город Москва |
|
22 февраля 2013 г. |
Дело N А40-134846/12-130-1305 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2012 г.
по делу N А40-134846/12-130-1305, принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" (ОГРН 1025005686716, ИНН 5044000790, адрес: 141431, г.Москва, Ленинградское шоссе, 300)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным отказа в принятии документов
при участии:
от заявителя: Вяткина Е.С. - по доверенности N 50 АА 1097427 от 14.11.2011;
Волкова И.Б. - по доверенности N 50 АА 1097428 от 14.11.2011;
от ответчика: Белкина А.Ю. - по доверенности N 33-И-731/13 от 05.02.2013;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" (далее - общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР), оформленный письмом от 06.07.2012 N 33-5-10484/12-(0)-1 в принятии документов для предоставления государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность и об обязании ДЗР принять к рассмотрению заявление и документы от 20.06.2012 с оказанием государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка, принадлежащего ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" на праве постоянного бессрочного пользования, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 300А, примерной площадью 17,5 га.
Решением от 13.12.2012 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования полностью.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов указывает на соответствие оспариваемого отказа в предоставлении государственной услуги нормам действующего законодательства и отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя. Полагает, что отказ правомерен в связи с отсутствием в комплекте документов кадастрового паспорта земельного участка (выписки из кадастрового паспорта). Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель - ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" является правопреемником Солнечногорского РТП, является неверным.
Общество представило письменные пояснения на апелляционную жалобу, представители в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ДЗР г. Москвы поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" является пользователем земельного участка, расположенного по адресу г. Москва, Ленинградское шоссе, вл. 300А на основании акта на право постоянного бессрочного пользования от 10 мая 1967 года, выданного на основании Решения Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов трудящихся от 10 мая 1967 года N 11.
Как верно установлено судом первой инстанции, ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" является правопреемником Солнечногорского РТП. Указанный факт установлен решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-126142/11-72-836, вступившим в законную силу 09.06.2012 и не требует в силу ст. 69 АПК РФ повторного доказывания.
В соответствии с актом на право постоянного бессрочного пользования (приложение) площадь земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании заявителя составляет 20,8 га, однако в настоящее время площадь земельного участка составляет примерно 17,5 га, т. к. по указанию Департамента (письмо от 01.09.2011 года N 33-5Т9-746/11-(1)-0) из границ земельного участка исключены сформированные земельные участки, участки под зданиями, право собственности на которые зарегистрировано за третьими лицами, и земельный участок под жилой застройкой.
В соответствии с письмом Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы (Москомархитектура) от 18.05.2010 N 001/02/2395/9-(1) в соответствии с Градостроительным планом развития территории Северного административного округа до 2020 г., утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2001 N 892-ПП, указанный земельный участок расположен в промзоне "Подрезково".
Земельный участок огорожен, имеет исторически сложившиеся и естественные границы, занят объектами недвижимого имущества, принадлежащими Истцу на праве собственности, а также объектами, которые находятся на балансе Истца (Свидетельства "АЖ439227, 77АЖ439224, 77АЖ439230, 77АЖ439231, 77АЖ439226, 77АЖ439225, 77АЖ439228, 77АЖ621668...). Запрашиваемый участок полностью используется Истцом для реализации уставной деятельности.
В 2009 году заявителем выполнены работы по межеванию и закреплению границ земельного участка, подана заявка в ТУ ДЗР САО о выдаче комплекта документов для постановки на кадастровый учет.
20.06.2012 Общество обратилось в ДЗР г. Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское Шоссе, вл. 300А в собственность с приложением документов, необходимых для предоставления государственной услуги согласно п. 2.7 Приложения 5 "Административный регламент представления государственной услуги города Москвы", также было приложено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2012 по делу N А40-12142/11-72-836, в соответствии с которым ДЗР г. Москвы обязан в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в силу утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу: г. Москвы, Ленинградское шоссе, вл. 300А, с выдачей ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" соответствующего распоряжения на основании заявления общества от 24.08.2011 г. N 33-5Т9-746/11 -(0)-0.
Письмом от 06.07.2012 N 33-5-10484/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов г. Москвы отказал ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" в приеме документов.
Посчитав отказ в приеме документов незаконным, заявитель обратился в суд за защитой своих прав.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (далее - Положение), Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее -Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере отравления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности), функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Таким образом, с учетом положений Административного регламента Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении в собственность земельных участков расположенных на территории г. Москвы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" до 1 июля 2012 года обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки приобретают их в собственность по цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса России для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса России в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 1.1 Приложения N 5 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы" административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений в городе Москве устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее - Регламент).
Согласно п.2.7 Приложения N 5 Регламента при обращении за получением государственной услуги заявитель представляет указанные в данном пункте документы. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" является пользователем земельного участка по адресу: по адресу г. Москва, Ленинградское шоссе, вл. 300А на основании акта на право постоянного бессрочного пользования от 10 мая 1967 года, выданного на основании Решения Исполнительного комитете Химкинского городского Совета депутатов трудящихся от 10 мая 1967 года N 11.
Пунктом 2.7.4 Приложения N 5 Регламента юридические лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, представляют следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц); выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке; нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, строения, сооружения, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений и отсутствии сведений о правах на такие здания, строения, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на приобретаемый земельный участок; нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, если указанное право в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляется при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); кадастровый паспорт земельного участка или кадастровую выписку о земельном участке (при наличии).
Основанием для отказа в принятии документов и оказании государственной услуги явилось непредставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка. Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции со ссылкой на пункт 2.7.4.7 Приложения N 5 Регламента, указанный документ предоставляется юридическим лицом, обладающим земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, при его наличии.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что указанные ДЗР г. Москвы основания в отказе в принятии документов для предоставления государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность нельзя признать законными.
В связи с изложенными выводами, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права и иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются апелляционной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2012 г. по делу N А40-134846/12-130-1305 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134846/2012
Истец: ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы