г. Томск |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А67-6723/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кузнецовой Е. Г. по дов. от 08.01.2013,
от заинтересованного лица: Мисьник А. А. по дов. от 08.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская"
на решение Арбитражного суда Томской области от 14.12.2012
по делу N А67-6723/2012 (судья Идрисова С. З.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" (ИНН 7021049659, ОГРН 1027000881951), г. Томск,
к Губернатору Томской области
о признании недействительным подпункта 1 пункта 1 распоряжения от 15.03.2011 N 70-р,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" (далее - ООО "Поликлиника "Сибирская", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Губернатору Томской области о признании недействительным подпункта 1 пункта 1 распоряжения от 15.03.2011 N 70-р "Об исключении инвестиционных проектов из Реестра инвестиционных проектов Томской области и возврате субъектами малого и среднего предпринимательства предоставленных субсидий" в части исключения инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника "Сибирская" из Реестра инвестиционных проектов Томской области с целью возврата предоставленной обществу субсидии в размере 669 120 руб. и проверке оспариваемого распоряжения на соответствие Закону Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате".
Решением Арбитражного суда Томской области от 14.12.2012 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным подпункта 1 пункта 1 распоряжения Губернатора Томской области от 15.03.2011 N 70-р, проверенного на соответствие Закону Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О Контрольной палате", принятого решением Государственной Думы Томской области от 27.04.2000 N 510 отказано; в остальной части производство по делу N А67-6723/2012 о признании недействительным подпункта 1 пункта 1 распоряжения Губернатора Томской области от 15.03.2011 N 70-р прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Поликлиника "Сибирская" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению апеллянта, акт целевого и эффективного использования субсидий от 29.10.2010, положенный в основу принятия решения об исключении инвестиционного проекта ООО "Поликлиника "Сибирская" из инвестиционных проектов Томской области и принятия оспариваемого распоряжения Губернатора Томской области, должен соответствовать действующему законодательству, а именно Закону Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате".
Губернатор Томской области в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель Губернатора поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, распоряжением Губернатора Томской области от 24.12.2009 N 375-р "О государственной поддержке инвестиционных проектов" на основании решения Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий ООО "Поликлиника "Сибирская" для реализации инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра" представлена государственная поддержка в виде субсидии в размере 669 120 руб. на погашение процентной ставки в размере 9% годовых по кредитным договорам, заключенным в рамках реализуемого инвестиционного проекта.
29.10.2010 Контрольной палатой Государственной думы Томской области проведена проверка и составлен акт проверки целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в рамках реализации инвестиционного проекта.
По результатам проверки сделаны выводы о неправомерности получения субсидии и возврате ее в доход бюджета Томской области.
ООО "Поликлиника "Сибирская" не согласилось с принятым решением Контрольной палаты Государственной думы Томской области и 10.11.2010 представило возражения с приложением документов к акту эффективного и целевого использования субсидий от 29.10.2010.
Письмом от 12.11.2010 Контрольная палата Государственной Думы Томской области сообщила ООО "Поликлиника "Сибирская", что выводы по результатам контрольных мероприятий сделаны правомерно.
26.01.2011 состоялось заседания Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий, по итогам которого решено в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 15.12.2009 N 202а Департаменту инвестиций Администрации Томской области в установленном порядке подготовить проект распоряжения Губернатора Томской области об исключении проекта ООО "Поликлиника "Сибирская" из Реестра инвестиционных проектов Томской области и возврате указанным субъектом малого и среднего предпринимательства представленной субсидии.
15.03.2011 Губернатором Томской области вынесено распоряжение N 70-р "Об исключении инвестиционных проектов из Реестра инвестиционных проектов Томской области и возврате субъектами малого и среднего предпринимательства предоставленных субсидий", в абзаце 2 подпункта 1 пункта 1 которого указано: департаменту инвестиций Администрации Томской области исключить из Реестра инвестиционных проектов Томской области инвестиционный проект "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника "Сибирская" с целью возврата предоставленной обществу субсидии в размере 669 120 руб.
21.03.2011 во исполнение данного распоряжения Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в адрес ООО "Поликлиника "Сибирская" направлено соответствующее письмо N АТ-03-862.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Томской области от 03.11.2011 по делу N А67-4115/2011, в котором участвовали те же лица, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N 07АП-10555/11.
ООО "Поликлиника "Сибирская", не согласившись с распоряжением Губернатора Томской области N 70-р от 15.03.2011 в оспариваемой части и полагая, что указанным распоряжением нарушаются его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.11.2011 по делу N А67-4115/2011 ООО "Поликлиника "Сибирская" отказано в удовлетворении требований к Губернатору Томской области о признании распоряжения N 70-р от 15.03.2011 недействительным в части абзаца 2 подпункта 1 пункта 1, в части исключения инвестиционного проекта ООО "Поликлиника "Сибирская", проверенного на соответствие нормам: Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закона Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области"; постановления Администрации Томской области от 15.12.2009 N 202а "О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году"; постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 03.06.2004 N 98 "О Регламенте работы Администрации Томской области".
Обращаясь в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением, ООО "Поликлиника "Сибирская" просит суд проверить оспариваемое распоряжение на соответствие требованиям статьи 14 Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате".
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходил из того, что заявителем не представлено правового обоснования необходимости принятия оспариваемого распоряжения Губернатора на основании статьи 14 Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате".
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из Федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о Федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Частью 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ предусмотрены условия, которым должны отвечать хозяйствующие субъекты в целях отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в силу подпункта 3 пункта 8 Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 15.12.2009 N 202а (далее - Положение о предоставлении субсидий), в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, принимающим на себя обязательства по сохранению общего количества рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения субсидии.
Пунктом 11 указанного Положения установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на получение субсидий, для проведения экспертизы проектов и вынесения вопроса о предоставлении субсидий на рассмотрение Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий представляют в Департамент инвестиций Администрации Томской области заявления с приложением необходимых документов.
В соответствии с пунктом 17 Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 15.12.2009 N 202а по итогам рассмотрения заявления и экспертных заключений по проектам на заседании Совета в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства принимается решение о включении проекта в Реестр инвестиционных проектов Томской области и о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии. Заседание Совета проводится с участием представителя субъекта малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев заочного рассмотрения вопросов.
Пунктом 18 Положения установлено, что на основании положительного решения Совета издается распоряжение Губернатора Томской области о предоставлении субсидий, в котором указываются наименование субъекта малого и среднего предпринимательства, проект которого включается в Реестр инвестиционных проектов Томской области; вид субсидий; сроки начала и окончания предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Закона Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области", основаниями для прекращения государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности является, в том числе, невыполнение субъектом инвестиционной деятельности обязательств по реализации инвестиционного проекта, взятых на себя в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, регулирующими порядок предоставления конкретных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области" прекращение государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности по основаниям, указанным в пунктах 2-6 части 1 настоящей статьи, наступает с даты, установленной распоряжением Губернатора Томской области об исключении инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности.
Пунктом 6 Порядка формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 16.10.2007 N 140, установлено, что исключение инвестиционного проекта из Реестра производится в связи с прекращением государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности, заявившего проект.
Прекращение государственной поддержки инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии со статьей 9 Закона Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области".
В силу части 1 статьи 9 Закона Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области" основаниями для прекращения государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности являются:
- истечение срока предоставления государственной поддержки (пункт 1);
- выявление фактов нецелевого использования средств государственной поддержки (пункт 2);
- прекращение осуществления инвестиционной деятельности субъектом инвестиционной деятельности по решению уполномоченных государственных органов в соответствии с действующим законодательством (пункт 3);
- невыполнение субъектом инвестиционной деятельности обязательств по реализации инвестиционного проекта, взятых на себя в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, регулирующими порядок предоставления конкретных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности (пункт 4);
- решение субъекта инвестиционной деятельности о реализации инвестиционного проекта без поддержки со стороны органов государственной власти Томской области (пункт 5);
- применение к субъекту инвестиционной деятельности процедуры ликвидации (в том числе банкротства) и реорганизации в формах слияния, разделения, выделения, преобразования (пункт 6).
В соответствии с положениями статьи 14 Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате" по итогам проведения проверки и ревизии составляется отчет, за достоверность которого должностные лица Контрольной палаты несут персональную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.11.2011 по делу N А67-4115/2011 установлено, что частично оспариваемое распоряжение принято на основании статьи 9 Закона Томской области от 18.03.2009 N 29-03 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области", пункта 25 Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 15.12.2009 N 202а "О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году", пункта 6 Порядка формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 16.10.2007 N 140 "О порядке формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов Томской области", решения Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое распоряжение на основании Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате" не принималось.
Правовое обоснование необходимости принятия оспариваемого распоряжения Губернатора на основании статьи 14 Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате", апеллянтом в материалы дела также не представлено.
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.11.2011 по делу N А67-4115/2011 установлено, что в основу оспариваемого распоряжения положены решения, принятые Контрольной палатой Государственной думы Томской области, отраженные в акте целевого и эффективного использования субсидий от 29.10.2010.
Решение же вопроса о признании недействительным акта проверки целевого и эффективного использования субсидии, предоставленной в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта от 29.10.2010 как несоответствующего требованиям Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате" не являлось предметом разбирательства по настоящему делу.
Обществом не представлено доказательств признания недействительным или отмены вышеуказанного акта.
В связи с изложенным, доводы апеллянта о том, что акт целевого и эффективного использования субсидий от 29.10.2010, положенный в основу принятия решения об исключении инвестиционного проекта ООО "Поликлиника "Сибирская" из инвестиционных проектов Томской области и принятия оспариваемого распоряжения Губернатора Томской области, должен соответствовать действующему законодательству, а именно Закону Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате", суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Правовые акты и документы, в соответствии с которыми было принято распоряжение Губернатора Томской области от 15.03.2011 N 70-р, указаны в преамбуле данного распоряжения.
Закон Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате" среди перечисленных документов отсутствует.
Указанным Законом урегулирован статус Контрольной палаты как самостоятельного органа, созданного Законодательной Думой Томской области и установлены полномочия Контрольной палаты.
Закон Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате" не регулирует вопросы осуществления Губернатором Томской области своих полномочий, соответственно, при принятии оспариваемого распоряжения, Губернатор Томской области данным Законом не руководствовался.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования ООО "Поликлиника "Сибирская" о признании недействительным частично оспариваемого распоряжения, проверенного на соответствие Закону Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О контрольной палате".
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на нарушение обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта и отсутствие ходатайства о его восстановлении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, принял законный и обоснованный судебный акт.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в том числе и в части прекращения производства по делу, в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 14.12.2012 по делу N А67-6723/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 09.01.2013 N 1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6723/2012
Истец: ООО "Поликлиника "Сибирская"
Ответчик: Губернатор Томской области