Новшества с 2008 года
Рассмотрим основные поправки, внесенные в Налоговый кодекс и действующие с 2008 года по налогу на добавленную стоимость, акцизам, единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
НДС
Изменения в Налоговый кодекс по НДС внесены следующими законами:
- законом от 04.11.2007 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с уточнением порядка применения налоговой ставки в размере 0 процентов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники" (далее - Закон N 255-ФЗ);
- законом от 19.07.2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" (далее - Закон N 195-ФЗ);
- законом от 17.05.2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21,26.1,26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ).
Документы, подтверждающие право на освобождение от налога
Законодатель установил перечень документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика согласно статье 145 Налогового кодекса при переходе с упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога на общий режим. В этом случае документом, подтверждающим право на освобождение, является (п. 1 ст. 1 Закона 85-ФЗ):
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим, - выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с единого сельскохозяйственного налога, - выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как видите, чиновники забыли об организациях, перешедших с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей на общий режим.
ГУПы при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических
учреждениях, учреждениях соцзащиты или соцреабилитации
До 2008 года не подлежали налогообложению лечебно-производственные (трудовые) мастерские при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.
Теперь же данная льгота полагается государственным унитарным предприятиям при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственным (трудовым) мастерским при этих учреждениях (подп. б п. 2 ст. 1 Закона N 85-ФЗ).
Реализация металла
К списку объектов, не подлежащих налогообложению, добавилась реализация лома и отходов цветных металлов (подп. а п. 2 ст. 1 Закона N 85-ФЗ). В свою очередь реализация лома и отходов черных металлов теперь облагается НДС (подп. б п. 2 ст. 1 Закона N 85-ФЗ).
В действующей редакции Налогового кодекса освобождается от налогообложения реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком и другими банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилищах банков). С нового года к операциям, освобождаемым от налогообложения, будет относиться реализация драгоценных металлов в слитках между ЦБ и банками. В этот список также войдут операции, осуществляемые по договорам поручения, комиссии, агентским договорам с Центральным банком и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилища банков. А вот для применения льготы в случае реализации иным лицам эти слитки все же должны оставаться в одном из вышеназванных хранилищ (подп. б п. 2 ст. 1 Закона N 85-ФЗ).
Лекарственные средства
С 2008 года налогообложение при реализации лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, производится по ставке 10 процентов (п. 3 ст. 1 Закона N 85-ФЗ). В настоящее время лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, облагаются НДС исходя из ставки 18 процентов.
Возмещение НДС при налогообложении по ставке 0 процентов
В письмах Минфина от 12.03.2007 г. N 03-07-08/34 и от 06.08.2007 г. N 03-07-08/225 говорится, что по услугам, оказываемым российскими налогоплательщиками, для которых 180-дневный срок для сбора документов не предусмотрен, момент определения налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса. Таким образом, налоговую базу надо рассчитать в день оказания услуг. При оказании российскими организациями услуг по экспедированию товаров, вывозимых за пределы территории РФ, нулевая ставка налога применяется лишь при наличии документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса.
С нового года налогоплательщики, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации при выполнении работ (оказании услуг), представляют документы, указанные в пункте 4 статьи 165 Налогового кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации). Если же по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, то указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. В случае предоставления впоследствии документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса (п. 4 ст. 1 Закона N 85-ФЗ).
Заметим, теперь официально прописано, что в налоговую базу не надо включать предоплату, полученную налогоплательщиком в счет предстоящих поставок, которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса (подп. а п. 1 ст. 1 Закона N 255-ФЗ).
Неденежные формы расчетов
Законодатель поставил точку в вопросе о необходимости перечислять НДС платежным поручением при использовании в расчетах собственного имущества (в том числе векселя третьего лица). Теперь принять НДС к вычету можно только в той сумме, которая была перечислена (п. 3 ст. 1 Закона N 255-ФЗ).
Заметим, что при осуществлении зачета взаимных требований данное правило применить тяжело. Дело в том, что в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом. Причем для зачета достаточно заявления одной из сторон. Как видите, во-первых, взаимозачет не идентичен использованию в расчетах собственного имущества. Во-вторых, на момент принятия товаров (работ, услуг) или имущественных прав к учету все условия для принятия НДС к возмещению уже соблюдены. При подписании же зачета возникнет ситуация, когда первоначальный вычет налога окажется неправомерным. Тем не менее данную точку зрения, скорее всего, придется отстаивать в суде.
Товарищества
Суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению при передаче налогоплательщиком имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случаях выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества (подп. а п. 6 ст. 1 Закона N 85-ФЗ).
Право на вычет у налоговых агентов
С 1 января организации, не являющиеся налогоплательщиками либо освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика, и индивидуальные предприниматели имеют право включать в принимаемые к вычету расходы суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, в случаях возврата товаров продавцу, отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей (подп. б п. 6 и п. 7 ст. 1 Закона N 85-ФЗ). Также указанный вычет положен покупателям, исполняющим обязанности налогового агента (п. 7 ст. 1 Закона N 85-ФЗ). Данные изменения касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
Инновационная деятельность
С 2008 года следующие операции не подлежат налогообложению НДС (подп. а п. 1 ст. 1 Закона N 195-ФЗ):
- реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Также налогоплательщики имеют право на освобождение от НДС при осуществлении следующих операций (подп. б п. 1 ст. 1 Закона N 195-ФЗ):
- выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в их состав включаются следующие виды деятельности: разработка конструкции инженерного объекта или технической системы, разработка новых технологий, создание опытных образцов машин, оборудования и материалов; - операции по уступке прав кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме или кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору.
Акцизы
Поправки в главу 22 "Акцизы" внесены законом от 16.05.2007 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 75-ФЗ).
Парфюмерно-косметическая продукция
В новом году не будет относиться к подакцизным товарам парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно. Теперь нет никакой разницы, прошла ли указанная продукция государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти или нет (п. 2 ст. 1 Закона 75-ФЗ).
Заметим, что действия данного пункта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 3 ст. 2 Закона 75-ФЗ).
Расчетная стоимость табачных изделий
С 2008 года максимальная розничная цена при определении расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, - это цена, выше которой единица потребительской упаковки табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями (подп. а п. 3 ст. 1 Закона N 75-ФЗ).
Таким образом, реализация сигарет и папирос указанными налогоплательщиками должна производиться по ценам, не превышающим максимальные розничные цены, нанесенные на пачку этих табачных изделий. Ранее такой же вывод содержался в разъяснениях чиновников (письмо Минфина от 29.03.2007 г. N 03-07-15/1/4).
Налоговые ставки
Законом N 75-ФЗ установлены новые ставки акцизов на подакцизные товары на три следующих года. При этом по нефтепродуктам размеры ставок акцизов остались прежними (см. Таблицу).
Налогообложение подакцизных товаров с 2008 по 2010 гг.
Виды подакцизных товаров | Единица измерения | Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения) |
||
с 01.01.2008 по 31.12.2008 |
с 01.01.2009 по 31.12.2009 |
с 01.01.2010 по 31.12.2010 |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
1 литр безводного этило- вого спирта |
25,15 | 26,80 | 28,40 |
Спиртосодержащая парфюмерно- косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке |
1 литр безводного этило- вого спирта, содержаще- гося в подакцизных това- рах |
0,00 | 0,00 | 0,00 |
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металличес- кой аэрозольной упаковке |
0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Вина натуральные, натураль- ные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведен- ных без добавления этилового спирта |
1 литр | 2,35 | 2,50 | 2,70 |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие |
1 литр | 10,50 | 11,20 | 11,87 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% и спирто- содержащая продукция |
1 литр безводного этило- вого спирта, содержаще- гося в подакцизных това- рах |
173,50 | 185,00 | 196,00 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно |
110,00 | 117,15 | 124,18 | |
Пиво с нормативным (стандар- тизированным) содержанием объемной доли спирта этило- вого до 0,5% включительно |
1 литр | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Пиво с нормативным (стандар- тизированным) содержанием объемной доли спирта этило- вого свыше 0,5% и до 8,6% включительно |
1 литр | 2,74 | 2,92 | 3,09 |
Пиво с нормативным (стандар- тизированным) содержанием объемной доли спирта этило- вого свыше 8,6% |
1 литр | 8,94 | 9,52 | 10,09 |
Табак трубочный, куритель- ный, жевательный, сосатель- ный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, ис- пользуемого в качестве сырья для производства табачной продукции |
1 кг | 300,00 | 300,00 | 300,00 |
Сигары | 1 шт. | 17,75 | 17,75 | 17,75 |
Сигариллы | 1 шт. | 232,00 | 247,00 | 262,00 |
Сигареты с фильтром | за 1 000 шт. + процент расчетной стоимости, ис- числяемой исходя из мак- симальной розничной цены |
120,00 + 5,5%, но не менее 142,00 за 1 000 шт. |
145,00 + 6%, но не менее 172,00 за 1 000 шт. |
175,00 + 6,5%, но не менее - 210,00 за 1 000 шт. |
Сигареты без фильтра, папи- росы |
55,00 + 5,5%, но не менее 72,00 за 1 000 шт. |
70,00 + 6%, но не менее 90,00 за 1 000 шт. |
90,00 + 6,5%, но не менее 115,00 за 1 000 шт. |
|
Автомобили легковые с мощ- ностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно |
0,75 кВт (1 л.с.) | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Автомобили легковые с мощ- ностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
0,75 кВт (1 л.с.) | 19,26 | 21,00 | 22,00 |
Автомобили легковые с мощ- ностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
0,75 кВт (1 л.с.) | 194,00 | 207,00 | 220,00 |
Автомобильный бензин с окта- новым числом до "80" включи- тельно |
1 тонна | 2 657,00 | 2 657,00 | 2 657,00 |
Автомобильный бензин с иными октановыми числами |
1 тонна | 3 629,00 | 3 629,00 | 3 629,00 |
Дизельное топливо | 1 тонна | 1 080,00 | 1 080,00 | 1 080,00 |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (ин- жекторных) двигателей |
1 тонна | 2 951,00 | 2 951,00 | 2 951,00 |
Прямогонный бензин | 1 тонна | 2 657,00 | 2 657,00 | 2 657,00 |
Единый социальный налог
Изменения в Налоговый кодекс по ЕСН внесены следующими законами:
- законом от 24.07.2007 г N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ);
- законом от 30.12.2006 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ);
- законом от 29.12.2006 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Материальная помощь
С 2008 года не будет облагаться единым социальным налогом единовременная материальная помощь, оказываемая работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении) ребенка. Главное, чтобы размер выплаченной суммы был не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка (п. 2 ст. 1 Закона N 257-ФЗ).
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших
Налоговые декларации и расчеты по обособленным подразделениям налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших (п. 3 ст. 2 Закона N 268-ФЗ).
При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога и авансовых платежей, а также представление расчетов налоговых деклараций должна будет осуществляться организацией по месту своего нахождения (подп. в п. 23 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Иностранцы и лица без гражданства, работающие за границей
С 2008 года не будут признаваться объектом налогообложения следующие выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства (подп. а п. 17 ст. 1 Закона N 216-ФЗ):
- по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории России;
- в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории России в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Имейте ввиду, что данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ).
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств
В новой редакции устранена неточность в отношении индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских и фермерских хозяйств (подп. б п. 17 и подп. б п. 19 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Ранее в Налоговом кодексе говорилось и об индивидуальных предпринимателях - членах таких хозяйств, что было не верно.
Расходы по гражданско-правовым договорам
С нового года к суммам, не подлежащим налогообложению, будет официально отнесена компенсация расходов физических лиц, связанная с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (подп. а п. 19 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Кстати, ранее Минфин также говорил, что объектом налогообложения ЕСН могут быть только вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а не все выплаты по таким договорам. Выплаты, направленные на компенсацию издержек (в частности, оплату проезда, проживание и прочие расходы в местах проведения работ) не могут подлежать налогообложению ЕСН (письмо Минфина России от 14.07.2006 г. N 03-05-02-04/189).
Инвалидные льготы
Ранее от уплаты ЕСН освобождались организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы. Благодаря поправкам указанной льготой могут воспользоваться и другие лица (индивидуальные предприниматели и физические лица), производящие выплаты физическим лицам (п. 20 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Предприниматели, адвокаты и нотариусы
Теперь рассмотрим изменения для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. С 2008 года в случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период (подп. а п. 24 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Сельскохозяйственные товаропроизводители
При определении налоговых ставок уточнено, кто является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Теперь такой налогоплательщик должен отвечать критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса (п. 21 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Ранее финансисты советовали в целях исчисления ЕСН руководствоваться определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным законом от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (письмо Минфина от 18.04.2006 г. N 03-05-02-03/16).
Доходы адвокатов
Днем фактического получения дохода адвокатами, осуществляющими профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, будет официально признаваться день выплаты дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе день перечисления дохода на счета в банках (п. 22 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Еще одно изменение касается адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Теперь указанные лица самостоятельно исчисляют и уплачивают подоходный налог с полученных от профессиональной деятельности доходов за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, с применением налоговых ставок, указанных в пункте 4 статьи 241 Налогового кодекса (подп. б п. 24 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками,
производящими выплаты физическим лицам
Наконец-то законодатель официально прописал, что сумма налога и авансовых платежей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. То есть сумма менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля (подп. б п. 23 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Положен конец еще одному давнему спору налогоплательщиков с чиновниками. Теперь в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики будут исчислять ежемесячные авансовые платежи по налогу. Таким образом, обязанность по уплате авансовых платежей будет касаться и IV квартала (подп. а п. 23 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Налог на прибыль
Изменения в Налоговый кодекс по налогу на прибыль внесены следующими законами:
- законом N 216-ФЗ;
- законом N 195-ФЗ;
- законом от 17.05.2007 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 84-ФЗ);
- законом от 16.05.2007 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 76-ФЗ);
- законом N 268-ФЗ;
- законом от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 232-ФЗ).
Освоение природных ресурсов
Из расходов на освоение природных ресурсов законодатель исключил затраты на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ (ст. 23 Закона N 232-ФЗ).
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации и расчеты в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 8 ст. 2 Закона N 268-ФЗ).
Минфин в письме от 08.06.2007 г. N 03-01-10/5-180 разъяснил, что указанные поправки никак не изменяют порядок уплаты налогов налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.
Доходы от долевого участия
Определен порядок расчета налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия для российских организаций - налоговых агентов, выплачивающих дивиденды налогоплательщикам, не являющимся иностранной организацией или физическим лицом-нерезидентом.
Сумма налога, подлежащего удержанию налоговым агентом, исчисляется по следующей формуле (п. 2 ст. 1 Закона N 76-ФЗ):
Н = К х Сн х (д-Д),
где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;
К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом; С - налоговая ставка;
д - общая сумма всех дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом;
Д - общая сумма дивидендов, полученных налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы. Если значение Н составляет отрицательную величину, то обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.
Налоговые ставки
С 1 января к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки (п. 3 ст. 1 Закона N 76-ФЗ):
- О процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50 процентами вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или 50 процентами депозитарных расписок и при условии, что стоимость полученного в собственность вклада превышает 500 миллионов рублей;
- 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;
- 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.
Для подтверждения права на применение нулевой ставки надо предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате и стоимости приобретения права собственности на вклад в уставном капитале или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.
ОЭЗ в Калининградской области
В случае исключения резидента из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на прибыль с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра (п. 1 ст. 3 Закона N 84-ФЗ).
Инновационная деятельность
Расширен список источников целевого финансирования. С 2008 года при определении налоговой базы не придется учитывать средства, поступившие из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном законом от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", по перечню, утверждаемому Правительством (п. 2 ст. 1 Закона N 195-ФЗ).
Стало возможным в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный повышающий коэффициент, но не более 3 (п. 3 ст. 1 Закона N 195-ФЗ).
Теперь расходы на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном законодательством, можно учитывать в пределах 1,5 процента (валовой выручки) налогоплательщика. Ранее этот лимит составлял 0,5 процента (п. 4 ст. 1 Закона N 195-ФЗ).
