Тула |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А68-7928/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Каструбы М.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АРИМ" (ИНН 7106046505, ОГРН 1027100740556) - директора Куканова В.В. (выписка из ЕГРЮЛ от 30.08.02012), представителя - Чернышева В.В. (доверенность от 23.07.2012, от ответчика - администрации города Тулы (ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552) - представителя Старостиной Н.С. (доверенность от 31.01.2013 N 5), в отсутствие третьих лиц - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и Правительства Тульской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2012 по делу N А68-7928/12 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АРИМ" (далее- ООО "АРИМ") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Тулы (далее - администрация) N 5550к от 22.06.2012 об отказе в выборе земельного участка.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель 23.11.2012 уточнил свои требования и просил суд признать незаконным бездействия администрации, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г.Тула, Советский район, ул. Коминтерна, между домами N 15 и N 17, для строительства магазина автозапчастей; обязать обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Коминтерна, между домами N 15 и N 17, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2012 исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Закон Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", считает, что осуществлять действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, по рассмотрению заявления ООО "АРИМ" о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта обязан Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы указывает на то, что, администрация не является органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками находящимися в государственной собственности. Его действия по несоставлению (неоформлению) акта выбора земельного участка не нарушают права заявителя.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у администрации не имелось правовых оснований для оформления акта выбора земельного участка ООО "АРИМ", так как заявление общества было отозвано уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.
Заявитель жалобы полагает, что истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности действиями (бездействием) ответчика.
ООО "АРИМ" и Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых выражают несогласие с апелляционной жалобой администрации. Просят оставить решение без изменений, а апелляционную жадобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ООО "АРИМ" доводы апелляционной жалобы не поддержали, по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "АРИМ" обратилось с заявлением от 19.04.2010 на имя губернатора Тульской области о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта - магазина автозапчастей по адресу: г. Тула, ул. Коминтерна (л. д. 17).
Письмом от 31.05.2010 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил заявителю, что в администрацию г. Тулы направлено обращение об обеспечении выбора земельного участка для размещения магазина автозапчастей (л. д. 18).
Письмами от 25.06.2010 управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы сообщило департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области и Обществу о том, что приступило к работе по обеспечению выбора земельного участка для размещение магазина автозапчастей на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Коминтерна (между жилыми домами N 15 и N 17), а также сообщило заявителю о необходимости представления дополнительных документов для проведения работ по выбору земельного участка (л. д. 19, 20).
ООО "АРИМ" получены согласования эскизного проекта магазина "Автозапчасти" по адресу: г. Тула, ул. Коминтерна, между домами N 15 и N 17 управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от 28.12.2011, управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Тульской области 14.03.2011, департамента социального развития Тульской области от 15.09.2010, согласование управления Роспотребнадзора по Тульской области от 24.08.2011 использования земельного участка по ул. Коминтерна в г. Туле для размещения магазина автозапчастей; экспертное заключение от 06.07.2011 федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области"; заключение государственного учреждения культуры Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" от 07.12.2011 о проектной документации (л. д. 21 - 43).
В газете "Тула" N 58 от 16.08.2011 заявителем размещена информация о предполагаемом строительстве магазина автозапчастей на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Коминтерна между домами N 15 и N 17 (л. д. 51).
ООО "АРИМ" 15.05.2012 с заявлением направило в адрес администрации г. Тулы для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, кадастровый план территории.
На обращение о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка администрация письмом от 22.06.2012 сообщила заявителю о том, что в связи с поступившими из Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области письмами от 19.01.2012, 31.01.2012, а также постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории оставлена без рассмотрения (л. д. 52).
Учитывая, что администрацией до настоящего времени не обеспечен выбор земельного участка, не оформлен акт о выборе, не утверждена схема расположения земельного участка, заявитель обратился в Арбитражный суд Тульской с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 2 Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле установлено, что решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются Правительством Тульской области.
Заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.
В соответствии с пунктами 24, 25, 26 Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта. Заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует указанному Положению.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае невозможности размещения объекта на земельном участке Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ.
Пунктом 27 Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается Правительством Тульской области.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в случае соответствия заявления, поданного заинтересованным лицом, установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления, который на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Тульской области пришел к правильному выводу о том, что обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка прямо предусмотрена требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "АРИМ" был соблюден порядок, предусмотренный статьями 30, 31 ЗК РФ и Положением о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле.
Вместе с тем, администрация город Тулы не осуществила выбор испрашиваемого истцом земельного участка, не оформила акт выбора и не утвердила схему расположения спорного земельного участка, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Доказательства невозможности обеспечить выбор земельного участка администрацией города Тулы ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не были представлены.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие администрации города Тулы является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "АРИМ".
Также арбитражный суд первой инстанции правомерно посчитал, что в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя администрации города Тулы надлежит обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Коминтерна, между домами N 15 и N 17, ООО "АРИМ" для строительства магазина автозапчастей, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом области в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, отношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя апелляционной жалобы, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10.12.2012 по делу N А68-7928/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7928/2012
Истец: ООО "АРИМ"
Ответчик: Администрация МО города Тулы
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Правительство Тульской области