г. Томск |
|
5 марта 2013 г. |
Дело N А27-7341/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей И.И. Бородулиной, Л.И. Ждановой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А. Кульковой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - Н.В. Семерневой по доверенности от 28.12.2011, паспорт
от заинтересованных лиц - не явились (извещены),
от третьих лиц - не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 ноября 2012 г. по делу N А27-7341/2012 (судья Н.К. Фуртуна)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 106104, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, 630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, д. 14)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059, 650991, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3Г), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области) (ОГРН 1027700485757, 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, д. 21)
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Арочная, д. 41), общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (652519, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Магаданная, д. 16)
о признании незаконным отказов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Кемеровской области, изложенного в письме от 14.12.2011 N 04/11435, и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Кемеровской области, изложенного в письме от 11.11.2011 N 04-08/4365, по приведению в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4 к сведениям государственного кадастра недвижимости о границах и площади данного земельного участка, существовавших до принятия решения Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 15.12.2009 N 21/09-1317; обязании в пятидневный срок привести в соответствие сведения государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4 к сведениям государственного кадастра недвижимости о границах и площади данного земельного участка, существовавших до принятия решения Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 15.12.2009 N 21/09-1317.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - третьи лица).
Решением суда от 27.11.2012 требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Кемеровской области изложенный в письме от 14.12.2011 N 04/11435, и отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" изложенный в письме от 11.11.2011 N 04-08/4365; обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в срок пять рабочих дней привести сведения государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4 в соответствие с описанием местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4, существовавших до изменения координат и уточнения площади земельного участка на основании решения Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 15.12.2009 N 21/09-1317, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Кемеровской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что у Управления отсутствуют полномочия органа кадастрового учета по внесению изменений в сведения об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости. Также апеллянт указывает, что Управление не наделено полномочиями по отмене решений территориальных органов об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Общества, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо - ООО "Гарант" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оставляет решение по делу на усмотрение суда.
ФГБУ "ФКП Росреестра" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
В судебном заседании представитель заявителя возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда оставить без изменения.
Заинтересованные лица и третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 15.12.2009 Территориальным отделом N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кемеровской области в ходе кадастровых работ, проводимых в отношении вновь образуемых земельных участков площадью 3,6 га и 2,8 га, местоположение: Кемеровская область, Беловский район, примерно в 530 и 220 метрах в западном направлении от п.ст. Мереть, необходимых для их кадастрового учета, выявлено несоответствие кадастровых сведений о местонахождении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4, о чем составлен протокол N 21/09-1317 выявления технической ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 42:01:0119010:4 в виде отсутствия в АИС ГКН верных координат земельного участка с предложением изменить координаты данного земельного участка и принято решение N 21/09-1317. Внесение изменений координат и площади земельного участка подтверждается сведениями, содержащимися в государственном кадастре.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2011 N А27-1602/2011 признано незаконным решение Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 15.12.2009 N 21/09-1317 об изменении координат и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4.
Удовлетворяя требования заявителя в деле N А27-1602/2011, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Обществом решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка, имеющего право использовать арендуемый земельный участок под объекты железнодорожного транспорта в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка (приложение N 1 к договору), основанного на материалах инвентаризации 2002 года. Кроме того, судом учтено, что из прилагаемых кадастровых планов (паспортов), схем земельного участка с кадастровым номером 42:01:0000000:0042 усматривается, что часть территории участка после принятия оспариваемого решения была выведена из его состава с изменением при этом категории земель (на земли населенных пунктов). Следовательно, оспариваемым решением непосредственно затрагиваются права ОАО "РЖД" на пользование земельным участком.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Общество полагая, что устранение его нарушенных прав может быть осуществлено только путем приведения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 42:01:0000000:0042, в соответствии с границами и площадью, существовавшими до принятия незаконного решения от 15.12.2009 обратилось в органы кадастрового учета с соответствующим письмом. Получив отрицательный ответ на него, Общество обратилось в Управление Росреестра по Кемеровской области с письмом о принятии мер.
