработку "Проекта", оказание услуг и получение согласований на стадии "Проект" незавершенного строительства 2-й очереди (корпус 2F) Российского Культурного Центра на территории ОАО "Москва - Красные Холмы" от 20 сентября 2006 года с Актами N 1, N 2 (оба от 05 февраля 2008 года) и N 3 от 09 июня 2008 года (проектирование Строения 7);
-Контрактом N 2007/165/RCC5-01 от 11 сентября 2007 года между Истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be Санайи А.Ш. на выполнение общестроительных работ по Этапу 5 "Здание 5" в рамках застройки ОАО "Москва -Красные Холмы" в г.Москве (строительство Строения 7) с Протоколом от 05 ноября 2009 года Сдачи Объекта (Этапа 5 "Здание 5") в гарантийную эксплуатацию;
-Контрактом N 2008/169/RCC-2F-01 от 01 октября 2008 года между Истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be Санайи А.Ш. на выполнение общестроительных работ по Этапу 2 "Здание 2F" в рамках застройки ОАО "Москва - Красные Холмы" в г.Москве (строительство Строения 11) с Протоколом от 31 декабря 2009 года Сдачи Объекта (Этапа 2 "Здание 2Ф") в гарантийную эксплуатацию.
Истец предпринимал меры к оформлению итоговый акта о выполнении Контракта, направлял в адрес ответчика проект Акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001-0012-00001-05 от 27.01.2005) в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: Космодамианская наб., вл. 52 (строительный адрес) был подготовлен Префектурой ЦАО г.Москвы совместно с Истцом еще в 2010 году.
Вопрос о подписании итогового акта о выполнении Контракта был предметом рассмотрения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, которой было принято решение о соответствии результатов выполнения Контракта установленным им условиям (в том числе, в части объемов площадей Объектов, передаваемых в собственность Истца и Ответчика) (Протокол N 18 от 07 апреля 2011 года и пять раз был предметом рассмотрения на заседании Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы. Акт, подтверждающий исполнение Контракта в полном объеме, Ответчиком не подписан; права собственности на спорные объекты не оформлены.
Как следует из материалов дела на основании актов частичной реализации инвестиционных проектов завершена реализация проектов и зарегистрированы права собственности Инвестора на здания по следующим адресам, входящим в комплекс Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста:
- Космодамианская наб., 52, стр.1, акт от 11.02.1997, запись в ЕГРП от 04.06.2001 N 77-01/30-185/2001-2854;
- Космодамианская наб., 52, стр.2, акт от 11.02.1997, запись в ЕГРП от 04.07.2001 N 77-01/30-185/2001-4257;
- Космодамианская наб., 52, стр.3, акт от 16.06.1997, запись в ЕГРП от 05.06.2001 N 77-01/30-185/2001-3091;
- Космодамианская наб., 52, стр.4, акт от 01.07.1998, запись в ЕГРП от 01.10.2002 N 77-01/30-463/2002-583;
- Космодамианская наб., 52, стр.5, акт от 14.10.1998, запись в ЕГРП от 01.10.2002 N 77-01/30-463/2002-584;
- Космодамианская наб., 52, стр.6, акт от 12.08.2005, запись в ЕГРП от 06.06.2005 N 77-77-01/053/2005-372.
В соответствии с условиями Контракта: по окончании строительства все построенные объекты переходят в собственность Инвестора, за исключением объектов культуры и спорта, которые переходят в собственность Администрации (ст. 3 Контракта); 87% общей площади построенных объектов предназначается для коммерческого использования; 13% - для целей культуры и спорта (п.2.7 Контракта).
Все работы по финансированию и строительству автостоянки по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 13 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл. 52, корпус 3С 3-й очереди) произведены в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию (Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2002 N 1193, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2002 N 2120-РП "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию стоянок легкового автотранспорта с подсобными и техническими помещениями по адресу: Космодамианская наб., вл. 52, стр.13").
Объекту присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр.13 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа от 13.01.2003 N 73-р "Об утверждении адреса объекта нового строительства - Космодамианская набережная, дом N 52, строение 13".
Зарегистрированы права собственности Инвестора на здание площадью 11 819 кв.м (запись в ЕГРП от 16.07.2003 N 77-01/30-366/2003-149).
Все работы по финансированию и строительству Московского Международного Дома музыки по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 8 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл. 52, корпус 8 4-й очереди) произведены в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию (Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2002 N 1186, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2002 N 2119-РП).
Объекту присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 8 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа от 20.12.2002 N 6707-р "Об утверждении адресов объектов нового строительства: Космодамианская
набережная, дом N 52, строение 8 и Космодамианская набережная, дом N 52, строение 10".
