город Омск |
|
01 марта 2013 г. |
Дело N А70-7509/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-251/2013)
открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2012
по делу N А70-7509/2012 (судья Стафеев С.А.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН 1077203052772, ИНН 7203203418)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
о признании недействительным решения и предписания от 05.07.2012.
по делу N К 12/23-10
о нарушении антимонопольного законодательства,
при участии в деле третьего лица - закрытого акционерного общества "Проекто-строительная фирма "Стар" (ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837),
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "Проекто-строительная фирма "Стар" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (далее - заявитель, ОАО "УТСК") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания от 05.07.2012 г. по делу N К 12/23-10 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Проекто-строительная фирма "Стар" (далее - ЗАО "ПСФ "Стар").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2012 по делу N А70-7509/2012 в удовлетворении требований ОАО "УТСК" отказано.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для признания действий заявителя нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "УТСК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "УТСК" указывает на то, что не является участником рынка по передаче тепловой энергии, а осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии, которая не отнесена к сфере деятельности субъекта.
В письменных отзывах антимонопольный орган и ЗАО "ПСФ "Стар" возразили на доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Тюменского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "УТСК" и ЗАО "ПСФ "Стар",надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не заявивших ходатайств об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
В Тюменское УФАС России поступило заявление МУП "Тюменские тепловые сети" на действия ОАО "УТСК", выразившиеся в нарушении порядка и сроков согласования технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006N 83.
В этом заявлении МУП "Тюменские тепловые сети" указало на то, что им в адрес заявителя направлялись проекты технических условий о предоставлении согласований дополнительного отпуска мощности либо дачи мотивированного отказа, однако никаких ответов от ОАО "УТСК" не поступило.
По данному факту Тюменским УФАС России в отношении заявителя было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
После возбуждения указанного дела, в адрес антимонопольного органа поступило заявление третьего лица - ЗАО Проектно-строительная фирма "СТАР" о том, что действия ОАО "УТСК" по отказу в продлении технических условий теплоснабжения объектов капитального строительства и необоснованные отказы по согласованию МУП "Тюменские тепловые сети" отпуска мощности на объекты капитального строительства ЗАО "ПСФ "Стар", ущемляют интересы последнего.
На основании вышеуказанных обращений, Тюменским УФАС России была осуществлена проверка соблюдения заявителем антимонопольного законодательства. По результатам указанной проверки, антимонопольным органом принято решение от 05.07.2012. по делу N К 12/23-10 о нарушении ОАО "УТСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности магистральных тепловых сетей, расположенных на территории г.Тюмени, результатом которых является или может являться ущемление интересов иных лиц, в том числе создание дискриминационных условий доступа к услугам по передаче тепловой энергии.
Заявителю было выдано предписание от 05.07.2012 по делу N К 12/23-10 о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и об устранении последствий допущенного нарушения.
Полагая, что решение и предписание от 05.07.2012 по делу N К 12/23-10 являются незаконными, ОАО "УТСК" обратилось в арбитражный суд заявлением о признании их недействительными.
20.11.2012 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, предметом рассматриваемого спора являются законность и обоснованность ненормативных правовых актов Тюменского УФАС России, в том числе решения 05.07.2012 по делу N К12/23, которым установлено доминирующее положение ОАО "УТСК" на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, а также признано нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности магистральных тепловых сетей, расположенных на территории г. Тюмени, выразившееся в нарушении заявителем порядка рассмотрения технических условий, результатом чего является или может являться ущемление интересов иных лиц, в том числе создание дискриминационных условий доступа к услугам по передаче тепловой энергии.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке товаров (услуг).
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как несоответствующих части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подлежит установлению обстоятельство наличия у субъекта доминирующего положения на товарном рынке, а для констатации злоупотребления правом доминирующим хозяйствующим субъектом его действия (бездействие) должны оцениваться судом в каждом конкретном случае по критерию, во-первых, допустимости пределов осуществления таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, для состава указанного правонарушения, помимо доказанности факта доминирования, необходимы следующие условия: совершение доминантом действия (бездействие), характеризующегося как злоупотребление доминирующим положением и наступление или угроза наступления одного из перечисленных выше последствий.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. При рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения, могут быть установлены также на основании иных документов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
По мнению подателя жалобы, он не является участником рынка по передаче тепловой энергии, поскольку ОАО "УТСК" является субъектом естественной монополии, а поставка тепловой энергии не отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии, что не может быть признано обоснованным.
По правилам части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Заявитель является субъектом естественной монополии в сфере передачи тепловой энергии.
Вместе с тем, применительно к рассматриваемому делу данный вывод не имеет правового значения, поскольку антимонопольным органом установлено, что нарушение антимонопольного законодательства произошло на товарном рынке по поставке тепловой энергии в географических границах присоединенных тепловых сетей г.Тюмени.
