г. Челябинск |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А76-19025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 ноября 2012 года по делу N А76-19025/2012 (судья Худякова В.В.).
В заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" - Дзюба М.А. (доверенность от 23.01.2013),
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Долгова В.Н. (доверенность от 11.07.2012).
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство "Бродокалмакское" (далее - заявитель, МУП "ЖКХ Бродокалмакское", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Челябинской области) заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442, вынесенного должностным лицом отдела надзорной деятельности N 6 по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области.
Обращаясь с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Челябинской области, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" ссылалось на малозначительность допущенных правонарушений и ходатайствовало о применении положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.11.2012 по настоящему делу (резолютивная часть объявлена 30.11.2012) в удовлетворении заявления муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" отказано.
В апелляционной жалобе МУП "ЖКХ Бродокалмакское" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на имеющее, по его мнению, место быть, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции фактическим обстоятельствам, при принятии решения. Кроме того, в апелляционной жалобе на решение арбитражного суда первой инстанции муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" приведены новые доводы, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, а именно, о том, что юридическое лицо (МУП "ЖКХ Бродокалмакское") не подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации за нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390. Также МУП "ЖКХ Бродокалмакское" указывает на то, что за нарушение ППР к административной ответственности уже привлечено должностное лицо - руководитель муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 20.02.2013.
МУП "ЖКХ Бродокалмакское" непосредственно в судебное заседание суда апелляционной инстанции 20.02.2013 представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором заявитель ссылается на то, что проверка проводилась в отсутствие законного либо уполномоченных представителей предприятия, а, сам акт проверки подписан руководителем МУП "ЖКХ Бродокалмакское" по просьбе проверяющего должностного лица, "задним числом". Об этом свидетельствует также тот факт, что 11.09.2012 руководитель МУП "ЖКХ Бродокалмакское" находился вне здания, занимаемого предприятием, что также подтверждается объяснительными работников заявителя.
Несмотря на то, что дополнение к апелляционной жалобе подано МУП "ЖКХ Бродокалмакское" с нарушением требований ч. 3 ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также при наличии возражений со стороны представителя заинтересованного лица, дополнение к апелляционной жалобе принято судом апелляционной инстанции.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Челябинской области просит оставить решение Арбитражного суда Челябинской области по настоящему делу без изменения. В частности, заинтересованное лицо ссылается на то, что факт совершения административных правонарушений нашел подтверждение в ходе проведения проверочных мероприятий, а, процессуальные нарушения со стороны заинтересованного лица, отсутствуют.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений), отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая МУП "ЖКХ Бродокалмакское" в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности заинтересованным лицом совершения заявителем вмененных ему административных правонарушений.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
В силу условий ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вне зависимости от доводов заявления МУП "ЖКХ Бродокалмакское", поданного в арбитражный суд первой инстанции, у арбитражного суда первой инстанции наличествовала обязанность по проверке обжалуемого решения ГУ МЧС России по Челябинской области в полном объеме.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, заинтересованным лицом 06.07.2012 вынесено распоряжение N 299 о проведении плановой выездной проверки МУП "ЖКХ Бродокалмакское" по месту нахождения: с. Бродокалмак, ул. Усадьбы совхоза, 6 (т. 1, л.д. 69, 70), в целях выполнения установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях, расположенных по адресу: Красноармейский район, с. Бродокалмак, ул. Усадьба совхоза, 6.
До заявителя соответствующая информация доведена путем ее размещения на сайте МЧС России.
Предметом проверки, согласно пункту 6 распоряжения от 06.07.2012 N 299, являлось соблюдение обязательных требований, установленных правовыми актами.
Срок проведения проверки устанавливался пунктом 7 распоряжения от 06.07.2012 N 299, - не более 20 рабочих дней, с 20.08.2012, по 14.09.2012 (не позднее).
