г. Томск |
|
28 февраля 2013 г. |
Дело N А27-18763/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтехноген"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2012
по делу N А27-18763/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибтехноген" (ОГРН 1024200722116, ИНН 4205029463)
к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (ОГРН 1064205130538, ИНН 4205120384)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибтехноген", г.Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово N 11АПН/11/12 от 27.09.2012 года о назначении административного наказания по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по основаниям необоснованного неприменения статьи 2.9 КоАП РФ.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2012 г.
Как следует из материалов дела, 19.09.2012 г. Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области в отношении ООО "Сибтехноген" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии с которым общество, осуществляя добычу базальтовых порфиритов на Марьинском участке, расположенном на территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области, в 6-ти км восточнее г. Березовский, в полукилометре севернее п.Дмитриевка, в период январь-август 2012 г. в нарушение ФЗ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" пользовалось недрами с нарушением условий лицензии.
27.09.2012 г. вынесено постановление N 11АПН/11/12 о назначении административного наказания, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из подтвержденности административным органом события, состава административного правонарушения, виновных действий Общества, соблюдения порядка привлечений к ответственности, не усмотрев оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в котором указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Таким образом, наличие лицензии уже свидетельствует о возникновении прав и обязанностей у пользователя недрами.
Права и обязанности пользователя недр изложены в статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Одной из его обязанностей, согласно пункту 10 части 2 названной статьи, является выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Как следует из материалов дела, ООО"Сибтехноген" производит добычу базальтовых порфиритов на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ42075ТР, срок окончания лицензии 10.02.2034 г.
При осуществлении производственной деятельности Обществом не выполнялись условия недропользования к лицензии, а именно:
п.4.1.1 - этапы освоения месторождения.
- в срок не позднее 10.06.2011 разработать технический проект отработки Лицензионного участка, согласовать и утвердить в установленном порядке, получить государственную экспертизу).
Технический проект разработан с нарушением сроков, заключение государственной экспертизы отсутствует.
П.4.2 - рациональное использование полезных ископаемых и охрана недр.
- проведение горных работ в границах горного и земельного отводов в соответствии с утвержденными и прошедшими государственную экспертизу проектами, ежемесячное определение объема добытого сырья по результатам маркшейдерский замеров, ежегодное в установленном порядке согласование с уполномоченными органами планов развития горных работ и утверждение уточненных нормативов потерь полезного ископаемого.
Указанные мероприятия (действия) не проводятся.
П. 4.4.9 - охрана окружающей среды.
- не позднее 10.08.2010 начало работ по ведению мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых по программе, утвержденной и согласованной в установленном порядке.
Программа согласована 29.12.2010 г., работы ведутся с 2011 г.
П.4.6 - иные условия пользования недрами.
- в случае введения процедуры банкротства в месячный срок представить в письменном виде информацию Распорядителю недр.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2010 г. введена процедура банкротства наблюдение.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2011 г. введено внешнее управление.
Распорядитель недр не уведомлен о введении процедуры банкротства.
П.7 - отчетность.
- недропользователь обязан представлять Распорядителю недр ежегодно (до 01 февраля следующего за отчетным года) информационные отчеты о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (форма 5-гр).
Форма 5-г представлена в Департамент 19.09.2012 г.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении, постановлением N 11АПН/11/12 о назначении административного наказания, объяснениями представителя Общества, иными материалами административного производства подтверждено пользование Обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Общество не представило каких-либо пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, напротив не отрицало неисполнение им требований закона.
Таким образом, в действиях ООО "Сибтехноген" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Изучив заявленные Обществом доводы о малозначительности административного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям и не могут быть не приняты во внимание по основаниям тяжелого материального положения заявителя, с учетом, в том числе, осуществления добычи полезного ископаемого в период, предшествующий процедуре банкротства.
При изложенных обстоятельствах, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере недропользования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допущенное административное правонарушение не является малозначительным, о чем обоснованно сделаны выводы суда первой инстанции.
Порядок и сроки привлечения к ответственности соблюдены, штрафные санкции применены с учетом всех обстоятельств по делу, в пределах минимального размера.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2012 по делу N А27-18763/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18763/2012
Истец: ООО "Сибтехноген"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области