При этом как свидетельствуют материалы дела, ОАО "УТСК" владеет магистральными тепловыми сетями и осуществляет доставку тепловой энергии, теплоносителя по этими магистральным тепловым сетям, следовательно, осуществляет деятельность в условиях естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности магистральных тепловых сетей, расположенных на территории города Тюмени, вследствие чего заявителя занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей 100 %.
Обладая рыночной властью ОАО "УТСК" имеет возможность в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, в том числе создавать дискриминационные условия доступа к тепловым сетям и соответственно к услугам по передаче тепловой энергии.
Таким образом, вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции, о том, что Общество занимает доминирующее положение на товарном рынке в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности магистральных тепловых сетей, расположенных на территории города Тюмени, является правильным.
К магистральным тепловым сетям, принадлежащим ОАО "УТСК", технологически присоединены распределительные тепловые сети, владельцем которых является ОАО "Тепло Тюмени", в том числе на основании договора аренды муниципального имущества от 22.09.2011 г. N 091128265.
В соответствии с пунктом 4.4.15 указанного договора между ОАО "Тепло Тюмени" и МУП "ТТС" заключен агентский договор от 13.09.2011 г. N 1. Предметом договора является совершение Агентом (МУП "ТТС") от имени и за счет Принципала (ОАО "Тепло Тюмени") юридических и фактических действий, указанных в договоре, в том числе по выдаче технических условий подключения объектов капительного строительства. Права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом во исполнение указанного договора, возникают непосредственно у Принципала (пункт 1.4. агентского договора). Указанные договоры в судебном порядке не оспаривались и недействительными признаны не были.
Таким образом, МУП "ТТС" при осуществлении действий по выдаче технических условий, являясь Агентом ОАО "Тепло Тюмени", действует не от своего имени, а от имени и в интересах ОАО "Тепло Тюмени", которое является теплосетевой организацией и организацией, эксплуатирующей тепловые сети, у которой возникают все права и обязанности от результатов деятельности Агента.
Порядок подключения к системе теплоснабжения установлен статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федеральный закон N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
01.05.2012 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 307, которым утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения. Названные правила обеспечивают недискриминационный доступ к сетям и, соответственно, к услугам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
В силу пункта 9 вышеназванных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 12 вышеуказанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа, с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 16 обозначенных Правил обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса, организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ (пункт 14 Правил).
Пунктом 13 вышеуказанных Правил установлено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса и при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В материалах дела имеется письмо ОАО "Фортум" от 12.01.2012 N 849 о Полномочиях по согласованию технических условий подключения в целях подтверждения резерва мощности по производству необходимого ресурса, где ОАО "Фортум" указало, что ОАО "УТСК" является организацией, уполномоченной на согласование технических условий по резерву мощности. Между ОАО "Фортум" и ОАО "УТСК" заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя с коллекторов тепловых электростанций. Общество в целях подтверждения наличия резерва мощности по производству необходимого ресурса в случаях обращения к нему соответствующих организаций, направляет в адрес ОАО "Фортум" запрос о располагаемом наличии резерва тепловой мощности на источниках теплоснабжения Тюменская ТЭЦ-1 и Тюменская ТЭЦ-2.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанное обстоятельство свидетельствует о том, что единственной организацией, уполномоченной на согласование технических условий подключения в целях подтверждения резерва мощности по производству и пропускной способности магистральных тепловых сетей на территории города Тюмени, является ОАО "УТСК".
Таким образом, лицо, желающее подключиться к распределительным тепловым сетям, принадлежащим ОАО "Тепло Тюмени", направляет заявку на выдачу технических условий подключения агенту ОАО "Тепло Тюмени" в МУП "ТТС", которое в соответствии с заключенным агентским договором определяет технические условия подключения от имени и за счет Принципала.
В рамках осуществления возложенных договором обязанностей, в случаях предусмотренных Правилами, в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса, МУП "ТТС" обращается в ОАО "УТСК" за согласованием технических условий. В свою очередь ОАО "УТСК" обязано в течение 5 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктом 12 Правил, рассмотреть технические условия и принять решение о согласовании технических условий либо направить письменный мотивированный отказ в согласовании технических условий на основании пункта 13 Правил.
После получения согласованных технических условий правообладатель определяет необходимую ему нагрузку и обращается с заявлением о подключении объекта в порядке, предусмотренном Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а с 01.05.2012 г в порядке, предусмотренном Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения порядка и (или) сроков определения и предоставления технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения любой из указанных организаций, влечет за собой ущемление интересов иных участников данного процесса, поскольку в этом случае создаются дискриминационные условия доступа к услугам по передаче тепловой энергии.
Анализ имеющихся в материалах дела документов, в частности касающихся направления МУП "ТТС" технических условий подключения на согласование с ОАО "УТСК", позволяет сделать вывод о нарушении Обществом сроков согласования технических условий, установленных в пункте 14 Правил.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела, Тюменским УФАС России было установлено, что 08.11.2011 МУП "ТТС" направило в адрес ОАО "УТСК" копии документов, подтверждающих полномочия по выдаче технических условий, условий подключения объектов капительного строительства к сетям муниципального имущественного комплекса от имени ОАО "Тепло Тюмени". Данные документы были получены ОАО "УТСК" 10.11.2011 г., о чем свидетельствует отметка в получении (вх. N 4750). Следовательно, ОАО "УТСК" имело все документы, необходимые для определения статуса МУП "ТТС" в качестве Агента ОАО "Тепло Тюмени", обладающего полномочиями по направлению технических условий на согласование.
Кроме того, по результатам анализа информации и материалов, имеющихся в деле, по направлению и рассмотрению заявок на согласование технических условий подключения, антимонопольный орган пришел к выводу о систематическом несоблюдении ОАО "УТСК" сроков, установленных для согласования технических условий (в течение 5 рабочих дней), в период с 10.11.2011 по 13.02.2012.
В материалах дела содержатся документы, подтверждающие, что из 50 технических условий, поступивших в ОАО "УТСК" от МУП "ТТС" в 2011 году только 10 были рассмотрены заявителем. По результатам их рассмотрения дан ответ о согласовании технических условий. По остальным техническим условиям, каких-либо решений в материалы дела представлено не было.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ОАО "УТСК" сроков рассмотрения технических условий, установленных пунктом 14 Правил, а также о необоснованном отказе или уклонении от рассмотрения технических условий, полученных ОАО "УТСК" в 2011 году, начиная с 10.11.2011.
Более того, как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, при рассмотрении заявок на согласование технических условий, полученных в период с 01.01.2012 по 02.02.2012, ОАО "УТСК" также нарушены сроки рассмотрения технических условий подключения, так как решения о согласовании технических условий были выданы заявителем за рамками установленных сроков.
На момент рассмотрения дела документов, подтверждающих невозможность рассмотрения технических условий в установленные Правилами сроки, а также доказательств соблюдения Обществом сроков рассмотрения технических условий, ОАО "УТСК" не представило.
Довод ОАО "УТСК" о том, что отказ в согласовании технических условий обусловлен отсутствием технической возможности по причине отсутствия резервов пропускной способности сетей, а подключение дополнительной тепловой нагрузки не представляется возможным, поскольку подключение новых абонентов приведет к полной разрегулировке системы теплоснабжения г.Тюмени, несостоятелен.
Между тем, анализ отчета N 1333/н-1 о проведении гидравлического расчета, а также пьезометрических графиков, представленных в материалы дела, свидетельствует о том, что в них не учтены прекращенные на момент поступления обращения за согласованием технических условий обязательства ОАО "УТСК", как того требует пункт 12 Правил. В связи с чем, расчеты, производимые без учета прекращенных обязательств по ранее выданным техническим условиям подключения, указывают на отсутствие резервов пропускной способности сети.
При этом в ходе рассмотрения технических условий Общество обязано в полном объеме руководствоваться пунктом 12 Правил, которым предусмотрено, что технические условия определяются на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно- технического обеспечения с учетом указанного анализа, с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 16 Правил обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из содержания указанных правовых норм следует, что резервы мощности по производству и пропускной способности сетей, не востребованные в течение 1 года с момента выдачи технических условий, подлежат высвобождению и учитываются при определении иных технических условий подключения объектов капитального строительства, в том числе поступающих на согласование в данный момент.
Анализ перечня объектов капитального строительства с истекшим сроком действия технических условий, являющийся приложением N 1 к письму от 29.05.2012 N 177, позволяет сделать вывод о том, что на момент поступления технических условий на согласование, резерв тепловой нагрузки в период с 10.11.2011 имелся в Заречном, Центральном, Тюменском и Южном планировочном районе.
Таким образом, ОАО "УТСК" был нарушен порядок рассмотрения технических условий, что влечет создание дискриминационных условий доступа к сетям и ущемлению интересов заявителей.
Антимонопольным органом установлено достаточно обстоятельств, позволяющих квалифицировать действия (бездействие) заявителя как ущемление интересов лиц, подавших заявки на технологическое присоединение к тепловым сетям, при рассмотрении технических условий, Общество действовало с превышением пределов осуществления гражданских прав, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "УТСК".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически обществом была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ОАО "УТСК" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2012 по делу N А70-7509/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Уральская теплосетевая компания" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 7197 от 27.11.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7509/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: закрытое акционерное общество ПСФ "Стар"