Перечень правовых оснований проведения проверки приведен в пункте 8 распоряжения от 06.07.2012 N 299, а именно: ст. ст. 6, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ); ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
В пункте 9 распоряжения от 06.07.2012 N 299 приведен перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, а именно, проверка состояния защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров и их последствий посредством принятия предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых к представлению юридическим лицом для достижения целей и задач проведения проверки приведен в пункте 11 распоряжения от 06.07.2012 N 299: копии поэтажных планов, предусмотренные проектом и копии планов БТИ; копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект законченного строительства; копии писем от органов государственного пожарного надзора по данному объекту (если таковые имелись); копии раздела "Пожарная безопасность" (если имеется); копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия устава юридического лица; копия протокола собрания учредителей об избрании генерального директора (если имеется); письмо за подписью директора и главного бухгалтера с указанием банковских реквизитов и фамилии, имени и отчества законного представителя юридического лица; письмо с указанием фамилии, имени и отчества законного представителя юридического лица, который будет участвовать в проведении мероприятия по надзору; копии приказов ответственных за пожарную безопасность по данному объекту; копии приказов по пожарной безопасности по данному объекту; копии актов проверки работоспособности пожарных кранов; копии программ по пожарно-техническому минимуму на предприятии; копии документов о прохождении обучения руководителем и ответственным за пожарную безопасность пожарно-техническому минимуму, в специализированных организациях пожарно-технического профиля; копии паспортов огнетушителей, инструкции на огнетушители по применению и техническому обслуживанию; копии актов опробирования систем противопожарной защиты здания или заключения специализированных организаций по монтажу (если имеются); копии актов выполненных работ по монтажу систем противопожарной защиты между подрядчиком и заказчиком; копии сертификатов и накладных по пожарной безопасности на отделочные материалы, примененные для отделки стен, потолков и полов на путях эвакуации; копии сертификатов и накладных на противопожарные двери, клапана, вентиляторы, датчики пожарные, приемно-контрольные приборы, рукава пожарные напорные, головки соединительные для пожарного оборудования, шкафы пожарные, клапаны пожарных кранов, стволы пожарные ручные, гидранты пожарные, огнезащитные вещества и материалы; копию договора между владельцем здания и арендаторами; копии актов замера сопротивления изоляции, в т.ч. систем противопожарной защиты; копии технических условий по электрическим сетям (количество вводов, схема вводов); копии технических условий по водопроводным сетям (количество вводов, схема размещения водопроводных сетей на территории с указанием вводов); копию договора на обслуживание систем противопожарной защиты здания; копии актов скрытых работ (если проводились); копии рабочих проектов на системы противопожарной защиты здания.
Копия распоряжения вручена руководителю МУП "ЖКХ Бродокалмакское" 04.09.2012 (т. 1, л.д. 70, оборотная сторона).
По результатам проверки 14.09.2012 заинтересованным лицом составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 299 (далее - акт проверки от 14.09.2012 N 299) (т. 1, л.д. 71 - 73).
Актом проверки от 14.09.2012 N 299 в частности зафиксировано, что проверка проводилась 11.09.2012 с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., 14.09.2012 с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин.
Указанный акт проверки также содержит подпись руководителя МУП "ЖКХ Бродокалмакское" в подтверждение того, что копия распоряжения о проведении проверки была получена им 04.09.2012 (т. 1, л.д. 71)
По данным указанного акта проверки от 14.09.2012 N 299, выявлены нарушения заявителем требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также установлены лица, на которых возлагается ответственность за совершение нарушений:
1. Ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в специализированной организации пожарно-технического профиля в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" (п. 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации", утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ, утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645)), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
2. Инструкция о мерах безопасности не соответствует требованиям, установленным разделом 18 Правил противопожарного режима (п. п. 2, 461 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
3. Противопожарные инструктажи не соответствуют требованиям приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" (п. п. 8, 10 НПБ, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
4. Специальный журнал по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств отсутствует (п. 478 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
5. Руководитель организации не организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности противопожарного водоснабжения с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 ППР) - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
6. В административном здании не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта не реже 2-х раз в год деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
7. Помещения административного здания не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (далее - НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315)), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
8. Помещения административного здания не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (далее - НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323)), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
9. В помещения административного здания светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пп. "в" п. 42 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
10. Руководителем организации не обеспечивается периодичность осмотра и проверки огнетушителей (в административном здании стрелка манометра на огнетушителе находится в красном секторе) (п. 478 ППР) - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
11. Административное здание не обеспечено огнетушителями по нормам (имеется один ручной огнетушитель) (п. 468 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
12. На огнетушителе в административном здании отсутствует порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п. 475 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
13. Помещения административного здания не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 Норм пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования. НПБ 160-97 (далее - НПБ 160-97), введенные в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.1997 N 46)), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
14. Помещение склада не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9 таблицы 1 НПБ 110.03), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
15. Помещение склада не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
16. Помещение склада не обеспечено по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 70 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
17. Помещения склада не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
18. Пункт охраны не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (ручной электрический фонарь не работает) (п. 65 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
19. Пункт охраны не обеспечен инструкцией о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты (п. 64 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
20. В помещении пункта охраны светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (пп. "в" п. 42 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
21. Боксы гаражей не обеспечены по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 468 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
22. В помещении гаража отсутствуют знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
23. Помещение котельной не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6 таблицы 3 НПБ 110-03), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
24. Помещение котельной не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа (п. 21 таблицы 2 НПБ 104-03), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
25. На дверях складских и производственных помещений отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п. 20 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
26. На огнетушителях в котельной отсутствуют порядковые номера, нанесенные на корпус белой краской (п. 475 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
27. Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу в пожарных шкафах, расположенных в здании котельной (п. 57 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
28. На дверках пожарных шкафов в котельной отсутствует информация о составе комплектующих изделий (п. 4.6 Норм пожарной безопасности "Шкафы пожарные. Технические требования. НПБ 151-2000 (далее - НПБ 151-2000), утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 N 79), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
29. На дверках пожарных шкафов в котельной отсутствует буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК, а также порядковый номер и номер телефона ближайшей пожарной части (п. 4.15 НПБ 151-2000), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
30. В здании котельной, коридор ведущий к второму эвакуационному выходу загроможден различными материалами (стулья, стол, банки из-под краски) (п. 55 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
31. Помещения котельной не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
32. Помещения коридора, холла, раздевалки, дежурного в бане не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
33. Помещение бани не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре первого типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
34. Помещения бани не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
35. Помещение бани не обеспечено по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 468 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
36. Отсутствуют противопожарная отступка дымовой трубы отопительной печи бани от горючих конструкций кровли здания (п. 81 ППР, п. 6.6.19 СНиП 41-01-2003), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
37. На дымовой трубе отопительной печи бани отсутствует искроуловитель из металлической сетки размером не более 5х5 мм (п. 6.6.11 СНиП 41-01-2003), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
38. На дымовом канале отопительной печи бани отсутствует задвижка с отверстием в нем не менее 15х15мм (п. 6.6.11 СНиП 41-01-2003), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия;
39. В помещении бани отсутствует план эвакуации людей при пожаре (п. 7 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское", руководитель предприятия.
Акт проверки от 14.09.2012 N 299 вручен директору МУП "ЖКХ Бродокалмакское" также 14.09.2012, что подтверждается соответствующими отметками указанного должностного лица на данном акте (т. 1, л.д. 73, оборотная сторона).
Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" заинтересованным лицом 14.09.2012 выдано предписание N 299/1/39 (т. 1, л.д. 74 - 76), которым предписывалось устранить установленные нарушения, перечисленные в акте проверки от 14.09.2012 N 299, в срок до 14.09.2013. Предписание получено руководителем МУП "ЖКХ Бродокалмакское" также 14.09.2012 (т. 1, л.д. 76, оборотная сторона).
Заинтересованным лицом 14.09.2012 в присутствии руководителя МУП "ЖКХ Бродокалмакское" в отношении заявителя составлены протоколы об административном правонарушении:
Протокол об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440 (т. 1, л.д. 78 - 81), которым предприятию вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), поскольку в ходе осуществления плановой выездной проверки помещений, установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. Ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в специализированной организации пожарно-технического профиля в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" (п. 31 НПБ, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645) (что соответствует пункту 1 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
2. Инструкция о мерах безопасности не соответствует требованиям, установленным разделом 18 Правил противопожарного режима (п. п. 2, 461 ППР) (что соответствует пункту 2 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
3. Противопожарные инструктажи не соответствуют требованиям приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" (п. п. 8, 10 НПБ, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645) (что соответствует пункту 3 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
4. Специальный журнал по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств отсутствует (п. 478 ППР), (что соответствует пункту 4 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
5. Руководитель организации не организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности противопожарного водоснабжения с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 ППР) (что соответствует пункту 5 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
6. В административном здании не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта не реже 2-х раз в год деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 ППР) (что соответствует пункту 6 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
7. На огнетушителе в административном здании отсутствует порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п. 475 ППР) (что соответствует пункту 12 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
8. Помещения административного здания не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97 (что соответствует пункту 13 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
9. Помещения склада не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97) (что соответствует пункту 17 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
10. Пункт охраны не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (ручной электрический фонарь не работает) (п. 65 ППР) (что соответствует пункту 18 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
11. Пункт охраны не обеспечен инструкцией о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты (п. 64 ППР) (что соответствует пункту 19 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
12. В помещении гаража отсутствуют знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское" (что соответствует пункту 22 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
13. На дверях складских и производственных помещений отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п. 20 ППР) (что соответствует пункту 25 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
14. На огнетушителях в котельной отсутствуют порядковые номера, нанесенные на корпус белой краской (п. 475 ППР) (что соответствует пункту 26 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
15. На дверках пожарных шкафов в котельной отсутствует информация о составе комплектующих изделий (п. 4.6 Норм пожарной безопасности "Шкафы пожарные. Технические требования. НПБ 151-2000 (далее - НПБ 151-2000), утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 N 79) (что соответствует пункту 28 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
16. На дверках пожарных шкафов в котельной отсутствует буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК, а также порядковый номер и номер телефона ближайшей пожарной части (п. 4.15 НПБ 151-2000) (что соответствует пункту 29 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
17. Помещения котельной не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97) (что соответствует пункту 31 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
18. Помещения бани не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97) (что соответствует пункту 34 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
19. Отсутствуют противопожарная отступка дымовой трубы отопительной печи бани от горючих конструкций кровли здания (п. 81 ППР, п. 6.6.19 СНиП 41-01-2003) (что соответствует пункту 36 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
20. На дымовой трубе отопительной печи бани отсутствует искроуловитель из металлической сетки размером не более 5х5 мм (п. 6.6.11 СНиП 41-01-2003) (что соответствует пункту 37 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
21. На дымовом канале отопительной печи бани отсутствует задвижка с отверстием в нем не менее 15х15мм (п. 6.6.11 СНиП 41-01-2003) (что соответствует пункту 38 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
22. В помещении бани отсутствует план эвакуации людей при пожаре (п. 7 ППР) (что соответствует пункту 39 акта проверки от 12.09.2012 N 299).
Протокол об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441 (т. 1, л.д. 82 - 84), которым предприятию вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), поскольку в ходе осуществления плановой выездной проверки помещений, установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. В помещения административного здания светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пп. "в" п. 42 ППР) (что соответствует пункту 9 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
2. Руководителем организации не обеспечивается периодичность осмотра и проверки огнетушителей (в административном здании стрелка манометра на огнетушителе находится в красном секторе) (п. 478 ППР) (что соответствует пункту 10 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
3. Административное здание не обеспечено огнетушителями по нормам (имеется один ручной огнетушитель) (п. 468 ППР) (что соответствует пункту 11 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
4. Помещение склада не обеспечено по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 70 ППР) (что соответствует пункту 16 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
5. В помещении пункта охраны светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (пп. "в" п. 42 ППР) (что соответствует пункту 20 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
6. Боксы гаражей не обеспечены по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 468 ППР) (что соответствует пункту 21 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
7. Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу в пожарных шкафах, расположенных в здании котельной (п. 57 ППР) (что соответствует пункту 27 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
8. Помещение бани не обеспечено по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 468 ППР) (что соответствует пункту 35 акта проверки от 14.09.2012 N 299).
Протокол об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442 (т. 1, л.д. 85 - 87), которым предприятию вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), поскольку в ходе осуществления плановой выездной проверки помещений, установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. Помещения административного здания не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9 таблицы НПБ 110-03) (что соответствует пункту 7 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
2. Помещения административного здания не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03 (что соответствует пункту 8 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
3. Помещение склада не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9 таблицы 1 НПБ 110.03) (что соответствует пункту 14 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
4. Помещение склада не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03) (что соответствует пункту 15 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
5. Помещение котельной не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6 таблицы 3 НПБ 110-03) (что соответствует пункту 23 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
6. Помещение котельной не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа (п. 21 таблицы 2 НПБ 104-03) (что соответствует пункту 24 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
7. В здании котельной, коридор ведущий к второму эвакуационному выходу загроможден различными материалами (стулья, стол, банки из-под краски) (п. 55 ППР) (что соответствует пункту 30 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
8. Помещения коридора, холла, раздевалки, дежурного в бане не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03) (что соответствует пункту 32 акта проверки от 14.09.2012 N 299);
9. Помещение бани не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре первого типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03) (что соответствует пункту 33 акта проверки от 14.09.2012 N 299).
Во всех без исключения протоколах об административном правонарушении руководитель МУП "ЖКХ Бродокалмакское" учинил запись о согласии с наличием факта вмененных правонарушений.
Заинтересованным лицом 21.09.2012 выносилось определение об отложении (продлении срока) рассмотрения административного дела (т. 1, л.д. 88 - 91).
Заинтересованным лицом 25.09.2012 в присутствии руководителя МУП "ЖКХ Бродокалмакское" вынесено постановление N 440/441/442 о назначении административного наказания (т. 1, л.д. 92 - 96), которым предприятие признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных: ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.; ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.; ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
С учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ размер административного штрафа, назначенного заинтересованным лицом МУП "ЖКХ Бродокалмакское" составил 150 000 руб.
В указанном постановлении о назначении административного наказания ГУ МЧС России по Челябинской области вменило муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" совершение следующих нарушений.
По части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в специализированной организации пожарно-технического профиля в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" (п. 31 НПБ, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645) (что соответствует пункту 1 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 1 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
2. Инструкция о мерах безопасности не соответствует требованиям, установленным разделом 18 Правил противопожарного режима (п. п. 2, 461 ППР) (что соответствует пункту 2 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 2 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
3. Противопожарные инструктажи не соответствуют требованиям приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "НПБ Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" (п. п. 8, 10 НПБ, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, пункту 3 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
4. Специальный журнал по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств отсутствует (п. 478 ППР), (что соответствует пункту 4 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 4 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
5. Руководитель организации не организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности противопожарного водоснабжения с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 ППР) (что соответствует пункту 5 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 5 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
6. В административном здании не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) с составлением акта не реже 2-х раз в год деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 ППР) (что соответствует пункту 6 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 6 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
7. На огнетушителе в административном здании отсутствует порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п. 475 ППР) (что соответствует пункту 12 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 7 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
8. Помещения административного здания не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97 (что соответствует пункту 13 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 8 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
9. Помещения склада не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97) (что соответствует пункту 17 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 9 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
10. Пункт охраны не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (ручной электрический фонарь не работает) (п. 65 ППР) (что соответствует пункту 18 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 10 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
11. Пункт охраны не обеспечен инструкцией о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты (п. 64 ППР) (что соответствует пункту 19 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 11 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
12. В помещении гаража отсутствуют знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР), - ответственные лица - МУП "ЖКХ Бродокалмакское" (что соответствует пункту 22 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 12 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 299);
13. На дверях складских и производственных помещений отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п. 20 ППР) (что соответствует пункту 25 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 13 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
14. На огнетушителях в котельной отсутствуют порядковые номера, нанесенные на корпус белой краской (п. 475 ППР) (что соответствует пункту 26 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 14 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
15. На дверках пожарных шкафов в котельной отсутствует информация о составе комплектующих изделий (п. 4.6 Норм пожарной безопасности "Шкафы пожарные. Технические требования. НПБ 151-2000 (далее - НПБ 151-2000), утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 N 79) (что соответствует пункту 28 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 15 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
16. На дверках пожарных шкафов в котельной отсутствует буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК, а также порядковый номер и номер телефона ближайшей пожарной части (п. 4.15 НПБ 151-2000) (что соответствует пункту 29 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 16 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
17. Помещения котельной не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97) (что соответствует пункту 31 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 17 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 299);
18. Помещения бани не обеспечены указательными знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97 "Цвета и знаки пожарной безопасности" (п. 43 ППР, п. 1.1 НПБ 160-97) (что соответствует пункту 34 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 18 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
19. Отсутствуют противопожарная отступка дымовой трубы отопительной печи бани от горючих конструкций кровли здания (п. 81 ППР, п. 6.6.19 СНиП 41-01-2003) (что соответствует пункту 36 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 19 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
20. На дымовой трубе отопительной печи бани отсутствует искроуловитель из металлической сетки размером не более 5х5 мм (п. 6.6.11 СНиП 41-01-2003) (что соответствует пункту 37 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 20 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
21. На дымовом канале отопительной печи бани отсутствует задвижка с отверстием в нем не менее 15х15мм (п. 6.6.11 СНиП 41-01-2003) (что соответствует пункту 38 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 21 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 440);
22. В помещении бани отсутствует план эвакуации людей при пожаре (п. 7 ППР) (что соответствует пункту 39 акта проверки от 12.09.2012 N 299).
По части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23. В помещения административного здания светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пп. "в" п. 42 ППР) (что соответствует пункту 9 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 1 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
24. Руководителем организации не обеспечивается периодичность осмотра и проверки огнетушителей (в административном здании стрелка манометра на огнетушителе находится в красном секторе) (п. 478 ППР) (что соответствует пункту 10 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 2 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
25. Административное здание не обеспечено огнетушителями по нормам (имеется один ручной огнетушитель) (п. 468 ППР) (что соответствует пункту 11 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 3 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
26. Помещение склада не обеспечено по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 70 ППР) (что соответствует пункту 16 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 4 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
27. В помещении пункта охраны светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (пп. "в" п. 42 ППР) (что соответствует пункту 20 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 5 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
28. Боксы гаражей не обеспечены по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 468 ППР) (что соответствует пункту 21 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 6 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
29. Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу в пожарных шкафах, расположенных в здании котельной (п. 57 ППР) (что соответствует пункту 27 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 7 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441);
30. Помещение бани не обеспечено по нормам огнетушителями (огнетушители отсутствуют) (п. 468 ППР) (что соответствует пункту 35 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 8 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 441).
По части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31. Помещения административного здания не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9 таблицы НПБ 110-03) (что соответствует пункту 7 акта проверки от 14.09.2012 N 299, что соответствует пункту 1 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
32. Помещения административного здания не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03 (что соответствует пункту 8 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 2 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
33. Помещение склада не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9 таблицы 1 НПБ 110-03) (что соответствует пункту 14 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 3 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
34. Помещение склада не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03) (что соответствует пункту 15 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 4 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
35. Помещение котельной не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6 таблицы 3 НПБ 110-03) (что соответствует пункту 23 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 5 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
36. Помещение котельной не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа (п. 21 таблицы 2 НПБ 104-03) (что соответствует пункту 24 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 6 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
37. В здании котельной, коридор ведущий к второму эвакуационному выходу загроможден различными материалами (стулья, стол, банки из-под краски) (п. 55 ППР) (что соответствует пункту 30 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 7 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
38. Помещения коридора, холла, раздевалки, дежурного в бане не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации (п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03) (что соответствует пункту 32 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 8 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442);
39. Помещение бани не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре первого типа (п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03) (что соответствует пункту 33 акта проверки от 14.09.2012 N 299, пункту 9 протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 N 442).
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Действовавшие ранее Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утратили силу на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.
При этом действующие ныне Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, содержат пункты, определенно разграничивающие обязанности руководителя организации в отношении соблюдения мер противопожарного режима, и обязанности, вменяемые непосредственно организации в контексте нормы ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
С учетом изложенного, ГУ МЧС России по Челябинской области неправомерно привлекло муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" к административной ответственности:
- по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442;
- по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по пунктам 24, 25, 26, 28, 29, 30 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442;
- по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по пункту 37 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442.
В данном случае обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, нарушение которых установлено заинтересованным лицом и перечислено в вышеприведенных пунктах постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442, в силу условий соответствующих пунктов Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, НПБ, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (ссылки на которые приведены заинтересованным лицом в текстах акта проверки от 14.09.2012 N 299 и протоколов об административном правонарушении от 14.09.2012 NN 440, 441, 442), - возлагается непосредственно на руководителя организации, следовательно, согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, и ответственность за невыполнение (несоблюдение) соответствующих требований возлагается на руководителя организации, но, не на саму организацию, то есть, применительно к рассматриваемой ситуации, не на муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское".
Также суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованность привлечения заинтересованным лицом заявителя, к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ по пункту 36 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442 за нарушение требований пункта 21 таблицы 2 НПБ 104-03, поскольку такой пункт в указанной таблице НПБ 104-03, отсутствует.
В то же время, обоснованным является привлечение МУП "ЖКХ Бродокалмакское" к административной ответственности:
- по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по пунктам 10, 15, 16 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442;
- по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по пункту 23 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442;
- по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по пунктам 31, 32, 33, 34, 35, 38, 39 постановления о назначении административного наказания от 25.09.2012 N 440/441/442.
В данном случае, исходя из условий ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, а также п. 65 ППР, п. 4.6 НПБ 151-2000, п. 4.15 НПБ 151-2000, пп. "в" п. 42 ППР, п. 9 таблицы НПБ 110-03, п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03, п. 9 таблицы 1 НПБ 110-03, п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03, п. 6 таблицы 3 НПБ 110-03, п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03, п. 15 таблицы 2 НПБ 104-03, соответственно, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на организацию, следовательно, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" должно понести административную ответственность за совершенные им административные правонарушения.
У МУП "ЖКХ Бродокалмакское" имелась объективная возможность принятия мер, направленных на соблюдение пожарной безопасности, однако, заявитель пренебрег имеющейся у него возможностью.
Частичное последующее устранение заявителем нарушений (т. 1, л.д. 97 - 111) не является поводом для признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, но, напротив, дополнительно доказывает тот факт, что возможность соблюдения требований пожарной безопасности у предприятия наличествовала, а, фактическим побудительным мотивом для устранения в части допущенных нарушений, послужили, лишь итоги проведенной ГУ МЧС России по Челябинской области, проверки.
Совершенные МУП "ЖКХ Бродокалмакское" нарушения не подпадают под действие ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая, что соответствующие нарушения, могут повлечь за собой возникновение пожара, повлиять негативным образом на возможность пожаротушения, создают угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе временно пребывающих в помещение муниципального унитарного предприятия.
При решении вопроса о назначении административного наказания заинтересованным лицом учтены все обстоятельства совершенных административных правонарушений, степень вины заявителя в их совершении, социальная значимость предприятия, в связи с чем, административный штраф назначен в пределах минимального размера санкции.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает со стороны заинтересованного лица, наличия процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену обжалуемого постановления о назначении административного наказания, по безусловным основаниям.
Арбитражный апелляционный суд критически относится к изложенным МУП "ЖКХ Бродокалмакское" в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, утверждениям о том, что руководитель предприятия подписывал акт проверки от 14.09.2012 N 299 "задним числом", а, сам отсутствовал при проведении проверки.
Прежде всего, о наличии данных обстоятельств заявителем не упоминалось, ни при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, ни в первоначально поданной апелляционной жалобе.
Соответствующие доводы МУП "ЖКХ Бродокалмакское" приводит в дополнении к апелляционной жалобе, подаваемой непосредственно в судебное заседание суда апелляционной инстанции 20.02.2013, что также расценивается как действие, направленное на воспрепятствование заинтересованному лицу надлежащим образом осуществить защиту своей правовой позиции в данном судебном заседании.
Представленные заявителем в суд апелляционной инстанции служебная записка от 22.01.2012 и акт от 22.01.2013 не подтверждают обоснованность доводов заявителя об отсутствии руководителя МУП "ЖКХ Бродокалмакское" при проведении проверки 11.09.2012, так как составлены лицами, находящимися в служебной зависимости по отношению к руководителю предприятия.
Данные действия заявителя расцениваются судом апелляционной инстанции, как предпринимаемые попытки любым возможным способом, избежать назначенного административного наказания.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 ноября 2012 года по делу N А76-19025/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19025/2012
Истец: МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Бродокалмакское", МУП "ЖКХ Бродокалмакское"
Ответчик: ГУ МЧС России по Челябинской области