Согласно материалам ТБТИ "Центральное" города Москвы (экспликация по состоянию на 13.03.2003) введенный в эксплуатацию объект имел общую площадь 37 874,4 кв.м.
Зарегистрированы права собственности города Москвы на все здание площадью 37 863,7 кв.м (сведения из Росреестра по Москве от 06.04.2010 N 19/010/2010-1873).
На основании постановления Правительства Москвы от 06.08.2002 N 616-ПП зарегистрировано право оперативного управления Государственного учреждения культуры г. Москвы "Московский международный Дом музыки" (запись в ЕГРП от 08.09.2003 N 77-01/08-718/2003-202) на здание площадью 37 643,2 кв.м.
Все работы по финансированию и строительству информационно-творческого центра по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 10 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл. 52, корпус 10 4-й очереди) произведены в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию (Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2002 N 1187, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2002 N 2119-РП).
Объекту присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 10 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа от 20.12.2002 N 6707-р "Об утверждении адресов объектов нового строительства: Космодамианская набережная, дом N 52, строение 8 и Космодамианская набережная, дом N 52, строение 10".
Согласно материалам ТБТИ "Центральное" города Москвы (экспликация от 19.04.2010 по состоянию 10.12.2002, поэтажные планы от 25.12.2002 по состоянию на 10.12.2002) введенный в эксплуатацию объект имел общую площадь 1091 кв.м.
Зарегистрированы права собственности города Москвы на часть здания площадью 933,2 кв.м (сведения из Росреестра по Москве от 06.04.2010 N 19/010/2010-1873).
Во исполнение условий контракта Инвестор в полном объеме произвел работы по финансированию и строительству: - культурно-административного здания по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 7 5-й очереди строительства Российского культурного центра (строительный адрес: Космодамианская наб., вл., 52, корп. 7), далее по тексту - Объект N 1;
- 2-й очереди Российского культурного центра по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 11 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл., 52, корп. 2F), далее по тексту -Объект N 2.
Объект N 1 введён в эксплуатацию, что подтверждается разрешением Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 29.01.2010 N RU77130000-002655, регистрационный номер в градостроительном кадастре от 01.02.2010 N 3.7.2.002632.
Объекту N 1 присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 7 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 24.06.2009 N 2390-р "Об утверждении адреса объекта нового строительства Космодамианская наб., 52, стр. 7".
Объект N 2 введён в эксплуатацию, что подтверждается разрешением Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 12.02.2010 N RU77130000-002671, регистрационный номер в градостроительном кадастре от 17.02.2010 N 3.7.2.002668.
Объекту N 2 присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 11 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 24.06.2009 N 2391-р "Об утверждении адреса объекта нового строительства Космодамианская наб., 52, стр. 11".
Согласно материалам ТБТИ "Центральное" города Москвы (выписка их технического паспорта на здание N дела 1250/2 от 12.11.2009 по состоянию на 10.08.2008; экспликация от 13.05.2010 по состоянию на 10.08.2009 и 14.08.2009 и экспликация на подземный гаража-стоянку от 09.07.2010 по состоянию на 10.08.2009, 27.04.2010 и 16.06.2010; поэтажные планы от 10.10.2009 по состоянию на 10.08.2009, от 20.04.2010 по состоянию на 10.08.2009 и от 09.07.2010 по состоянию на 16.06.2010) введенный в эксплуатацию Объект N 1 характеризуется следующими основными показателями:
общая площадь Объекта N 1 - 16 270,3 кв.м, в том числе: - полезная нежилая площадь (общественного питания, бытового обслуживания, торгового, и учрежденческого назначения) - 9 444,1 кв.м; площадь нежилых помещений общего пользования и инженерного назначения, связанных с жизнеобеспечением Объекта N 1 - 1 536,6 кв.м;
общая площадь гаража-стоянки на 160 машиномест: - 5 289,6 кв.м, в т.ч.: площадь, занимаемая 160 машиноместами - 2 128,8 кв.м; площадь помещений общего пользования гаража-стоянки - 3 148,7 кв.м; площадь сервисных служб гаража-стоянки - 12,1 кв.м.
Согласно материалам ТБТИ "Центральное" города Москвы (технический паспорт на здание кварт N 1250/инвент. N 2 от 10.10.2009 по состоянию на от 10.08.2008; экспликация от 08.10.2009 по состоянию на 10.08.2009, 14.08.2009 и экспликация на подземный гаража-стоянку от 07.06.2010 по состоянию на 27.04.2010; поэтажные планы от 21.10.2009 по состоянию на 16.09.2009 и от 07.06.2010 по состоянию на 27.04.2010) введенный в эксплуатацию Объект N 2 характеризуется следующими основными показателями: общая площадь Объекта N 2 -3 457,1 кв.м, в том числе: полезная нежилая площадь учрежденческого и культурно-просветительского назначения -2 371.5 кв.м.; площадь нежилых помещений общего пользования и инженерного назначения, связанных с жизнеобеспечением обеспечением Объекта N 2 - 423,4 кв.м. общая площадь гаража-стоянки- 662, 2 кв.м., вт.ч. площадь, занимаемая 15 машиноместами - 205 7 кв.м., площадь помещений общего пользования гаража-стоянки - 456, 5 кв.м.
Доказательства, подтверждающие финансирование спорных объектов ответчиком в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - "Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации") правовым последствием осуществления
инвестиционной деятельности в строительстве является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций. При этом раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется только после его ввода в эксплуатацию.
Из ст.6 и ст.8 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации следует, что объем прав инвестора на результаты инвестиционной деятельности определяется условиями инвестиционного контракта, соответственно, права Истца и Ответчика на построенные в рамках исполнения Контракта Объекты должны определяться на основании условий Контракта.
В соответствии с п.3 ст.3 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" "Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.
Поскольку строительство Строения 7 и Строения 11 осуществлялось с привлечением внебюджетных источников финансирования на Земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, по Контракту, заключенному с Правительством Москвы до 01 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между его сторонами, в силу п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации (вступил в силу с 01 февраля 2012 года; в редакции Федерального закона от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), Строение 7 и Строение 11 признаются долевой собственностью сторон Контракта до момента государственной регистрации права собственности на эти Объекты с учетом распределения долей, предусмотренного Контрактом, при этом государственная регистрация такой долевой собственности не требуется.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. При этом в силу п. п. 1 и 4 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности, а общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. Причем имущество в соответствии с положениями, содержащимися в п. п. 1 - 3 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками, по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества, а при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них, то участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Из ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении требований в части выделения доли.
Вместе с тем, суд ошибочно пришел к выводу о том, что конкретный инвестиционный договор не является договором купли-продажи будущей вещи, договором простого товарищества или подряда.
Заявленный иск, по мнению апелляционного суда является ничем иным, как требованием о переходе права на вещь к покупателю, поскольку последний, являясь в данном случае истцом и инвестором в полном объеме профинансировал объект инвестиционной деятельности. Заявляя настоящий иск, ОАО "Москва - Красные Холмы" фактически преследовало интерес, направленный именно на переход к нему права собственности на приобретенные им помещения на основании спорного по делу инвестиционного договора.
Однако неправильная квалификация спорного договора не привела к принятию неправильного решения.
Довод ответчика и 3-го лица о том, что в связи с отсутствием Приложения N 9 к Контракту, в котором должен был быть определен перечень Объектов культуры и спорта, их ориентировочная общая площадь, и наличием в Строении 11 помещений "культурнопросветительского" назначения (помещение выставочного зала), требование о выделе Строения 7 и Строения 11 в собственность Истца не может быть удовлетворено, отклоняется.
Из п.2.4. Контракта следует, что им четко разделяются Объекты коммерческого назначения, к которым относятся, в том числе, "объекты культурно-общественного обслуживания: рестораны, объекты здравоохранения, магазины, выставочные залы и конференцзал", и Объекты культуры и спорта ("Культурные объекты" и "Спортивно- оздоровительные сооружения").
Таким образом, наличие в Строении 11 помещения выставочного зала не свидетельствует о том, что данное Строение безусловно является Объектом культуры и спорта (по смыслу Контракта) и что Истец не вправе претендовать на его оформление в свою собственность.
В соответствии с Кадастровым паспортом Строения 11 (т.9 л.д.4-5) данное нежилое здание является "административным", т.е., очевидно, не может рассматриваться в качестве Объекта культуры и спорта даже по своему назначению (наименованию).
Из изложенного следует, что данный довод Ответчика и Третьего лица 4 о неправомерности притязаний Истца на Строение 11 является необоснованным и противоречит условиям Контракта и материалам дела (см. также п.1.3. и 1.4. ниже). По смыслу Контракта, в Приложении N 9 могло быть определено только то, какие Объекты культуры и спорта в принципе могли быть построены в рамках исполнения Контракта (с учетом его условий), при этом из текста Контракта следует, что отсутствие такого приложения никак не может повлиять на права Истца и Ответчика по отношению к созданным Объектам, т.е. в соответствии с Контрактом какого-либо правоопределяющего значения указанное Приложение не имеет.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "10" декабря 2012 г. по делу N А40-55560/12-105-513 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента имущества города Москвы, Правительства г. Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
С.Н. Овчинникова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.