Передача имущества в качестве вклада в уставной капитал
При определении налоговой базы не должны учитываться доходы в виде сумм НДС, подлежащих вычету у принимающей организации при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов (подп. а п. 25 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Списание задолженности перед внебюджетным фондом
Наконец-то стало возможным при определении налоговой базы не учитывать суммы кредиторской задолженности по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных или уменьшенных в соответствии с законодательством (подп. а п. 25 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Ранее чиновники утверждали, что суммы списываемой задолженности перед государственным внебюджетным фондом подлежат отражению в составе внереализационных доходов (письма Минфина от 20.04.2007 г N 03-03-04/2 и от 18.01.2007 г. N 03-11-04/2/13). Данное утверждение основывалось на том, что под государственным внебюджетным фондом понимается форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Ведь в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса понятия "бюджет" и "государственный внебюджетный фонд" в бюджетном законодательстве разделены. Следовательно, так же раздельно эти понятия следует применять в отношении Налогового кодекса (письмо Минфина от 01.08.2007 г. N 03-03-06/4/107).
Заметим, что данные поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (п. 3 ст. 4 Закона N 216-ФЗ).
Специализированные потребительские кооперативы
Расширен список неучитываемых целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческими организациями. Теперь к указанным средствам относятся отчисления на формирование резерва на проведение ремонта и капитального ремонта общего имущества (подп. а п. 25 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Указанные поправки распространяются на 2007 год (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ).
Договоры страхования
Законодатель уточнил, что в случаях добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам страхования жизни, если они заключены с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности (подп. а п. 26 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Лимит учитываемых взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти или причинения вреда, увеличен с 10 000 до 15 000 рублей в год. Причем данный норматив рассчитывается как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников (подп. д п. 26 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
В новой редакции прописан порядок признания расходов по договорам страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным на срок более одного отчетного периода), по которым предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку. В этом случае расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (подп. б п. 33 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Амортизируемое имущество
Законодатель повысил лимит отнесения средств к амортизируемому имуществу с 10 000 до 20 000 рублей (п. 27 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Напомним, что уже с 2006 года в бухгалтерском учете активы стоимостью не более 20 000 рублей за единицу могут отражаться в составе материально-производственных запасов. Но многие бухгалтера, для того чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, продолжали применять норму в 10 000 рублей.
Обратите внимание: увеличен норматив стоимости имущества, по которому применяется повышающий коэффициент амортизации 0,5 (п. 29 ст. 1 Закона N 216-ФЗ):
- по легковым автомобилям - с 300 тысяч до 600 000 рублей;
- по пассажирским микроавтобусам - с 400 тысяч до 800 000 рублей.
Теперь расходы в виде амортизационной премии можно признавать только в качестве косвенных (подп. а п. 33 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Приобретение предприятия как имущественного комплекса
В Налоговом кодексе прописали особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса (п. 31 ст. 1 Закона N 216-ФЗ):
Итак, разница между ценой приобретения и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса признается расходом (доходом) налогоплательщика:
- величину превышения следует рассматривать как надбавку к цене. Надбавка признается расходом равномерно, в течение 5 лет, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс;
- величину превышения стоимости чистых активов предприятия как имущественного комплекса над ценой его покупки следует рассматривать как скидку с цены. Скидка признается доходом в том месяце, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс.
Стоимость предприятия как имущественного комплекса активов и имущественных прав определяется по передаточному акту.
Операции с закладными
По операциям с закладными налоговая база будет определяться в соответствии с особенностями, прописанными в пунктах 1 и 3 статьи 279 Налогового кодекса, применяемыми при уступке (переуступке) права требования (п. 35 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ). Получается, новшества могут быть применены налогоплательщиками в 2008 году при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год (письмо Минфина от 31.08. 2007 г. N 03-03-06/1/168).
В настоящее время формирование налоговой базы по передаче закладной рассматривается по аналогии с операциями, связанными с реализацией ценных бумаг.
