г. Томск |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А03-17046/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 27 декабря 2012 года по делу N А03-17046/2012 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул
к арбитражному управляющему Комиссарову Владимиру Васильевичу, г. Бийск
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Комиссарова Владимира Васильевича (далее по тексту - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий, Комиссаров В.В.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано; арбитражный управляющий освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, вынесено устное замечание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 декабря 2012 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных административным органом требований, так как в рассматриваемом случае основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
Арбитражный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, так как арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным органом требований.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 декабря 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2012 года по делу N А03-5153/2012 Общество с ограниченной ответственностью "Бриг-Сервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Комиссаров Владимир Васильевич.
20.09.2012 года в Управление поступило сообщение от конкурсного управляющего о проведении 28.09.2012 года собрания кредиторов ООО "Бриг-Сервис".
В ходе подготовки к собранию кредиторов, Управлением выявлены нарушения конкурсным управляющим требований Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно: в публикации о признании ООО "Бриг-Сервис" банкротом, размещенной в газете "Коммерсантъ" от 16.06.2012 года, в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве Комиссаров В.В. указал, что требования кредиторов принимаются в течение двух месяцев с даты опубликования объявления, в то время как статьей 225 Закона N 127-ФЗ установлен месячный срок для предъявления требований кредиторов.
Из смысла статьи 225 Закона о банкротстве также следует, что реестр требований кредиторов ликвидируемого должника подлежит закрытию по истечению месяца, с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В нарушение данной нормы, арбитражный управляющий Комиссаров В.В. закрыл реестр требований кредиторов ООО "Бриг-Сервис" по истечение 2-х месяцев, с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. Кроме того, в тексте объявления от 16.06.2012 года отсутствует информация о дате закрытия реестра требований кредиторов.
29.10.2012 года Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 00482212, согласно которому арбитражным управляющим совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ относится к компетенции арбитражных судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности и назначении административного наказания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из малозначительности совершенного заинтересованным лицом административного правонарушения, позволяющее освободить лицо от административной ответственности.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятьсот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.13 КоАП РФ характеризуется виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения является арбитражный управляющий.
Объектом указанного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 года N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В силу статьи 24 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации и при проведении процедур банкротства действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем 9 части 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (часть 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 225 Закона о банкротстве, кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что арбитражный управляющий в объявлении о признании ООО "Бриг-Сервис" банкротом указал, что требования кредиторов принимаются в течение двух месяцев с даты опубликования объявления (публикация в газете "Коммерсантъ").
В судебном заседании суда первой инстанции Комиссаров В.В. пояснил, что ошибочно указал срок для принятия требований кредиторов два месяца, вместо одного месяца, реестр требований кредиторов ООО "Бриг-Сервис" закрыт конкурсным управляющим 17.08.2012 года (реестр требований кредиторов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 Закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" опубликованию подлежат, в том числе следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 настоящего Федерального закона; адрес должника для заявления кредиторами своих требований должнику; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
В рассматриваемом случае сведения о дате закрытия реестра в объявлении арбитражным управляющим указаны следующим образом: "Требования кредиторов принимаются в течение двух месяцев с даты опубликования настоящего объявления".
Точную дату закрытия реестра требований кредиторов ООО "Бриг-Сервис" в публикации от 16.06.2012 года установить невозможно.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что конкурсным управляющим, допущены нарушения требований части 2 статьи 128, части 2 статьи 225, то есть, не исполнены обязанности, установленные абзацем 9 части 2 статьи 20.3, части 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Из приведенных норм следует, что виновность физического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В рассматриваемом случае вина Комиссарова В.В. в форме неосторожности подтверждается материалами дела, поскольку он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Доказательств того, что у Комиссарова В. В. не имелось возможности для соблюдения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат. Кроме того, в силу требований, которые предъявляются законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к профессиональной подготовке арбитражного управляющего, Комиссаров В. В. не мог не знать о противоправном характере своих действий, имея реальную возможность добросовестно осуществлять возложенные на него Законом о банкротстве обязанности арбитражного управляющего, однако не принял все зависящие от него меры, направленные на обеспечение надлежащего их осуществления.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях арбитражного управляющего Комиссарова В. В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Процедура составления протокола об административном правонарушении административным органом в отношении арбитражного управляющего соблюдена.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает правомерным применение судом первой инстанции к арбитражному управляющему положений статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В данном случае суд первой инстанции, оценив обстоятельства совершения арбитражным управляющим вменяемого правонарушения, степень общественной опасности деяния, пришел к правильному выводу о том, что его действия не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Данный факт подтверждается реестром требований кредиторов ООО "Бриг-Сервис" и выпиской из картотеки дела N А03-5153/2012 за период с 09.06.2012 года по 16.07.2012 года, в соответствии с которыми все кредиторы ООО "Бриг-Сервис" включены в реестр требований кредиторов в течение месяца со дня опубликования объявления о введении процедуры банкротства, то есть в срок, установленный Законом N 127-ФЗ.
Формально арбитражный управляющий не указал в публикации от 16.06.2012 года точную дату закрытия реестра требований кредиторов ООО "Бриг-Сервис", однако объявление содержит информацию о том, что требования кредиторов принимаются в течение двух месяцев с даты опубликования объявления, соответственно у кредиторов имелась возможность определить дату закрытия реестра с учетом указанной в объявлении информации, что также свидетельствует об отсутствии негативных последствий в результате действий конкурсного управляющего.
Указание в апелляционной жалобе на то, что в данном случае малозначительность совершенного правонарушения неприменима, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период конкурсного производства, предусмотренных законодательством о банкротстве не исключает правомерности выводов суда первой инстанции о применении малозначительности.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присущ любому правонарушению, посягающему на общественные отношения в том числе, в сфере соблюдения правил в период конкурсного производства, предусмотренных законодательством о банкротстве. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что Управлением не представлено доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате действий арбитражного управляющего.
Исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указанных выше положений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 следует, что малозначительность является оценочной категорией и устанавливается судом на основании положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исходя из каждого конкретного случая совершения правонарушения с учетом выявленных обстоятельств и степени влияния совершенного правонарушения на охраняемые общественные отношения.
Оценив вышеназванные обстоятельства дела, характер совершенного арбитражным управляющим правонарушения, степень его общественной опасности, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что совершенное арбитражным управляющим деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушение прав должника, кредиторов, общества и государства, равно как и не повлекло причинение им реального ущерба, в связи с чем правомерно расценил правонарушение в качестве малозначительного.
Правовых оснований для переоценки вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку и не могут служить основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 декабря 2012 года по делу N А03-17046/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17046/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Ответчик: Комиссаров Вдалимир Васильевич, Комиссаров Владимир Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-911/13