город Воронеж |
|
19 августа 2010 г. |
Дело N А36-195/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Осиповой М.Б.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2010
по делу N А36-195/2010 (судья Наземникова Н.П.), принятое
по заявлению Липецкой городской общественной организации инвалидов "БЛАГОСТРОЙ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка
о признании незаконным решения N 7293 дсп от 25.11.2009,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Поляковой О.А., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 04-09/00532 от 19.01.2010; Корнаковой О.П., главного государственного налогового инспектора по доверенности N 04-09/03890 от 07.04.2010,
от ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ": представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Липецкая городская общественная организация инвалидов "БЛАГОСТРОЙ" (далее - ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ", Организация) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка (далее - Инспекция налоговый орган) о признании незаконным решения N 7293 дсп от 25.11.2009 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 141 600 руб., по налогу на прибыль в сумме 179 161 руб., доначисления пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 171 648 руб., по налогу на прибыль в сумме 195 052 руб., предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 708 008 руб., налог на прибыль в сумме 895 808, 82 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2010 заявленные ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с данным решением суда, обратилась с апелляционной жалобой (с учетом уточнения от 02.08.2010), в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ".
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что с 01.01.2007 ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку 28.06.2006 организацией в Инспекцию было представлено заявление об отказе от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (отказ от льготы).
Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции, который со ссылкой на пункт 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что в рассматриваемом случае законом или иными правовыми актами не предусмотрено использование факсимиле; также Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что организация доказала тот факт, что имеющийся на заявлении об отказе от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость оттиск факсимиле "Азарин" не принадлежит председателю ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ".
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 09.08.2010 объявлялся перерыв до 16.08.2010.
В судебное заседание представители ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" не явились. В материалах дела имеются сведения о их надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка проведена выездная налоговая проверка Липецкой городской общественной организации инвалидов "БЛАГОСТРОЙ" по вопросам соблюдения налогового законодательства (своевременности представления налоговых деклараций и расчетов, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов с 01.01.2006 по 31.12.2008, в том числе налога на добавленную стоимость и налога на прибыль).
Итоги выездной налоговой проверки оформлены актом выездной налоговой проверки N 53 от 20.10.2009, на основании которого налоговым органом было принято решение N 7293 дсп от 25.11.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 141 600 руб., по налогу на прибыль в сумме 179 161 руб.
Кроме того, данным решением ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" доначислены пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 171 648 руб., за неуплату налога на прибыль в сумме 195 052 руб.; предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 708 008 руб., налог на прибыль в сумме 895 808, 82 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 29.12.2009 решение Инспекции N 7293 дсп от 25.11.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 7293 дсп от 25.11.2009, ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с соответствующим заявлением.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
В силу пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 указанной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Не допускаются отказ или приостановление освобождение от налогообложения операций на срок менее года.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" имеет право на использование льготы, но в налоговый орган было направлено заявление от 27.12.2007 N 556 (вх. N 17597 от 28.12.2006), из которого следует, что ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" отказывается от освобождения операций от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 3 статьи 149 НК РФ.
Указанное обстоятельство, послужило основанием для доначисления налоговым органом Организации налога на добавленную стоимость в сумме 708 008 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" является общественной организацией инвалидов, согласно Уставу которой высшим руководящим органом является общее собрание членов организации. В период между общими собраниями постоянно действующим руководящим органом организации является Президиум, в состав которого входит Председатель и члены Президиума.
Согласно пункту 4.10 Устава Председатель руководит деятельностью Президиума организации, подписывает решения, принимаемые Президиумом, осуществляет руководство деятельностью организации, в том числе оперативные решения по вопросам повседневной деятельности организации; без доверенности представляет организацию во взаимоотношениях с государственными, общественными, религиозными, иными организациями в Российской Федерации и за ее пределами; производит прием и увольнение штатных работников; осуществляет другие исполнительно-распорядительные функции.
Председателем ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" является Азарин В.Я., который в силу своего заболевания (незрячий) не имеет возможности поставить собственноручную подпись. В силу своего заболевания он также не имел возможности ежедневно выполнять функции единоличного исполнительного органа, в связи с чем Уставом ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" предусмотрена должность Президента с правом подписи документов.
Согласно протоколу общего собрания от 30.11.2006 N 1 Президентом ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" в период с 26.11.2006 (дата регистрации юридического лица) по 28.03.2007 являлась Черных Людмила Николаевна, обладающая правом подписания всех документов, имеющих правовые и финансовые последствия.
Таким образом, полномочным представителем ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" с правом подписи любых документов в проверяемый период времени являлась Президент Черных Людмила Николаевна.
В то же время, материалами дела подтверждается, что представленное заявление об отказе от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость не содержит подпись Президента ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ", а подписано с использованием факсимиле "Азарин".
В силу пунктам 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующим законодательством возможность использования факсимиле на документах, имеющих финансовые последствия, не предусмотрена, следовательно, соответствующее соглашение между заявителем и налоговым органом отсутствует.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что имеющийся на заявлении оттиск не соответствует представленному в ходе судебного рассмотрения дела оттиску факсимиле "Азарин В.Я.", используемому последним.
Так, по запросу суда первой инстанции Липецкий почтамт УФПС Липецкой области - филиал ФГУП "Почта России" представил подлинники пенсионных ведомостей на получение пенсии Азариным Василием Яковлевичем за период с января 2006 года по декабрь 2007 года, из которых усматривается, что факсимиле проставленное на заявлении N 556 от 28.12.2006 не соответствует оттиску факсимиле, который проставлен Азариным В.Я. при получении пенсии в пенсионных ведомостях за спорный период времени.
Более того, налоговым органом в материалы дела представлено регистрационное дело, из которого также усматривается, что факсимиле, проставленное на протоколе общего собрания от 30.11.2006 N 1, не соответствует факсимиле, которое проставлено на спорном заявлении (различие шрифтов).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Инспекцией не представлено надлежащих доказательств отказа ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" от налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, и, как следствие доказательств того, что в спорный период заявитель являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции N 7293 дсп от 25.11.2009 в части привлечения ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 141 600 руб., начисления пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 171 648 руб., предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 708 008 руб.
Довод Инспекции о том, что ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" представлялись в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость, счета-фактуры с выделенным НДС, акты выполненных работ, книги покупок и продаж, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 5 статьи 149 НК РФ отказ от освобождения операций от налогообложения предусмотрен в форме направляемого в налоговый орган заявления, и при наличии возражений налогоплательщика относительно факта отказа не может презюмироваться исходя из его действий (согласно пояснениям Организации исчисление НДС было следствием ошибки бухгалтера).
Удовлетворяя требования Организации в части эпизода о доначислении налога на прибыль, суд первой инстанции указал, что материалами дела доказано, что заявитель обоснованно пользовался льготой, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, доначисление налога на добавленную стоимость неправомерно, соответственно занижения налоговой базы по налогу на прибыль не обоснованно.
Вместе с тем судом не принято во внимание следующее.
Согласно статье 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ.
Статья 247 НК РФ определяет в качестве объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций прибыль, полученную налогоплательщиком. В частности, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно учетной политике доход определялся Организацией по методу начисления.
Как следует из материалов дела, Организация реализовывала в охваченный проверкой период различные строительно-ремонтные работы и должна была определять налоговую базу по налогу на прибыль как стоимость этих работ.
Однако Организацией в налоговую базу по налогу на прибыль включалась не полная стоимость оплаченных контрагентами по договору работ, а разница между уплаченной контрагентом ценой договора и НДС, исчисленным по расчетной ставке (18/118).
Стоимость товаров (работ, услуг), отраженная в налоговой декларации по налогу на прибыль Организации за 2007 год, соответствует данным книги продаж по НДС за 2007 год (представленной бухгалтером Организации в период налоговой проверки) и равна 33 313 241 руб. Стоимость товаров (работ, услуг), определенная налоговым органом исходя из полученных данных встречных проверок контрагентов Организации (по договорам, в которых стоимость работ согласована сторонами без учета НДС, и счета-фактуры выставлялись Организацией без НДС, с указанием на применение льготы), составила за 2007 год 36 743 882, 5 руб. Занижение налоговой базы составило 3 430 641, 5 руб.
Кроме того, налоговым органом установлен факт ошибочного включения Организацией в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат другой организации (ЛГООИДК "Мечта") по счетам-фактурам N 62 от 09.08.2007, N 63 от 21.08.2007 и N 64 от 31.08.2007 на общую сумму 99 059, 32 руб. На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ указанная сумма расходов была правомерно исключена инспекцией из состава заявленных Организацией расходов.
Учитывая финансовый результат для целей налогообложения, инспекцией установлен факт занижения Организацией налога на прибыль за 2007 год на сумму 815 556, 84 руб.
Стоимость товаров (работ, услуг), отраженная Организацией в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год также не включала часть, приходящуюся на исчисленную расчетным путем сумму НДС, и составила 34 002 271, 64 руб. Стоимость товаров (работ, услуг), определенная налоговым органом исходя из полученных данных встречных проверок контрагентов Организации (по договорам, в которых стоимость работ согласована сторонами без учета НДС, и счета-фактуры выставлялись Организацией без НДС, с указанием на применение льготы), составила за 2008 год 34 336 652, 35 руб. Занижение налоговой базы составило 334381, 65 руб.
Учитывая финансовый результат для целей налогообложения, Инспекцией установлен факт занижения Организацией налога на прибыль за 2008 год в размере 80 252 руб.
Каких-либо доводов в опровержение выводов Инспекции в указанной части Организация не заявляла, указав единственно на отсутствие у нее в проверяемом периоде прибыли.
Исходя из доводов Организации об использовании ею льготы по НДС, воспринятых судами первой и апелляционной инстанциями, оснований для исчисления налоговых обязательств по НДС по расчетной ставке у организации не имелось (как не имелось и оснований считать полученные от заказчиков-контрагентов суммы в оплату по договорам включающими в себя сумму НДС), поэтому доходом в целях исчисления налога на прибыль должна признаваться вся стоимость реализованных Организацией работ.
Таким образом, в результате ошибочного исчисления бухгалтерией Организации налога на добавленную стоимость, Организацией занижена налоговая база по налогу на прибыль за 2007 и 2008 в общей сумме 895 808, 84 руб. Выводы инспекции в этой части являются правомерными, решение N 7293 от 25.11.2009 - законным и обоснованным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 26.04.2010 по настоящему делу в части признании решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка N 7293 от 25.11.2009 незаконным в части доначисления налога на прибыль в сумме 895 808, 84 руб., а также соответствующих сумм пени по этому налогу, подлежит отмене. В удовлетворении требований Организации в указанной части следует отказать.
При применении к Организации налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 179 161 руб. налоговым органом не установлено фактов, подтверждающих наличие смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств.
Статьей 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения налоговых санкций (штрафов) не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным статьями главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в статье 112 НК РФ. К ним относятся и иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
С учетом указанного, а также принимая во внимание обстоятельства по настоящему делу и организационно-правовую форму Организации, апелляционная коллегия полагает возможным уменьшить размер взыскиваемых штрафных санкций до 10 000 руб.
Соответственно в части начисления штрафа по налогу на прибыль в сумме 169 161 руб. решение инспекции N 7293 от 25.11.2009 подлежит признанию незаконным, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2010 подлежит также отмене в части признании незаконным решения инспекции от 25.11.2009 N 7293 в части привлечения Организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неправомерное неперечисление налога на прибыль в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с указанным вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 156, 258, 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2010 по делу N А36-195/2010 в части удовлетворения требования заявителя о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка от 25.11.2009 N 7293 в части доначисления 895 808, 84 руб. налога на прибыль, 195 052 руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неправомерное неперечисление налога на прибыль в виде штрафа в сумме 10 000 руб. отменить, в удовлетворении требования ЛГООИ "БЛАГОСТРОЙ" в указанной части отказать.
В остальной части оставить решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2010 без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-195/2010
Истец: ЛГООИ "Благострой", Липецкая городская общественная организация инвалидов "Благострой"
Ответчик: ИФНС РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ Г. ЛИПЕЦКА, ИФНС РФ по Октябрьскому р-ну г Липецка