Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. N 18АП-49/13
г. Челябинск |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А76-15952/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Малышевой И.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.11.2012 по делу N А76-15952/2012 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" - Гусева Т.Е. (доверенность от 27.01.2012), Гусев Е.В. (решение N 1 единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" от 11.05.2010), Балакирев М.В. (доверенность от 11.02.2013),
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Аношин Д.В. (доверенность от 30.12.2011 N 25904).
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - заявитель, ООО "Вымпел", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - ответчики, Администрация, КУИиЗО, Комитет) о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска об отказе в утверждении ООО "Вымпел" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 17.07.2012 N 11451. В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию города Челябинска, Комитет по Управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обеспечить выбор земельного участка для эксплуатации АЗС, располагающейся по адресу: ул. Первой Пятилетки, Тракторозаводский район, г. Челябинск (требования изложены с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное Управление архитектуры и градостроительства города Челябинска, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.11.2012 (резолютивная часть объявлена 20.11.2012) в удовлетворении заявления отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Вымпел" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает ошибочными выводы суда о расположении объектов автозаправочной станции (далее также - АЗС) на двух земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:79 снят с кадастрового учета.
Со ссылкой на расположение 4 объектов, входящих в состав АЗС (литеры Г7, Г8, Г9, Г10), за пределами принадлежащего на праве собственности заявителю земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:78, считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушенных прав общества. Считает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2012 по делу N А76-21473/2011 установлено нарушение прав и законных интересов общества "Вымпел", ввиду отсутствия надлежащего оформления земельного участка под объектами, входящими в состав АЗС. Поэтому, данное обстоятельство не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика Администрации и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Протокольным определением от 12.02.2013 объявлен перерыв до 20.02.2013 с целью предоставления ООО "Вымпел" дополнительных доказательств, подтверждающих расположение 4 объектов, входящих в состав АЗС (литеры Г7, Г8, Г9, Г10), за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:78, а также тождественности этих объектов запроектированным и созданным при вводе автозаправочной станции в эксплуатацию. Учитывая необходимость исследования указанных обстоятельств судом первой инстанции в целях правильного разрешения спора, судебной коллегией решен вопрос о приобщении дополнительных доказательств на стадии рассмотрения апелляционной жалобы (пункт 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные апелляционной жалобе. Представителем КУИЗО г. Челябинска заявлены возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.09.2000 N 113 принята в эксплуатацию автозаправочная станция по ул. Первой пятилетки в Тракторозаводском районе города Челябинска (л. д. 43-45, т. 1). Указанный акт был утвержден Постановлением главы Администрации города Челябинска от 24.10.2000 (л. д. 42, т. 1).
В настоящее время ООО "Вымпел" является собственником объекта недвижимости - автозаправочной станции, расположенной в г. Челябинске в Тракторозаводском районе на пересечении ул. Первой Пятилетки и ул. Горького (свидетельство о государственной регистрации права от 28.12.2011 - л. д. 36, т. 1). Указанный объект был приобретен заявителем у общества с ограниченной ответственностью "Чернобыль-Сервис" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 18.03.2002. Государственная регистрация права собственности на него была произведена 22.04.2002, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись за N 74:01-36:9686-2002:0117.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 74-АГ N 666748 от 28.12.2011, соответствующему данным технического паспорта АЗС по состоянию на 09.12.2011, в состав производственного комплекса АЗС как единого объекта права входят объекты инженерной инфраструктуры, в числе которых объекты с литерами Г7-дождеприемный колодец, Г8-отстойник, Г9-сборник-накопитель, Г10-нефтесбросный колодец, застроенная площадь каждого из которых составляет 0,8 кв. м (л. д. 36, 49-58, т. 1).
На основании постановления Главы города Челябинска от 17.11.20003 N 1788-п "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" земельного участка из земель поселений в аренду для эксплуатации автозаправочной станции по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе города Челябинска" и договора аренды земли от 19.11.2003 УЗ N 004116-К-2003 для эксплуатации АЗС заявителю был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:19 общей площадью 1 294 кв. м (л. д. 64-66, т. 1).