Обособленные подразделения
В Налоговом кодексе указано, что налогоплательщик вправе не производить распределение прибыли по каждому из своих подразделений. При этом он самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществлять уплату налога. Для этого надо уведомить о принятом решении налоговые органы. Как видите, дата уведомления в Налоговом кодексе не была прописана. Теперь же законодатель прямо указал на то, что поставить в известность инспекцию придется до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (п. 37 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога и авансовых платежей, а также представление налоговых отчетов должны осуществляться организацией по месту своего нахождения (п. 39 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Резервы на оплату отпусков
Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату вознаграждения уточняют, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и отчислений единого социального налога. Теперь более четко прописано, что делать по итогам инвентаризации с суммами рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска.
Итак, если сумма резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года (п. 39 ст. 1 Закона N 216-ФЗ):
- превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумму превышения надо включить в состав расходов на оплату труда;
- меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательную разницу относят в состав внереализационных доходов.
Налог на имущество
Изменения в Налоговый кодекс по налогу на имущество внесены следующими законами:
- законом N 216-ФЗ;
- законом от 16.05.2007 г. N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 77-ФЗ).
Форма отчетности
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе определять налоговую ставку (в пределах, прописанных в Налоговом кодексе), порядок и сроки уплаты налога. Формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций утверждает Минфин. Поэтому Законом N 77-ФЗ уточнено, что субъекты РФ не могут устанавливать форму отчетности по налогу на имущество.
Среднегодовая стоимость имущества
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период будет определяться как частное отделения суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 31 декабря (в настоящее время - на 1 января), на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 46 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Паевой инвестиционный фонд
В настоящее время имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
С 2008 года учредитель доверительного управления не будет уплачивать налог в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд (п. 47 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). В этом случае плательщиками будут являться управляющие компании.
ОЭЗ
В настоящее время освобождаются от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на территории данной зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества.
С нового года уточнено, что указанное имущество должно использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ (п. 48 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Недвижимое имущество иностранных организаций
Уточнено, как в случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества иностранных организаций производится исчисление суммы налога (авансового платежа). В этом случае надо применить коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 49 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Устранение двойного налогообложения
В Налоговый кодекс введена новая статья 386.1 "Устранение двойного налогообложения" (п. 52 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Теперь фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации суммы налога в отношении имущества, расположенного на территории другого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации. Засчитываемые суммы налога не могут превышать размера налога, подлежащего уплате этой организацией в России.
Для зачета необходимо вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог, представить в инспекцию следующие документы:
- заявление на зачет налога;
- документ об уплате налога, подтвержденный налоговым органом соответствующего государства.
Заметим, что положения статьи 386.1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ).
ОЭЗ в Калининградской области
В случае исключения резидента из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на имущество с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра (п. 2 ст. 3 Закона N 84-ФЗ).
Земельный налог
Изменения в Налоговый кодекс по земельному налогу внесены следующими законами:
- законом N 216-ФЗ;
- законом N 268-ФЗ.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации и расчеты в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 17 ст. 2 Закона N 268-ФЗ).
Земельные участки, находящиеся на территории нескольких
муниципальных образований
С 2008 года налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию. Налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах одного муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка (п. 53 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Отчетный период
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, - являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал (в настоящее время - полугодие) и третий квартал (в настоящее время - 9 месяцев) календарного года (п. 54 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
Информирование о кадастровой стоимости земли
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством, не позднее 1 марта этого года (подп. а п. 56 ст. 1 Закона N 216-ФЗ). Ранее порядок уведомления утверждался органами местного самоуправления, что приводило к неразберихе на местах.
Жилищное строительство
Минимальная налоговая ставка (не более 0,3%) может применяться не только в отношении предоставленных земельных участков, но и приобретенных для жилищного строительства. Заметим, что указанная льгота допустима и по земельным участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (п. 55 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет строительства, начиная с момента государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект. В случае завершения строительства и государственной регистрации до истечения трехлетнего срока строительства сумма уплаченного налога подлежит зачету (возврату) налогоплательщику (подп. б п. 56 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
По земельным участкам для индивидуального жилищного строительства исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с момента государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (подп. в п. 56 ст. 1 Закона N 216-ФЗ).
М.Л. Косульникова,
главный бухгалтер ООО "Талан"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru