г. Москва |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А41-25816/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кипкеев М.А. по доверенности от 07.12.2012,
от заинтересованного лица: Коротков А.В. по доверенности от 26.12.2012 N 02/5478,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2012 по делу N А41-25816/12, принятое судьей Сабитовой С.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" (в интересах филиала "Восточные электрические сети") к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г.Москва Федерального агентства лесного хозяйства "Мособллес" (Луховицкий филиал) о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2012 N 309 участковым лесничим Чернореченского лесничества Трушиной Людмилой Викторовной,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Московская объединённая электросетевая компания" в интересах филиала "Восточные электрические сети" (ОГРН: 1057746555811; далее - ОАО "МОЭСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Мособллес" в лице Луховицкого филиала Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1025004910237, далее - ФГУ "Мособллес", заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2012 N 309, вынесенного участковым лесничим Чернореченского лесничества Трушиной Людмилой Викторовной.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие вины общества в нарушении правил пожарной безопасности. Кроме того, заявитель ссылается на то, что с момента получения уведомления от ОАО "МОЭК" или подрядной организации бремя содержания древесины возлагается на Росимущество.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "МОЭСК".
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.04.2012 участковым лесничим Чернореченского участкового лесничества Луховицкого филиала ФГУ "Мособллес" проведен осмотр в квартале 37 выдел 20,28,30, квартале 40 выдел 9,13,14,19,20,25, квартале выдел 4,7,9,18,19,26,27, квартале 44 выдел 8,23,25, квартале 45 выдел 1,2 Чернореченского участкового лесничества.
В ходе осмотра было выявлено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 при проведении регламентных работ, в том числе связанных с расчисткой трассы ЛЭП от древесной кустарниковой растительности, рубками лесных насаждений в просеках под ЛЭП от древесной кустарниковой растительности ВЛ 35 кВ Луховицы-Пойма, а именно: просеки, на которых находятся линии электропередачи в период пожароопасного сезона, не свободны от горючих материалов, штабеля древесины лежат вдоль стены леса, а также при строительств (реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, при рубке зеленых насаждений не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Результаты осмотра зафиксированы в Акте N 1 от 18.04.2012 (л.д. 10).
По факту выявленного правонарушения заинтересованным лицом составлен Протокол об административном правонарушении N 10/3-24 от 18.04.2012 (л.д.11).
В тот же день участковым лесничим Чернореченского участкового лесничества Трушиной Л.В. ОАО "МОЭСК" выдано предписание N 309 об устранении нарушений лесного законодательства в срок до 24.05.2012.
Оспариваемое предписание адресовано ОАО "МОЭСК", носит властно-распорядительный характер, поскольку содержит не только информацию о нарушении Правил пожарной безопасности, но и возлагает на адресата обязанность по устранению выявленных нарушений и сообщить о принятых мерах в установленный срок, а именно: убрать заготовленную древесину, порубочные остатки и другие горючие материалы с территории лесного фонда (л.д.12).
Кроме того, постановлением от 30.05.2012 N 10/3-24 общество привлечено к административной ответственности, которое было признано незаконным и отменено в рамках дела N 40-84055/12-92-762 Арбитражного суда г. Москвы.
Не согласившись с выданным предписанием об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2012 N 309, ОАО "МОЭСК" обратилось в Арбитражный суд, Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, оспариваемое предписание соответствует законодательству, не нарушает права и законные интересы ОАО "МОЭСК". Заявитель является лицом, ответственным за уборку заготовленной древесины, порубочных остатков с территории лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595, пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах" установлено, что должностные лица, осуществляющие пожарный надзор в лесах, имеют право, в том числе: давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах (подпункт "г").
Согласно Перечню, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 16.05.2011 N 178 (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 N 21004), участковый лесничий в ФГУ "Мособллес" является должностным лицом, осуществляющим государственный пожарный надзор в лесах.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра участковый лесничий Чернореченского участкового лесничества ФГУ "Мособллес" обнаружены факты нарушения ОАО "МОЭСК" требований пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, а именно: при проведении регламентарных работ, в том числе: связанных с расчисткой трассы ЛЭП от древесной и кустарниковой растительности, рубками лесных насаждений в просеках под ЛЭП от древесной и кустарниковой растительности ВЛ 35кВ Луховицы - Пойма, просеки не свободны от горючих материалов, штабеля древесины лежат вдоль стены леса; при рубке лесных насаждений не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков.
В соответствии с частью 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства (пункт 5 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе: посадка и вырубка деревьев и кустарников (пункт 10 Порядка).
Из материалов дела следует, что 05.08.2011 между ОАО "МОЭСК" (Заказчик) и ООО "ВЭЛТОН" (подрядчик) заключен договор подряда N 1-ВЭЛ.
Согласно пункту 1.1 договора подрядчик выполняет работы по реконструкции воздушных линий электропередачи напряжением 35-220 кВ, связанные с расширением просеки воздушных линий. Действия ОАО "МОЭСК" и подрядной организации направлены на предотвращение аварий, чрезвычайных ситуаций, устранение угроз безопасности населению, жизни людей и надежности работы электросетевого комплекса региона.
В соответствии с пунктом 4.17 договора подрядчик обязуется сдавать заготовленную древесину собственникам, в т.ч. путем подготовки и направления уведомлений подразделениям Росимущества, как представителю собственника - Российской Федерации или иным собственникам (при наличии информации о них) с учетом положений ст.ст. 210, 211 ГК РФ, положений ГК РФ о действиях в интересах третьего лица, вместе с информацией в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 г. N 604, или иным путем в случае изменения Лесного законодательства или поступления указаний собственников, основанных на требованиях законодательства РФ, обязательных к исполнению Подрядчиком и (или) Заказчиком.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Согласно пункту 5 той же статьи в целях эксплуатации линий электропередачи, в том числе в целях проведения аварийно- спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно - защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Подпунктам "а" и "б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организациями, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604, местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
Пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса, у общества отсутствовали законные основания для перемещения срубленной древесины.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 постановления Правительства РФ 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонд, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Заявителем в материалы дела представлено письмо от 06.04.2012 направленное в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом - собственника древесины, в котором общество сообщает о готовности срубленной древесины по договору подряда от 05.08.2011 N 1-ВЭЛ к сдаче и невозможности ее складирования на просеках ЛЭП в связи с чем просит организовать вывоз срубленной древесины (л.д.15).
В соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса РФ обязательства по уведомлению государственного органа надлежащим образом исполнены.
ОАО "МОЭСК" и подрядная организация, осуществляющая работы по договору не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственником и не могут нести затраты по содержанию чужого имущества.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.10.2012 по делу N А41-25816/12 Арбитражного суда Московской области отменить.
Признать недействительным предписание от 18.04.2012 N 309, вынесенное ФГУ "Мособллес" Луховицкий филиал, в отношении ОАО "Московская объединённая электросетевая компания" об устранении нарушения лесного законодательства.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25816/2012
Истец: ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", ОАО Московская объединенная электросетевая компания
Ответчик: Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
Третье лицо: ООО "Лесторг", ФГУ "Мособллес", ФГУ "Мособллес" Луховицкий филиал