Концепция прав человека в международно-правовой доктрине
В международно-правовой литературе вопрос прав человека занимает одну из ключевых позиций, обусловленную важностью и остротой этой проблемы в современных международных отношениях. Как отмечает известный российский юрист-международник И.И. Лукагпук, эта новая отрасль, получившая развитие после принятия Устава ООН, заняла центральное положение в системе международного права. Он определяет международное право прав человека как "отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека". В учебнике под редакцией Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчиковой данная отрасль права называется: "Международная защита прав человека". Другие ученые для упомянутых целей используют термин "международное гуманитарное право" (О.И. Тиунов), как обобщающую категорию, которая включает в себя современные международные нормы, касающиеся прав человека во всех аспектах и гуманитарные нормы, которые сложились по поводу защиты личности в конкретной ситуации, например в вооруженном конфликте (международное право в том виде, в котором оно складывалось исторически).
Последняя точка зрения, безусловно, имеет право на существование ввиду наличия "взаимосвязанных сфер одного общего гуманистического явления - защиты прав и основных свобод личности", однако мы будем придерживаться традиционного выделения "международного гуманитарного права" в отдельную отрасль международного права. Такая позиция обусловлена наличием относительно обособленной группы международно-правовых норм, "регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение".
Указанные терминологические различия, которые носят на первый взгляд научно-доктринальный характер, имеют непосредственное отношение к проблеме роли и места института омбудсмана в международной и внутригосударственной системах защиты прав человека. Именно они позволяют выделить нормативную и институциональную основу механизма защиты прав человека, классифицировать правозащитные механизмы по сфере действия, выявить особенности действия омбудсмана по защите прав человека в конкретных ситуациях, в данном случае - при защите жертв вооруженных конфликтов.
Таким образом, мы будем исходить из наличия двух взаимосвязанных, но относительно обособленных отраслей международного права: "международного права прав человека" и "международного гуманитарного права".
Ключевым понятием нашего исследования являются "права человека", учения о которых, как отмечает Б.Ю. Дорофеев, являются исходной координатой во множестве правовых и государственных концепций и систем. Одно из наиболее удачных определений прав человека рассматривает их как "признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе в правовых, отношениях".
Как отмечает М.И. Абдуллаев, западная философская, религиозная, политическая и правовая традиция опирается на целый ряд теорий, учений концепций и идей, основанных на нравственной справедливости или нравственных нормах, самой распространенной из которых является теория естественного права, которая постулирует существование объективного нравственного закона, данного Богом и воспринятого человеческим разумом. В рамках теории международного права, украинский ученый-международник А. А. Мережко отмечает, что естественноправовое направление в науке международного права охватывает совокупность разнообразных теорий, общим знаменателем которых является представление о какой-либо метафизической категории либо принципе как первоисточнике права и международного права. Один из современных западных юристов Джонатан Долхенти (Jonathan Dolhenty) в статье, посвященной обзору теорий естественного права, выделяет такие основные черты естественного права: не создано людьми; основывается на структуре самой реальности; является одинаковым для всех людей и во все времена; является неизменным правилом либо моделью поведения, которые надлежит найти людям; является естественно познаваемым моральным законом; является средством рационального достижения людьми собственного блага.
Отметим, что теория естественного права в ее современном понимании является результатом пересмотра и эволюции воззрений юристов, философов со времен Древней Греции и до наших дней.
Вместе с тем, традиционным и современным концепциям в исследовании вопроса прав человека присущ как феноменологический, так и аксиологический подход. Феноменологический подход выражается в универсальности прав человека, имеющего метафизическую сущность и конкретно-обусловленную форму, специфические особенности и проявления. Аксиологический подход дает возможности через различные интерпретации ценности прав человека выйти на качественно новый уровень оценки права в целом. С другой стороны, аксиологический метод может дать оценку социальной опасности нарушений прав человека, т.е. права человека могут быть в конечном итоге масштабом оценки естественного права в праве позитивном.
Проблема прав и свобод человека и гражданина получила значительное развитие в международно-правовых учениях. Весьма значимым направлением правовой мысли в XX в. оказалась теория солидаризма. Одним из ярких представителей этой школы был французский юрист-международник Жорж Сель (1878-1961). Ключевыми понятиями его правовой доктрины являются верховенство права, солидарность и свобода. Французский теоретик был глубоко убежденным сторонником принципа социальной солидарности и взаимозависимости государств.
Критическое направление в теории международного права базируется на критической концепции общества франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фром, М. Хоркхаймер). Данная теория решительно против либерализма и либерального понятия права. "Европоцентрическая модель современного мира базируется на вере в то, что единственно правильный путь развития - это западный вариант социально-экономических преобразований, именно этим должны идти и другие страны и народы, чтобы добиться благополучия. Елавным оружием в руках критицистов выступает юридическая антропология, которая отрицает эволюционизм и гипертрофированное стремление людей и общества к единообразию. Крити-цисты утверждаю, что в основе международных отношений лежат различия, противоречия и конфликт, а не какой-то консенсус. Кроме того, современное международное сообщество не обладает объективным стандартом справедливости, который мог бы обеспечить единство данного сообщества".
В XXI в. распространение получает исламская правовая концепция, которая базируется на следующих основных элементах: а) постулатах ислама как религии; б) ислам - это система норм, регулирующих образ жизни мусульманина во всех проявлениях, включая право; в) не существует различия между правом, религией и моралью; г) единственным источником всех отраслей мусульманского права является священная воля Аллаха, который через откровение дал право человеку.
Исламский правовед Абдуллахи Ахмед Ан-Наим в своей работе "На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право)" говорит, что залогом обеспечения прав человека является регулирование отношений между государствами на основе принципов равенства и справедливости, взаимной безопасности и благосостояния. По его мнению, задачей права является примирение интересов каждого индивида, стремящегося к полной свободе, с интересами общества, стремящегося к полной социальной справедливости.
Таким образом, можно констатировать, что учения юристов-международников, философов относительно прав и свобод человека и гражданина послужили необходимой философско-правовой основой для разработки ряда важнейших национальных и международных правовых актов в области прав человека, а также необходимой основой создания международной и национальной систем защиты прав человека, неотъемлемой составляющей которой является институт "омбудсмана". В этой связи не случайным представляется распространение этого института после Второй мировой войны в Европе и в мире в целом, а также появление института "омбудсмана" в Восточной Европе. Именно утверждение идеи прав человека как ориентира дальнейшего развития философско-правовой мысли, в том числе и в международном праве, дало необходимые предпосылки для внедрения концепции уполномоченного по правам человека в массовое сознание посттоталитарных государств.
Р.Г. Вагизов,
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция прав человека в международно-правовой доктрине
Автор
Р.Г. Вагизов - Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2007, N 11