г. Воронеж |
|
19 января 2010 г. |
Дело N А14-11846-2009/407/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Хаванский А.А. - главный специалист отдела правовой работы, доверенность N 1557-ФКУ от 29.12.2009;
от ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис": Одинцова Я.В. - представитель по доверенности N 3 от 25.12.2009;
от ОАО "ГУК": представитель не явился, надлежаще извещено;
от МУП "МИВЦ": представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2009
по делу N А14-11846-2009/407/18 (судья Малыгина М.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежтеплоэнерго-Сервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) о взыскании с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - ФКУ, ответчик) 2 620 345,09 руб. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную открытому акционерному обществу "Городская управляющая компания" (далее - ОАО "ГУК") в марте-декабре 2008 года тепловую энергию и горячую воду по муниципальным контрактам N ЖГ-327/07/324 от 01.04.2007, N ЖГ-524/08 от 25.04.2008, N ЖГ-440/07-460 от 11.10.2007.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле также участвовало Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный информационно-вычислительный центр" (далее - МУП "МИВЦ").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2009 по делу N А14-11846-2009/407/18 уточненные исковые требования ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию, согласно положениям ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и в соответствии с нормами ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ОАО "ГУК" неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения органом местного самоуправления, поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем, требование истца о взыскании убытков является неправомерным.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "ГУК" и МУП "МИВЦ", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" (энергоснабжающая организация) и ОАО "ГУК" (абонент) были заключены муниципальные контракты на отпуск тепловой энергии и горячей воды N ЖГ-327/07/324 от 01.04.2007, N ЖГ-524/08 от 25.04.2008, N ЖГ-440/07-460 от 11.10.2007.
В соответствии с пунктами 1.1. контрактов, энергоснабжающая организация подает (отпускает) абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воды для отопления и горячую воду для централизованного горячего водоснабжения жилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах, находящихся в управлении абонента, а абонент принимает указанные ресурсы, полностью их оплачивает и использует для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим (зарегистрированным) в этих домах.
Пунктами 4.2. контрактов установлено, что стоимость принятой тепловой энергии и горячей воды, подлежащих оплате по контрактам, определяется по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
Из пунктов 4.4. контрактов следует, что источниками оплаты потребленной тепловой энергии и горячей воды являются: платежи населения; бюджетные компенсации по выпадающим доходам, связанным с предоставляемыми населению субсидиями и льготами; возмещение межтарифной разницы в стоимости тепловой энергии по отпускным тарифам, установленным ГУТ Воронежской области, и суммой платежей населения за отопление и горячее водоснабжение.
Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" за спорный период (март-декабрь 2008 года) поставило ОАО "ГУК" тепловой энергии в горячей воде и горячей воды на сумму 6 085 717,97 руб.
Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии и горячей воды, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ОАО "ГУК", по тарифам, установленным действовавшим в спорный период постановлением Главы городского округа город Воронеж, не возмещенная истцу составила за спорный период 2 620 345,09 руб.
Ссылаясь на то, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии и горячей воды, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ОАО "ГУК", по тарифам, установленным действовавшим в спорный период постановлением Главы городского округа город Воронеж, является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил в полном объеме заявленные (с учетом уточнения) ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" требования ввиду следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Приказами ГУТ Воронежской области N 27/20 от 01.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" при расчете с товариществами собственников жилья, управляющими организациями и др. на 2008 год установлен тариф в размере 884,14 руб. за 1 Гкал и 65,37 руб. за 1 м3 соответственно.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП "МИВЦ".
Тарифы на тепловую энергию и горячую воду для расчета размера платы граждан за отопление и горячее водоснабжение в спорный период были установлены Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
Предъявляемая населению ОАО "ГУК" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды рассчитывалась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных данным постановлением Главы городского округа город Воронеж.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, ОАО "ГУК" обязано оплачивать энергоснабжающей организации потребленную тепловую энергию и горячую воду исходя из тарифов, установленных для населения.
В связи с чем, в спорный период (март-декабрь 2008 года) МУП "МИВЦ" осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", а не согласно тарифам, установленным приказами ГУТ Воронежской области N 27/20 от 01.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис".
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
19.12.2008 решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со дня его принятия.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
В силу статьи 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1.1 Положения о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 N 325-р, уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по исполнению бюджета городского округа является Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Довод ФКУ о необходимости применения ОАО "ГУК" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в спорный период, до вступления в законную силу решения Центрального районного суда города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению. В спорный период фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению. Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2009 по делу N А14-11846-2009/407/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11846/2009
Истец: ОАО "Воронежтеплоэнерго-сервис", ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" (1)
Ответчик: МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП Администрации ГО г. Воронежа
Третье лицо: МУП "МИВЦ" г. Воронеж, ОАО "ГУК"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7645/09