Имеет ли право областной комитет Гостехнадзора взимать государственную пошлину за изготовление и транспортировку выдаваемых регистрационных знаков, удостоверений тракториста-машиниста, паспортов самоходных машин и другой полиграфической продукции, которые поступают в областной бюджет?
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.95 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 1 сентября 1995 г. введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также предусмотрено обеспечение предприятий - изготовителей бланками паспортов на самоходные машины и другие виды техники соответствующими органами государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Пунктом 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.93 г. N 1291, определено, что органами государственного технического надзора подлежат взиманию сборы в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 16.07.99 г. N 543 утвержден перечень сборов, взимаемых органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 8 НК РФ установлено, что сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с п. 2 ст. 333.16 НК РФ государственные органы не вправе взимать иные, кроме государственной пошлины, платежи за совершение тех юридически значимых действий, которые предусмотрены главой 25.3 Кодекса.
Подпунктами 29-40 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные, мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.
Согласно Определению КС РФ от 1.03.07 г. N 326-О-П положения ст. 8 и 333.16 и п.п. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения.
В определениях ВС РФ от 29.03.06 г. N 66-Г06-2 и N 72-Г06-1 указано на то, что размер платы, взимаемой органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, признать недействующим в той мере, в какой предусмотренные в нем действия могут быть отнесены к иным регистрационным действиям, связанным с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, так как установление субъектом Российской Федерации взимания региональных сборов за совершение регистрационных действий, за совершение которых предусмотрена уплата государственной пошлины п.п. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, является незаконным. После введения в действие главы 25.3 Кодекса субъект Российской Федерации утратил право на определение размеров и взимание сборов за вышеуказанные действия.
Что касается иных видов платежей (например, взимание сборов за проведение государственного технического осмотра машин, за оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов, за участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники), то возможность их установления региональными органами власти установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.93 г. N 1291. При этом данные платежи не являются аналогичными предусмотренным НК РФ действиям, за которые уплачивается государственная пошлина. Платежи за совершение данных действий являются неналоговыми доходами региональных бюджетов, и их взимание не противоречит Кодексу.
Кроме того, решением ВС РФ от 2.11.06 г. признаны недействующими абзацы 1 и 2 п.п. "а" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8.04.92 г. N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" (в ред. от 8.05.02 г. N 302) в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.07 г. N 50 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" п.п. "а" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8.04.92 г. N 228 признан утратившим силу.
Таким образом, государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств и совершением иных регистрационных действий, а также с выдачей иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 г. N 216-ФЗ в п.п. 29, 32, 36, 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ внесены изменения, предусматривающие с 1 января 2008 г. снижение размера государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и с выдачей металлических государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит" на тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также установление уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с выдачей удостоверения тракториста-машиниста (тракториста). Одновременно указанный пункт Кодекса дополнен п.п. 39.1, устанавливающим с 1 января 2008 г. уплату государственной пошлины за выдачу учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и за выдачу указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин.
М. Грибанова,
эксперт Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
10 января 2008 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71