В 2008 году указанный земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:0019 разделен на два участка, которые 29.05.2008 и 02.06.2008 поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 74:36:0212004:79 площадью 662 кв. м, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции и номер 74:36:0212004:78 площадью 632 кв. м, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции (кадастровые паспорта земельных участков л. д. 114-120, т. 1).
Решением от 09 июня 2010 года N Ф36.13/10-193 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области из государственного кадастра недвижимости аннулированы сведения, имеющие временный характер за период с 02.06.2008 по 03.06.2008 по истечению срока установленного пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (л. д. 63, т. 1). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-9878/2011 ООО "Вымпел" было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области по аннулированию сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0212004:79 (л. д. 77-84).
Земельный участок площадью 632 кв. м с кадастровым номером 74:36:0212004:78 был приобретён ООО "Вымпел" в собственность для эксплуатации автозаправочной станции на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2010 N 2245/зем и решения Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2011 по делу N А76-3894/2011. Право собственности общества на указанный земельный участок зарегистрировано 12.09.2011, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.09.2011 произведена запись о регистрации за N 74-74-01/320/2010-459 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.09.2011 N 74 АГ 573141 - л. д. 35, т. 1).
08.10.2010 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (арендодатель) и обществом (арендатор) подписано дополнительное соглашение от 08.10.2010 N 1 о внесении изменений и продлении срока действия договора аренды земли от 19.11.2003 УЗ N 004116-К-2003 согласно которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях долгосрочной аренды земельный участок площадью 662 кв. м расположенный по ул.Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г.Челябинска из земель населенных пунктов, находящихся в ведении муниципального образования, для эксплуатации автозаправочной станции. Договор заключен на срок до 17.11.2052 (л. д. 105-108, т. 1). Из установленных при рассмотрении дела N А76-9878/2011 обстоятельств следует, что в государственной регистрации указанного дополнительного соглашения было отказано.
В марте 2012 года при проведении инвентаризации АЗС, располагающейся по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки, заявителем было установлено, что при оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска были допущены неточности в геоданных границ земельного участка. При этом, очистные сооружения АЗС (Литер: Г7, Литер: Г8, Литер: Г 9, Литер: Г10) оказались за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:78, приобретенного в собственность ООО "Вымпел".
21 марта 2012 года ООО "Вымпел" обратилось с письмом в Администрацию г. Челябинска (исх. N 5) о предоставлении обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, фактически используемого земельного участка под АЗС, располагающегося по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки (л. д. 37, т. 1).
26.04.2012 Администрацией города Челябинска, в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, письмом N 6281 было отказано обществу "Вымпел" в оформлении фактически используемого земельного участка в собственность под АЗС, ввиду наличия заключенного между ООО "Вымпел" и Комитетом договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:19 общей площадью 1294 кв. м (л. д. 39, т. 1).
30 мая 2012 года ООО "Вымпел" исходящим письмом N 8 обратилось в Администрацию города с заявлением об установлении и оформлении за ООО "Вымпел" фактически используемого земельного участка с учетом землепользования и градостроительных нормативов, с просьбой подготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации Автозаправочной станции по улице Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г.Челябинска (л. д. 40, т. 1).
Письмом N 11451 от 17.07.2012 (л. д. 41, т. 1) Комитетом отказано в оформлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объекты АЗС - Литер: Г7 (дождеприемный колодец), Литер: Г8 (отстойник), Литер: Г9 (сборник накопитель), Литер Г10 (нефтесборный колодец), в связи с приобретением обществом в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:78 и невозможностью идентифицировать объекты недвижимости - очистные сооружения Литер: Г 7-Г 10.
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка и нарушение такого права принятием решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив расположение принадлежащих заявителю на праве собственности объектов, для эксплуатации которых испрашивается схема на земельном участке, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности сделанных судом выводов.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 7 названной нормы установлено, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из содержании приведенных положений следует, что выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность.
В этой связи, оценка правомерности действий ответчика, отказавшего заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка, связана с оценкой наличия прав ООО ""Вымпел" на объект недвижимого имущества, влекущих преимущества в приобретении занятого ими земельного участка.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о принадлежности ООО "Вымпел" на праве собственности объектов инженерной инфраструктуры, включая объекты с литерами Г7-дождеприемный колодец, Г8-отстойник, Г9-сборник-накопитель, Г10-нефтесбросный колодец в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности на комплекс АЗС в качестве сложной вещи. Отнесение автозаправочных станций к единым производственным комплексам обусловлено требованиями Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 06 мая 2002 года N 33 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда и эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций" и Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД153-39.2-080-01, из которых усматривается, что предназначенные для обслуживания автомобилей комплексы являются сложными многофункциональными системами с объектами различного производственного назначения. В силу названного, очистные сооружения (лит Г7-Г10) являются элементами объекта АЗС, как единого производственного комплекса.
Государственная регистрация права собственности произведена на основании технического паспорта на автозаправочную станцию по состоянию на 09.12.2011, в котором имеются особые отметки о том, что в состав АЗС включены неучтенные при проведении первичной технической инвентаризации объекты под литерами Г7, Г8, Г9, Г10 (л. д. 49). Государственная регистрация права собственности на АЗС в измененном составе не оспорена.
Имеющиеся в деле документы о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию АЗС позволяют сделать вывод об изначальном включении указанных объектов в состав АЗС (л. д. 58-133, т. 2). Постановлением Главы города Челябинска от 24.10.2000 был утвержден акт государственной приемочной комиссии от 22.09.2000 N 113 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, в котором также отмечено наличие в составе принятого в эксплуатацию комплекса АЗС резервуаров, колодцев и локальных очистных сооружений, оборудованных нефтеловушками (л. д. 42-45).
Из обстоятельств, установленных при рассмотрении Арбитражным судом Челябинской области дела N А76-21473/2011 и отраженных в постановлении Восемнадцатого арбитражного суда от 05.12.2012 по названному делу, усматривается, что перечисленные объекты были включены в состав комплекса АЗС на стадии проектирования в целях обеспечения соблюдения противопожарных норм и мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами, работы по установке очистных сооружений фактически были выполнены подрядчиком ЗАО "Стальстрой".
Таким образом, органу местного самоуправления было известно о существовании очистных сооружений (дождеприемного колодца, отстойника, сборника-накопителя и нефтесбросного колодца), поскольку данные сооружения закладывались в составе комплекса АЗС на стадии ее проектирования, и их наличие было зафиксировано органами местного самоуправления при вводе АЗС в эксплуатацию.
Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод об изменении указанных объектов, включая изменение их расположения на земельном участке. В этой связи изложенная в обжалуемом отказе ссылка на невозможность идентификации объектов является несостоятельной. Сведений о наличии сходных по наименованию и назначению объектов суду не представлено.
Включение необходимых для функционирования объектов инженерной инфраструктуры под литерами Г7, Г8, Г9, Г10 в состав АЗС влечет распространение на необходимый для эксплуатации таких объектов земельный участок правового режима земельного участка под автозаправочной станцией.
Иное толкование противоречило бы принципу свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации), поскольку влечет создание ограничений предпринимательской деятельности заявителя в части использования объекта предпринимательской деятельности - автозаправочной станции, как сложной многофункциональной системы, функционирование которой без очистных сооружений невозможно.
При этом, судебная коллегия полагает возможным сделать вывод о распространении правового режима земельного участка под автозаправочной станцией на необходимый для эксплуатации объектов с литерами Г7, Г8, Г9, Г10 земельный участок, вне зависимости от их частичного подземного расположения, поскольку в таком случае земельный участок предоставляется не для эксплуатации отдельных объектов, а АЗС как сложной вещи.