Из оспариваемых актов ФГБУ "ФКП Росреестра" от 11.11.2011 N 04-08/4365 и Управления от 14.12.2011 N 04/11435 следует, что заинтересованные лица в качестве оснований сослались на отсутствие в решении суда указания на осуществление каких-либо действий по восстановлению прав заявителя, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Общество, не согласившись с такими отказами, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в настоящем деле, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые отказы являются незаконными и нарушают права заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается по существу заявленных требований с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 23 Федеральный закон N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) (пункт 1). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (пункт 2).
Из пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" следует, что по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата").
Приложением к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 является план-график наделения Федеральных государственных учреждений полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в Кемеровской области таким учреждением является Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Таким образом, Учреждение является органом, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, что подтверждается Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 N П/331 "О переименовании федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации Федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" в соответствии с Положением о Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, и Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539.
В связи с наличием соответствующих полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, у ФГБУ "ФКП Росреестра" оснований для отказа Обществу в приведении в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4 у ФГБУ "ФКП Росреестра" не имелось.
Отсутствие в решении суда указания на совершение именно ФГБУ "ФКП Росреестра" юридически значимых действий не умаляет его полномочий, предусмотренных законом, которые им не отрицаются, и не изменяет содержания решения Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2011 по делу N А27-1602/2011, в силу статьи 16 АПК РФ являющего обязательным для органов государственной власти и подлежащим исполнению и, как следствие, не должно порождать новый судебный спор по фактическим обстоятельствам которого арбитражный суд уже высказал свою позицию в ином судебном деле.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2011 N А27-1602/2011 признано незаконным и нарушающим права заявителя решение Территориального отдела N 2 Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области N 21/09-1317 от 15.12.2009 об изменении координат и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4.
Следовательно, приведение в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 42:01:0119010:4 к сведениям государственного кадастра недвижимости о границах и площади данного земельного участка, существовавших до принятия решения Территориального отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 15.12.2009 N 21/09-1317 приведет к восстановлению прав ОАО "РЖД".
При таких обстоятельствах, исследовав в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, принятые и оцененные судом в соответствии с требованиями статей 64, 65, 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" основан на формальном подходе уполномоченного органа к оценке представленных им заявителем документов.
Довод апеллянта о том, что судом первой инстанции не указано в осуществлении каких государственных функций Управлением было отказано ОАО "РЖД" в письме от 14.12.2011 N 04/11435, отклоняется апелляционным судом.
Как указывалось выше, наделение властными полномочиями ФГБУ "ФКП Росреестра" произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий на основании указания закона. Однако по общему правилу, делегировавший полномочие орган осуществляет контроль за результатами осуществления государственно-властного полномочия.
Из письма ОАО "РЖД" от 29.11.2011 следует, что заявитель, обращаясь в Управление, просил "принять меры_" и уведомить о них перечисленных в письме лиц, в связи с чем довод апеллянта об отсутствии у него полномочий по отмене решения ФГБУ "ФКП Росреестра" отклоняется апелляционным судом, поскольку такая просьба отсутствовала в адресованном ему заявлении ОАО "РЖД".
Между тем, из ответа Управления в письме от 14.12.2011 N 04/11435 следует положительная оценка действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по отказу в приведении в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости.
Поскольку отказ Учреждения основан на формальном подходе к исполнению государственной функции, а Управление в силу пункта 7.1.22 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/145, осуществляет контроль за осуществлением Учреждением полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, судом первой инстанции правомерно указано на нарушение прав заявителя оспариваемым отказом Управления. При этом какого-либо обязания в части данного требования суд первой инстанции с учетом полномочий заинтересованных лиц Управлению не вменил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правомерность отказа ФГБУ "ФКП Росреестра", изложенного в письме от 11.11.2011 N 04-08/4365, о приведении в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости и отказа в порядке контроля в письме Управления Росреестра по Кемеровской области от 14.12.2011 N 04/11435 не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 ноября 2012 г. по делу N А27-7341/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7341/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "Гарант", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-7341/12