г. Москва |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А40-132572/12-139-1279 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 12.12.2012 г. по делу N А40-132572/12-139-1279, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ОАО "ПЭФ" "СОЮЗ" (ОГРН 1027700494260, 115516, Москва, ул. Промышленная д.9)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: ГУП МосгорБТИ (125009, Малый Гнездиковский пер., д. 9, стр. 7)
о признании незаконным и отмене решения от 28.06.2012 г. от 33-5-9821/12-(б)-1
при участии:
от заявителя: Неговора Р.В. - по дов. от 18.10.2012;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточнения заявленных требований ОАО "ПЭФ "СОЮЗ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик), оформленного письмом от 16.07.2012 г. N 33-5-10207/12-(0)-1 в оформлении договора купли-продажи о предоставлении в собственность ОАО "ПЭФ "СОЮЗ" земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:143 по адресу: г.Москва, ул. Промышленная, вл. 9, а также обязании в срок не позднее одного месяца после вступления решения арбитражного суда в законную силу подготовить и направить в адрес ОАО"ПЭФ "СОЮЗ" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6, 6126 га с кадастровым номером 77:05:0005006:143, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Промышленная, вл. 9.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2012, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемого заявителем решения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует действующему законодательству. Указывает, что при отсутствии информации о правообладателе здания по адресу: Москва, Кавказский бульвар, д. 56, стр. 3, расположенные на спорном участке, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов третьих лиц у Департамента земельных ресурсов города Москвы отсутствовали правовые основания для оформления в собственность ОАО "ПЭФ "СОЮЗ" земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:143.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не представили. При отсутствии возражений представителя заявителя, явившего в судебное заседание, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
При этом апелляционная коллегия принимает во внимание следующее.
Из фактических обстоятельств и материалов дела усматривается, что ОАО "ПЭФ "СОЮЗ" с целью оформления договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Промышленная, вл.9, общей площадью 6,6126 га (кадастровый номер 77:05:0005006:143) 29.06.2012 г. была подана заявка (регистрационный N 33-5-10207/12-(0)-0) в Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Решением, оформленным в виде письма от 16.07.2012 г. N 33-5-10207/12-(0)-1, Департамент земельных ресурсов г. Москвы отказал в оформлении договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:143.
Отказ мотивирован тем, что на указанном земельном участке расположено 10 объектов недвижимого имущества, однако документы, подтверждающие имущественные права, были предоставлены на 9 объектов, на строение по адресу: г. Москва, Кавказский бульвар, д.56, стр.3, документы, подтверждающие имущественные права, не предоставлены.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договоров аренды и купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 36 Кодекса в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Как верно установлено судом первой инстанции, к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок заявителями приложены все необходимые документы, предусмотренные перечнем документов, указанных в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
В оспариваемом отказе Департамент указывает на наличие в ИС РЕОН информации о наличии иных строений, на которые заявителем не представлены документы, подтверждающие имущественные права или права на их возведение: информация о правообладателе здания по адресу: г. Москва, Кавказский бульвар, д.56, стр.3, находящегося на спорном земельном участке, в Департаменте отсутствует.
Доказательств в подтверждение указанных доводов Департаментом не представлено.
Между тем отсутствие в границах земельного участка (кадастровый номер 77:05:0005006:143) объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, Кавказский бульвар, д.56, стр.3 подтверждается следующими документами:
- планом земельного участка от 24.04.2012 г., выданным ТБТИ "Южное",
- справкой ТБТИ "Южное" от 29.06.2012 г. с указанием всех строений, входящих в состав домовладения N 9 по адресу: г. Москва, ул. Промышленная,
- кадастровым паспортом земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте. Департаментом земельных ресурсов Москвы не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является зарезервированным для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе предусмотренных п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, у ответчика не имелось.
В рассматриваемом случае в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес ОАО"ПЭФ "СОЮЗ" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6, 6126 га с кадастровым номером 77:05:0005006:143, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Промышленная, вл. 9.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Департамента предусмотренных законом оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка, не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что при отсутствии информации о правообладателе здания по адресу: Москва, Кавказский бульвар, д. 56, стр. 3, расположенные на спорном участке, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов третьих лиц у Департамента земельных ресурсов города Москвы отсутствовали правовые основания для оформления в собственность ОАО "ПЭФ "СОЮЗ" земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:143 был предметом исследования в суде первой инстанции и ему была дана надлежащая оценка.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2012 г. по делу N А40-132572/12-139-1279 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132572/2012
Истец: ОАО "ПЭФ" "СОЮЗ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ГУП МосгорБТИ