Вывод о расположении объектов с литерами Г7, Г8, Г9, Г10 за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:78 площадью 632 кв. м следует из содержания акта обследования земельного участка, выполненного ООО "Межевой центр", экспертного заключения по делу N А76-21473/2011, выполненного ООО "Квант" (л. д. 23-38, 49-57, т. 2), заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 08.10.2010 N 1 (л. д. 105), а также обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-15952/2012, N А76-9878/2011.
С учетом названного, обстоятельство первоначального предоставления в собственность заявителя земельного участка площадью 632 кв. м без включения площади земельного участка занятого очистными сооружениями не свидетельствует о достаточности данного земельного участка для функционирования АЗС.
Выводы суда первой инстанции о том, что объекты для эксплуатации которых испрашивается схема, расположены на земельном участке, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет ошибочны.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 статьи 4 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Статья 25 указанного Закона, в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка, предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Они могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости как по заявлению собственника, так по истечению двух лет со дня постановки на учет (в случаях неосуществления государственной регистрации права) (статья 24 названного Закона).
Решением от 09 июня 2010 года N Ф36.13/10-193 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области аннулированы из государственного кадастра недвижимости сведения, имеющие временный характер за период с 02.06.2008 по 03.06.2008 по истечению срока установленного пунктом 4 статьи 24 Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (л. д. 63, т. 1). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-9878/2011 ООО "Вымпел" было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области по аннулированию сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0212004:79 (л. д. 77-84).
По смыслу положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, аннулирование кадастровой записи о земельном участке, свидетельствует о прекращении его существования в качестве объекта права и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.
Поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является, в том числе, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, у органа местного самоуправления имелась обязанность для совершения соответствующих действий на основании заявления заинтересованного лица.
Решением Челябинской городской думы от 29.05.2006 N 13/3 утвержден Временный порядок оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска (далее - Временный порядок).
Пунктом 6 Временного порядка установлено, что гражданин или юридическое лицо обращаются на имя Главы города Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, собственность для эксплуатации существующих объектов. Заявление с копиями документов, заверенными надлежащим образом, подается в канцелярию администрации города Челябинска.
Пунктом 8 Временного порядка установлено, что при отсутствии кадастрового паспорта земельного участка, администрация города в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Следовательно, Комитет является тем органом, который должен подготовить, предоставить, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно подпункту 44 пункта 20 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Комитет осуществляет геодезические и картографические работы по формированию земельных участков, формирует межевые дела и ставит земельные участки на кадастровый учет.
В силу подпункта 5 пункта 21 указанного Положения, Комитет вправе запрашивать и получать от государственных органов власти и управления, необходимые для осуществления возложенных на комитет функций и задач.
Так как указанная схема (проект границ) необходима заявителю для проведения кадастровых работ и для дальнейшего обращения, в порядке установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлением о проведении кадастрового учета в отношении испрашиваемого в аренду земельного участка, бездействие Комитета нарушает права и законные интересы заявителя. Отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории препятствует постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, следовательно, оформлению прав на земельный участок, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах заявленные ООО "Вымпел" требования подлежат удовлетворению, с определением способа восстановления нарушенных прав заявителя в соответствии с обязанностями органа местного самоуправления, предусмотренными пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом названного, обжалуемое решение подлежит отмене ввиду несоответствия изложенных в решении выводов обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанции (платежные поручения от 07.08.2012 N 364, от 21.12.2012 N 456) подлежат возмещению за счет Комитета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.11.2012 по делу N А76-15952/2012 отменить.
Признать недействительным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в утверждении обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 17.07.2012 N 11451, как несоответствующий пункту 7 статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Комитет по Управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции по адресу: ул. Первой Пятилетки, Тракторозаводский район, г. Челябинск - объектов Литер: Г7 (дождеприемный колодец), Литер: Г8 (отстойник), Литер: Г9 (сборник накопитель), Литер Г10 (нефтесборный колодец).
Взыскать с Комитета по Управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" 3 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15952/2012
Истец: ООО "Вымпел"
Ответчик: Администрация г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градосторительства г. Челябинска, филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области