Совет по аудиторской деятельности:
5 лет на страже общественных интересов
В статье проанализированы основные итоги за 5 лет работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и его задачи на ближайшую перспективу.
Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации создан и функционирует в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений и Положение о Совете по аудиторской деятельности при Минфине России были подготовлены при широком участии ведущих профессиональных аудиторских объединений, научных кругов и практикующих аудиторов. Очень важно, что в Совет были включены конструктивно настроенные специалисты, что способствует сглаживанию определенного перекоса в части 51%. Псевдонезависимость и узкокорпоративные интересы ни в коем случае не должны быть сопряжены с такой важной общественно значимой профессией, как аудиторская. Необходим баланс сил представителей всех компонентов рынка аудиторских услуг, включая пользователей. Интеллектуальный потенциал Совета способствует формированию действенной системы регулирования аудиторской деятельности, объективно и компетентно влиять на формирование и развитие аудиторского рынка.
Целью создания Совета является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России.
Состав Совета сформирован по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утвержден министром финансов Российской Федерации. В него включены представители Минфина России, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных органов власти, Банка России, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг.
Совет состоит из председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря Совета и членов Совета. Число представителей Минфина России, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в регулировании профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных органов власти, Банка России, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг составляет не более 49% общего состава Совета.
Информация о деятельности Совета публикуется Минфином России в официальных средствах массовой информации Минфина России (в "Финансовой газете").
Совет участвует в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России по вопросам в области регулирования аудиторской деятельности. Кроме того, Совет:
разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также определяет профессиональные требования к аудиторам, этические нормы и правила их поведения, периодически их пересматривает и представляет на рассмотрение Минфину России;
рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение Минфину России;
изучает, обобщает и проводит экспертизу учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения квалификации, а также осуществляет разработку проектов требований по организации процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов;
организует и осуществляет изучение зарубежного опыта организации аудиторской деятельности;
готовит и вносит на рассмотрение Минфина России предложения по совершенствованию и развитию регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;
по поручению Минфина России проводит экспертизу и дает заключение по проектам нормативных правовых актов и иных документов, связанных с регулированием аудиторской деятельности, поступившим в Минфин России.
Совет на основе решения, принятого большинством голосов членов Совета, присутствующих на его заседании, имеет право ходатайствовать перед Минфином России о рассмотрении и принятии решений по вопросам деятельности аудиторских объединений, контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, применения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, лицензирования, аттестации и другим вопросам, связанным с организацией, регулированием и развитием аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Совет вправе по согласованию с Минфином России создавать для обеспечения деятельности комиссии рабочие и экспертные группы, в том числе для подготовки предварительных предложений по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов.
В настоящее время достаточно эффективно функционируют 10 комиссий Совета, охватывая практически все ключевые направления в сфере регулирования аудиторской деятельности.
За период с момента создания Совета в 2002 г. проведено более 50 заседаний, в том числе четыре расширенных, на которых рассмотрено около 400 вопросов.
2002 г. отмечен как становлением Совета, так и принятием целого пакета документов, направленных на перспективное развитие профессии.
В 2002 г. Советом были одобрены, а затем приняты Правительством Российской Федерации первые 6 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разработанных с учетом международных стандартов аудита и практически максимально к ним приближенных. Решением Совета по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол N 17 от 25 сентября 2003 г.) одобрены проекты еще 5 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности третьей очереди: "Согласование условий по проведению аудита", "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита", "Учет требований нормативно-правовых актов в ходе аудита", "Понимание деятельности аудируемого лица", "Аудиторская выборка".
В 2003 г. по рекомендации Совета были включены в государственный реестр 46 учебно-методических центров. УМЦ созданы в структуре или с участием образовательных учреждений и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В феврале 2003 г. впервые на территории Российской Федерации с использованием телекоммуникационных средств связи с участием в установленном порядке Современной гуманитарной академии в качестве информационно-технического центра проведен единый квалификационный экзамен.
26 апреля 2003 г. аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями было подписано и официально объявлено на заседании Совета соглашение о взаимодействии российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров по вопросам развития аудита в России. Одной из основных целей данного соглашения была зафиксирована подготовка условий для создания единого общероссийского саморегулируемого профессионального объединения аудиторов России.
28 августа 2003 г. Совет по аудиторской деятельности при поддержке Минфина России и ФКЦБ России принял Кодекс этики аудиторов России, подготовленный на основе международных норм.
В целях решения широкомасштабной задачи - выработки и внедрения скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторов - Кодекс был разработан при активном участии аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений.
Кодекс подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов. Кодекс признает, что целью профессии аудитора является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребности общества. Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. Положения Кодекса являются базовыми принципами, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться аудиторы в своей работе. С учетом принятия в июне 2005 г. Международной федерацией бухгалтеров новой редакции Кодекса этики, разработанного Комитетом по этике IFAC, Советом было решено продолжить аналогичную работу в России, в результате чего в 2007 г. утверждена новая редакция Кодекса.
25 сентября 2003 г. на заседании Совета было принято решение об обязательном членстве аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов или аудиторов в аккредитованных при Минфине России аудиторских объединениях.
21-22 октября 2003 г. в Санкт-Петербурге на расширенном заседании Совета, состоявшемся в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, совместно с Координационным советом решено создать единое всероссийское профессиональное аудиторское объединение.
22 декабря 2003 г. в Академии бюджета и казначейства Минфина России проведено торжественное заседание Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, посвященное 10-летию нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Участникам заседания были переданы приветствия Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Международной федерации бухгалтеров, Европейской федерации бухгалтеров, Европейского экономического сообщества, представителей руководства российских и зарубежных профессиональных аудиторских объединений, Банка России. С основным докладом о перспективах развития профессии выступил министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин.
26 февраля 2004 г. в заседании Совета от имени IFAC принял участие Президент IFAC г-н Рене Риколь, который в своем докладе рассказал о ведущих путях развития аудиторской профессии в мире, роли IFAC в создании и продвижении новой системы регулирования аудиторской деятельности, осветил главные принципы реформирования аудита и месте IFAC в данном процессе. Президентом IFAC в ходе официального визита одобрены основные направления совершенствования регулирования аудиторской деятельности, выработанные Минфином России совместно с профессиональным аудиторским сообществом, в том числе связанные с поэтапным эволюционным созданием единого всероссийского профессионального аудиторского объединения. Он подчеркнул необходимость усиления в этом процессе контроля со стороны государства.
22 апреля 2004 г. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России одобрил в основном проекты 7 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности четвертой очереди: "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях", "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников", "Особенности проведения первой проверки данного аудируемого лица", "Аналитические процедуры", "Особенности аудита оценочных значений", "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководящим работникам и представителям собственника аудируемого лица", "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица". Данные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7.10.04 г. N 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696".
Также Совет одобрил и рекомендовал аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям при Минфине России и профессиональным аудиторским объединениям использовать в своей работе Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг.
24 июня 2004 г. Совет одобрил основные положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
31 марта 2005 г. Совет рекомендовал Минфину России направить аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам рекомендации по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.05 г. N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг" (протокол N 34).
26 мая 2005 г. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России одобрил Временные методические рекомендации и программу проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг и Временную единую программу обучения контролеров качества в аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединениях и рекомендовал аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям довести до своих членов данные документы и использовать в работе.
Подготовленный при широком обсуждении аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями, комиссиями Совета и членами Совета проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" был принят 18 мая 2005 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. С учетом этого проекта Совет 30 июня 2005 г. рассмотрел и поручил комиссиям Совета продолжить доработку проектов Положений о Совете по аудиторской деятельности, его рабочем органе, регламентов Совета и его рабочего органа, проектов Порядка ведения Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций и Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений, а также Положения об Аттестационной комиссии. Совет рассмотрел и поручил комиссиям Совета продолжить дальнейшую работу над проектом постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом надзора за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений.
29 сентября 2005 г. Совет одобрил в основном проекты 9 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности пятой и шестой очередей: "Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность", "Использование результатов работы другого аудитора", "Рассмотрение работы внутреннего аудита", "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации", "Задания по компиляции финансовой информации", "Учет особенностей аудируемых лиц, которые используют для составления своей финансовой (бухгалтерской) отчетности специализированные обслуживающие организации", "Общие принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность", "Общие принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", а также поручил комиссии Совета продолжить работу над проектом правила (стандарта) аудиторской деятельности "Образование аудитора" с учетом поступивших предложений и прохождения в Государственной думе проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
27 октября 2005 г. в рамках расширенного заседания Совета и конференции с участием проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации" Совет рассмотрел и рекомендовал комиссии Совета продолжить работу над Типовым положением об органе внешнего контроля качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами - членами профессионального аудиторского объединения.
22 декабря 2005 г. на заседании Совета подведены итоги 12-летней работы в области аудиторской деятельности в Российской Федерации, в том числе по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности и развитию саморегулирования профессии и направлениям совершенствования аудита. В дальнейшем с учетом изменений законодательства Совет должен стать базовым органом, воплощающим в своей работе международные тенденции по общественному надзору за аудиторской профессией.
В своем докладе в Правительстве Российской Федерации министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин наряду с другими концептуальными вопросами проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" серьезное внимание уделил необходимости дальнейшего развития многоуровневой системы надзора на рынке аудиторских услуг, в том числе общественного надзора в этой области.
Этот вопрос не только имеет большое значение в России, но и в большинстве ведущих стран мира. За последние несколько лет крах таких крупных компаний, как Enron, Worldcom, Parmalat и др., и роль аудиторов в этих скандалах получили мировую публичную огласку и способствовали серьезному пересмотру в мире отношения к саморегулированию аудиторской профессии, к существенному пересмотру нормативной базы, к пониманию необходимости регулирования, его совершенствования в целом и существующих систем надзора в частности.
Исходя из этого в России в сфере аудиторской профессии с высокой степенью государственного регулирования, сложившейся за 14 лет ее нормативного обеспечения, необходимо, продвигаясь навстречу международным тенденциям, четко определить некую "золотую середину". В результате, с одной стороны, удастся сохранить все положительные наработки, сделанные за эти годы, с другой - развивая саморегулирование, не скатиться под нажимом части радикально настроенной общественности, не желающей видеть всему миру показанные жизнью минусы в этом вопросе, фанатично стремящейся к управленческим рычагам и очерняющей все мешающее поставленным целям, включая ежедневную, кропотливую работу в области регулирования, в том числе в сфере надзора, в ту бездну псевдосаморегулирования, которая даст почву для возможного порождения крупных корпоративных скандалов.
Что же происходит в международном сообществе, в том числе в сфере совершенствования надзора на рынке аудиторских услуг? Очень серьезное реформирование профессии за последние четыре года осуществляется на уровне как Международной федерации бухгалтеров (IFAC), так и Европейского сообщества. В результате внедряются единые нормы, серьезное внимание уделяется вопросам контроля. Профессия практически признала, что контроль-надзор должен осуществляться как непосредственно профессией (внутренний контроль), так и создаваемыми внешними органами (внешний независимый контроль).
Так, в США после упомянутых скандалов в 2002 г. был принят закон Сарбейнса-Оксли, в соответствии с которым создан и в настоящее время активно функционирует Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях, обладающий очень широкими полномочиями. Совет в соответствии с указанным законом организует проверки с использованием значительного штата высокопрофессиональных инспекторов, в том числе на постоянной основе, всех зарегистрированных аудиторских фирм в целях выработки оценки соблюдения положений законодательства в данной сфере, профессиональных стандартов и т.д. Совет проводит ежегодные проверки всех аудиторских фирм, которые готовят аудиторские заключения по более чем 100 компаниям с зарегистрированными ценными бумагами и не реже одного раза в три года - фирм, которые готовят аудиторские заключения по 100 и менее аналогичным компаниям.
Во Франции в 2003 г. в этой области был принят так называемый закон о финансовой безопасности, в соответствии с которым создан Высший совет, наделенный полномочиями высшего органа, представляющего общественные интересы и осуществляющего контроль за аудиторской профессией. В составе Совета - 12 членов, при этом представителями аудиторов являются только два из них. В рамках проведения контроля качества обеспечивается проверка всех основных профессиональных принципов, в том числе профессиональных стандартов аудита, кодекса этики, технических методик проведения аудита. Предусматривается ежегодная публикация заключения о деятельности Совета.
В Великобритании в рамках реформирования аудиторской профессии создан Совет по финансовой отчетности, в структуре которого 5 ключевых подразделений, в частности Комитет профессионального надзора за деятельностью независимых бухгалтеров (аудиторов). Данный Комитет имеет также отдел по контролю качества аудита. Совет осуществляет как надзор за профессиональными аудиторскими объединениями (институтами), так и контроль качества аудита общественно значимых компаний. В настоящее время пока еще продолжает функционировать объединенный отдел мониторинга, созданный тремя ведущими профессиональными объединениями аудиторов для осуществления контроля качества аудита своих членов.
Что касается в целом европейского экономического пространства, то создание и развитие общественного надзора осуществляются в рамках комплексных позиций, сфокусированных в едином документе новой редакции 8-й Директивы Европейской комиссии, направленной на восстановление доверия инвесторов, других пользователей к проаудированной отчетности и повышение степени защищенности от финансовых скандалов.
Статья 29 Директивы посвящена вопросам системы обеспечения качества, которая базируется на следующих основополагающих принципах:
действует для всех аудиторов;
независима от аудиторов;
находится под надзором соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры;
подразумевает наличие финансовых и прочих ресурсов в объеме, достаточном для проведения аудита;
предполагает наличие подготовки и профессионального опыта контролеров;
подразумевает особую подготовку для контроля качества;
исключает конфликт интересов между контролером и проверяемым аудитором.
Кроме того, предусматривается проверка всех процедур посредством выборочного контроля, в том числе:
правильности применения методик аудита;
соблюдения правил в отношении независимости;
затрат времени и компетентности сотрудников;
полученных гонораров.
Предусматривается обязательность проведения проверки системы внутреннего контроля. Устанавливается, что контроль проводится не реже чем раз в 6 лет, для общественно значимых компаний может быть отличительная градация. Общие результаты должны публиковаться ежегодно, при этом составляется отчетный доклад, в котором излагаются основные заключения по результатам контроля. Аудиторы должны в установленные (разумные) сроки выполнять на практике рекомендации, представленные по результатам контроля качества. И наконец, если аудитор не выполняет предписания по результатам контроля качества, то против него могут быть применены дисциплинарные санкции.
В части применения дисциплинарных санкций, как и по другим направлениям, в Европейском союзе проводится работа по их унификации, однако пока они нередко разнятся. Например, во Франции в качестве таких мер применяются (в возрастающем порядке): замечание; выговор; временный запрет на осуществление аудиторской профессии (не более 5 лет), причем он может быть отсрочен; исключение из реестра. Отметим, что три первые меры наказания могут сопровождаться неизбираемостью в органы профессиональных общественных организаций в течение 10 лет, а это, как показывает сложившаяся национальная практика, является для аудитора очень серьезным взысканием. Заметим, что возможна (по требованию) компенсация аудитором расходов, связанных с разбирательством его дисциплинарного дела.
Дисциплинарные санкции могут применяться также в связи с:
несоблюдением правил в отношении независимости;
неуплатой взносов в профессиональное объединение;
уклонением от контроля качества;
невыполнением профессиональных правил и др.
На решения региональных дисциплинарных палат, принятые в отношении того или иного аудитора в первой инстанции, можно подать апелляцию в Высший совет по аудиту Франции (орган общественного надзора).
Статья 32 Директивы посвящена принципам, закладываемым в основу надзора со стороны соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры. В частности, устанавливается, что надзорная структура должна осуществлять контроль за аудиторами и принимать при необходимости конкретные санкции. Система должна быть гласной, что предусматривает публикацию годового отчета и рабочей программы, и финансироваться без участия аудиторов.
Стратегически закрепляется, что надзор осуществляется во всех государствах - членах Европейского союза, под него подпадают все аудиторы, надзорные органы управляются специалистами, которые не являются аудиторами, но обладают знаниями в сфере обязательного аудита, и в структуре органа также участвуют специалисты, которые не являются аудиторами (судьи, юристы, представители науки, министерств, например Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли).
Надзорная структура отвечает за выполнение (контроль) следующих задач и функций (направлений):
стратегия в сфере аттестации аудиторов и их регистрации;
координация работы или утверждение стандартов применительно к профессиональной этике, внутреннему контролю аудиторских компаний и стандартов аудиторской деятельности;
мониторинг в сфере повышения квалификации, обеспечение качества, судебные расследования и применение санкций.
В ст. 39-43 Директивы рассматриваются специфические особенности работы аудиторов структур общественного значения, в том числе выделяется важный принцип осуществления в этих структурах контроля качества - не реже чем раз в три года. Два года предусмотрено для стран Европейского союза для внедрения до июня 2008 г. на законодательном уровне стран положений Директивы для обеспечения движения в едином направлении и достижения конечной цели гармонизации профессии.
Реформа на международном уровне и одновременное реформирование профессии в России как раз и дают шанс "сверить часы" и принять правильные решения, в том числе в 2008 г.
В Российской Федерации в рамках аналогичных мероприятий Минфином России совместно с профессиональной аудиторской общественностью и в предыдущий период, и в настоящее время проводится достаточно большая работа в этой области как в плане практических контрольных мероприятий (например, только в 2004-2005 гг. Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности и аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями их было организовано порядка 800, Минфином России по состоянию на 1 января 2006 г. за нарушение законодательства в области аудиторской деятельности приостановлено действие 488 лицензий, а в феврале 2006 г. еще 378), так и в плане совершенствования законодательства.
Так, в указанном проекте федерального закона, одобренного Правительством Российской Федерации, несколько статей посвящены вопросам контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, при этом серьезный упор делается на необходимость наличия, поддержания и функционирования системы внутреннего контроля качества работы в аудиторской организации.
Определено, что в отношении своих членов контроль качества работы осуществляют саморегулируемые аудиторские объединения, при этом требования, принципы и обязательные процедуры утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции государственного регулирования аудиторской деятельности. На протяжении более 10 лет таким уполномоченным органом по решению Правительства является Минфин России.
Предусматривается, что надзор за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений (а одним из критериев такого объединения является наличие в составе в качестве членов не менее 3 000 аудиторов или не менее 1 500 аудиторских организаций) осуществляют уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, определенной федеральными законами. Предметом надзора уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений является соблюдение саморегулируемыми аудиторскими объединениями требований законодательства Российской Федерации и иных актов об аудиторской деятельности.
Надзор уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать Совет по аудиторской деятельности о результатах проведенной уполномоченным федеральным органом проверки саморегулируемого аудиторского объединения и принятом по ее итогам решении на ближайшем заседании Совета. Проверенное саморегулируемое аудиторское объединение обязано сообщить уполномоченному федеральному органу об устранении нарушений и проинформировать Совет о принятых им мерах по устранению нарушений, выявленных уполномоченным федеральным органом при проведении проверки саморегулируемого аудиторского объединения, на ближайшем заседании Совета по аудиторской деятельности. Подчеркнем, что в рамках международных тенденций, отмеченных выше, должна серьезно измениться роль самого Совета по аудиторской деятельности в системе регулирования аудита в России, в настоящее время действующего в соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Должно пройти трансформирование цели от доведения мнения профессионального аудиторского сообщества до Минфина России (как регулятора) до новой цели, а именно надзора за соблюдением профессией общественных интересов. Введение общественного надзора направлено на то, чтобы все ключевые решения в аудиторской профессии соизмерялись с интересами пользователей аудиторских услуг.
Совет в качестве своих основных задач должен:
обсуждать вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
рассматривать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в целях выработки рекомендаций их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
одобрять кодекс профессиональной этики аудиторов, перечень программ повышения квалификации аудиторов;
оценивать деятельность саморегулируемых аудиторских объединений по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и аудиторов, а также по применению к членам саморегулируемого аудиторского объединения установленных мер ответственности;
рассматривать обращения и ходатайства саморегулируемых аудиторских объединений в сфере аудиторской деятельности и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.
Важную роль играет положение проекта закона о том, что в состав Совета по аудиторской деятельности должны входить представители потребителей аудиторских услуг, в том числе крупных и общепризнанных союзов (таких, как РСПП и ТПП), соответствующих государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России, аудиторской профессии.
В состав Совета в обязательном порядке включаются не более двух представителей уполномоченного федерального органа, по одному представителю от Банка России, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере предпринимательства, федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции по контролю и надзору за финансовыми рынками, не более двух представителей аудиторской профессии. Предусмотрено, что представители аудиторской профессии будут включаться в состав Совета по представлению саморегулируемых аудиторских объединений.
Членами Совета не могут быть члены создающегося рабочего органа этого Совета (кроме представителей уполномоченного федерального органа).
Председатель Совета по аудиторской деятельности должен избираться на первом заседании Совета из числа его членов. Он не может быть избран из числа представителей государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России, аудиторской профессии.
Кроме того, предусматривается создание рабочего органа Совета, например Комитета по аудиторской практике. Планируется, что в состав этого рабочего органа Совета будут входить руководители саморегулируемых аудиторских объединений, иные представители аудиторской профессии, представители научной и педагогической общественности, уполномоченного федерального органа.
Численный и персональный состав рабочего органа Совета должен утверждаться уполномоченным федеральным органом. Важно, что в рабочем органе Совета число представителей аудиторской профессии не должно составлять менее 70% общего числа членов рабочего органа Совета.
Необходимо своевременно разработать механизмы и найти соответствующие инструменты для формирования наряду с государственным и внутренним аудиторским контролем общественного надзора за соблюдением данной профессией общественных интересов и эффективного осуществления этого надзора после законодательного подкрепления. Отметим, что в качестве обеспечения преемственности уже сегодня в соответствии с планом ныне действующего Совета начата подготовка целого ряда проектов нормативных правовых актов, базирующихся на основных положениях проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", включая положения по совершенствованию системы надзора в сфере регулирования аудиторской деятельности.
Основное внимание Совета в 2006 г. было направлено на доработку механизмов, обеспечивающих реализацию основных положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", рассмотрение проектов новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и проектов новой редакции федеральных правил (стандартов), разработку новой редакции Кодекса этики аудиторов и подготовку предложений по совершенствованию механизма контроля его соблюдения, дальнейшее улучшение работы по аттестации и повышению квалификации аудиторов и внешнему контролю качества. Работа Совета была организована в соответствии с планом работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России на 2006 г.
Совет обсуждал ход подготовки ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в Государственной Думе. Членами Совета выражены озабоченность, а также несогласие с рядом предлагаемых концептуальных новаций. Члены Совета отмечали возможные негативные последствия принятия таких новаций для пользователей аудиторских услуг, состояния аудиторского рынка, качества оказываемых услуг. Подчеркивалось, что дискутируемые положения не всегда соотносятся с общепризнанной международной практикой, не учитывают отечественный опыт и могут не обеспечить необходимую преемственность в системе регулирования аудиторской деятельности.
Одновременно в течение года Совет в рамках работы профильных комиссий и рабочих групп продолжил подготовку проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом надзора за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений и проектов приказов о порядке ведения Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций; порядка ведения государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений; положений о Совете по аудиторской деятельности и его рабочем органе, их регламентов; положения об аттестационной комиссии; единой программы квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в концептуальных рамках основных положений правительственного варианта вышеуказанного проекта закона.
Совет обсудил проект федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", отметив необходимость уточнения действующего Федерального закона "О бухгалтерском учете" в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования и развитием российской и международной практики бухгалтерского учета. Совет обратил внимание на то, что принятие законопроекта явится важным шагом в совершенствовании законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, в частности, в реформировании правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Конкретные предложения были направлены в соответствующие рабочие группы и комиссии.
Совет одобрил проекты новой редакции федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства", "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Контроль качества выполнения заданий по аудиту", а также проекты новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности "Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации", "Аудиторские процедуры, выполняемые на основе оценки рисков", "Использование аудитором работы эксперта", "Задания по обзорной проверке финансовой информации", "Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги", "Аудит оценки по справедливой стоимости". С учетом рекомендаций Совета и после завершения согласительных и регламентных процедур Правительства Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.06 г. N 523 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696", которым утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами", "Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация", "Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность", "Использование результатов работы другого аудитора", "Рассмотрение работы внутреннего аудита", "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации", "Компиляция финансовой информации".
Совет рассмотрел план дальнейших действий по обеспечению соответствия федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности международным стандартам аудита, разработанным в рамках проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации".
Совет продолжил разработку методических рекомендаций по аудиту кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп и одобрил ход работы по подготовке проекта методической рекомендации по аудиту кредитного портфеля банка. В настоящее время на сайте Минфина России размещены 6 ранее одобренных Советом методических рекомендаций, в том числе Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация), Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.
Совет одобрил проекты новых форм отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые должны прийти на смену формам, утвержденным приказом Минфина России от 27.10.99 г. N 69н "Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков".
Немалое место в работе Совета уделено вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. За рассматриваемый период продолжались разработка принципов формирования проекта единой программы квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, доработка принципов рекомендации кандидатов в состав председателей экзаменационных комиссий по проведению квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, а также дальнейшее совершенствование и обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов.
Совет рекомендовал Минфину России отказать во включении в государственный реестр учебно-методических центров 7 образовательным учреждениям.
Совет одобрил Временные основные критерии оценки письменных работ по экзаменационным билетам при сдаче квалификационного экзамена претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора. Данные критерии были доработаны и переутверждены в 2007 г.
Совет одобрил продолжение проведения в 2006 г., а затем и 2007 г. эксперимента по порядку проведения квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности с целью выработки предложений по дальнейшему совершенствованию процесса аттестации, распространив его начиная с июня 2006 г. на все типы квалификационных аттестатов аудитора, также одобрен график проведения квалификационных экзаменов в первом полугодии 2007 г.
Квалификационный экзамен в 2006 г. в части письменной работы проходил в базовых учебно-методических центрах следующих федеральных округов:
Центральный федеральный округ - в УМЦ при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (Москва);
Северо-Западный федеральный округ - в УМЦ при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (Санкт-Петербург);
Приволжский федеральный округ - в УМЦ при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород);
Уральский федеральный округ - в УМЦ при Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург);
Южный федеральный округ - в УМЦ при Ростовском государственном экономическом университете "РИНХ" (Ростов-на-Дону);
Сибирский федеральный округ - в УМЦ при Новосибирском государственном университете экономики и управления (Новосибирск);
Дальневосточный федеральный округ - в УМЦ при Хабаровской государственной академии экономики и права (Хабаровск).
Совет рассмотрел результаты квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора за 2006 г., рекомендовав Минфину России утвердить их. В 2006 г., например, к экзамену были допущены более 4 тыс. претендентов, получили положительную оценку более 34% претендентов, отрицательную - примерно 65% претендентов.
Совет за этот период рекомендовал Минфину России утвердить заключения Апелляционной комиссией Совета по апелляциям около 300 претендентов, при этом в большинстве случаев подтверждена правомерность выставленных оценок экзаменационными комиссиями.
С вступлением в силу с 1 июня 2006 г. приказа Минфина России от 11.05.06 г. N 77н, которым предусмотрена передача Минфином России функции подтверждения соблюдении аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям, Советом рассмотрены вопросы об уровне готовности этих объединений к началу исполнения указанной функции и о ходе подтверждения с 1 июня 2006 г. аудиторами соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации и выработаны соответствующие рекомендации.
Продолжалось обновление программ повышения квалификации аудиторов. 28 сентября 2006 г. Совет принял за основу проекты 8 программ повышения квалификации аудиторов: "Новое в нормативно-правовом обеспечении имущественных отношений", "Новое в нормативно-правовом обеспечении налогообложения юридических и физических лиц", "Новое в нормативно-правовом обеспечении бухгалтерского учета", "Новое в нормативно-правовом обеспечении финансов организаций", "Новое в нормативно-правовом обеспечении аудиторской деятельности", "Новые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности", "Обучение контролеров качества в аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединениях", "Профессиональные ценности и этика".
22 декабря 2006 г. на 50-м юбилейном заседании Совета подведены итоги работы в области аудиторской деятельности в Российской Федерации, в том числе по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности и развитию саморегулирования профессии и направлениям совершенствования аудита с использованием отечественной практики и международного опыта.
Основное внимание Совета в 2007 г. было направлено на доработку механизмов, обеспечивающих реализацию основных положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", разработку проектов новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и проектов новой редакции федеральных правил (стандартов), новой редакции Кодекса этики аудиторов, дальнейшее совершенствование работы по аттестации и повышению квалификации аудиторов и внешнему контролю качества. Работа Совета была организована в соответствии с утвержденным Планом работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России на 2007 г.
Совет обсудил ход подготовки ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в Государственной Думе, в частности над поправками, определяющими систему мер имущественной ответственности и обязательного страхования ответственности при осуществлении деятельности, создание компенсационных фондов, состав и полномочия органов саморегулируемых организаций аудиторов. Совет обсудил проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", подготовленный Банком России. Концепция законопроекта заключается в установлении обязанности аудиторских организаций оперативно информировать Банк России о выявленных ими негативных фактах в деятельности кредитных организаций, способных существенно повлиять на деятельность и положение таких организаций. Совет не рекомендовал Минфину России поддерживать законопроект в представленной редакции, обратив внимание на необходимость его более глубокой проработки с учетом законодательства об аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и международного опыта реализации рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Совет призвал Банк России провести широкое обсуждение данного законопроекта с банковским сообществом, а руководителей аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений - организовать обсуждение в этих объединениях.
Совет по аудиторской деятельности одобрил проект новой редакции Кодекса этики аудиторов России и рекомендовал аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям принять Кодекс, провести мероприятия по его изучению, включить в программы проверки качества аудиторской деятельности членами объединений соблюдение норм профессиональной этики, содержащихся в Кодексе. Совет поручил профильным комиссиям Совета на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого IFAC, подготовить правила применения аудитором и аудиторской организацией принципа независимости, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
25 января 2007 г. cтатс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов вручил свидетельства об аккредитации при Минфине России руководителям 6 профессиональных аудиторских объединений, в том числе Некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России", Некоммерческого партнерства "Аудиторская палата России", Некоммерческого партнерства "Московская аудиторская палата", Некоммерческого партнерства "Российская коллегия аудиторов", Некоммерческого партнерства "Национальная федерация консультантов и аудиторов", Некоммерческого партнерства "Институт профессиональных аудиторов". В дальнейшем произошла реорганизация аккредитованного при Минфине России профессионального аудиторского объединения Некоммерческое партнерство "Российская коллегия аудиторов" путем присоединения Некоммерческого партнерства "Национальная федерация консультантов и аудиторов".
Одним из основных направлений деятельности Совета явилась работа над проектами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Совет в развитие Плана работы Совета на 2007 г. одобрил перечень планируемых к разработке в 2007 г. федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также перечень действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в которые предполагается внесение изменений для приведения в соответствие с международными стандартами, а также рассмотрел ход работы над проектами изменений в ряд федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6.02.02 г. N 80 Совет рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации: "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям", "Использование работы эксперта", "Проверка прогнозной финансовой информации", "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций".
Совет обсудил предварительные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации за 2006 г., а также информацию об аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединениях на основе отчетности объединений за 2006 г. Совет поручил профильным комиссиям Совета разработать предложения в отношении необходимых для поддержания и устойчивого развития рынка аудиторских услуг и аудиторской профессии.
Совет рассмотрел результаты проверки 5 аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений по работе с документами, представленными аудиторами для проставления отметки о ежегодном подтверждении повышения квалификации аудиторов, за период с 1 июня 2006 г. по 31 марта 2007 г. За проверяемый период аккредитованными объединениями проделана значительная работа по данному вопросу. Согласно статистическим данным, количество проставленных всеми аккредитованными объединениями отметок о ежегодном повышении квалификации аудитора за проверяемый период составляет 4779, в том числе членам аккредитованных объединений - 986, аудиторам, не являющимся членами аккредитованных объединений, - 3793.
Вместе с тем в ходе проверки были выявлены определенные нарушения и недостатки. Так, в нарушение п. 58 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 12.09.02 г. N 93н (в действующей редакции), в личных делах аудиторов, представивших документы на проставление отметки о прохождении ежегодного повышения квалификации аудиторов, копии аттестатов не заверены объединением в Российской коллегии аудиторов в 100% случаев, в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России - в 20%.
Также выявлено нарушение Институтом профессиональных аудиторов, аудиторской палатой России, Московской аудиторской палатой в части установленных сроков возврата представленных аудиторами документов после принятия аккредитованными объединениями решения о проставлении отметки о прохождении ежегодного повышения квалификации аудиторов. В Институте профессиональных аудиторов в 146 случаях сроки возврата были нарушены на 5-20 дней, кроме того, в нарушение Временного положения руководством аккредитованного объединения были с установленных 7 дней увеличены сроки возврата документов аттестованных аудиторов на подтверждение прохождения ежегодного повышения квалификации. Сроки возврата документов в Московской аудиторской палате были нарушены в 2007 г. в 70 случаях из 231. В аудиторской палате России сроки нарушения возврата документов составляли в 2006 г. более 30 дней, в 2007 г. - более 10 дней.
Совет рекомендовал аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям устранить выявленные в ходе проверки отдельные недостатки, отметив, что в целом работа ведется в соответствии с установленным порядком. Повторно данный вопрос был заслушан на Совете в ноябре 2007 г.
Немалое место в работе Совета в 2007 г. уделено вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. С целью дальнейшего совершенствования системы оценки письменных работ при сдаче квалификационного экзамена Совет 31 мая 2007 г. (протокол N 56) одобрил новую редакцию Временных основных критериев оценки письменных работ по экзаменационным билетам при сдаче квалификационного экзамена претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора.
Совет одобрил проекты программ повышения квалификации аудиторов "Международные стандарты финансовой отчетности", "Новые Международные стандарты финансовой отчетности", "Практика применения Международных стандартов финансовой отчетности", "Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности", "Соблюдение требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также Рекомендации по применению "рамочных" программ повышения квалификации аудиторов.
Совет за истекший период рекомендовал Минфину России отказать во включении в государственный реестр учебно-методических центров 3 образовательным учреждениям и исключить из государственного реестра учебно-методических центров 4 образовательных учреждения. В настоящее время функционируют на территории Российской Федерации 48 учебно-методических центров.
Совет рассмотрел результаты квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, состоявшихся в ноябре 2006 г., марте, июне и сентябре 2007 г. и рекомендовал Минфину России утвердить их. За рассматриваемый период Совет рекомендовал Минфину России назначить переэкзаменовку 15 претендентам в связи с возникновением сомнения в объективности выставленных экзаменационными комиссиями оценок.
Совет рекомендовал Минфину России утвердить заключения Апелляционной комиссией Совета по апелляциям 153 претендентов, из которых по 47 вынесены положительные заключения, по 106 - отрицательные.
Обсужден вопрос о создании Консультативной группы для выработки общественного мнения и предложений для Минфина России по принципам формирования Совета 2-го созыва.
Характер деятельности Совета за прошедшие годы зависел от целого множества в различной степени сопряженных факторов, в частности от активности профессионального сообщества, которая в различные периоды также была различной. Во-первых, известно, что пики активности приходятся на моменты периода консолидации сил, например период создания Координационного совета аккредитованных объединений. Во-вторых, эта активность не была однолика, были различные мнения, сопровождавшиеся профессиональными спорами, зачастую высказывались диаметрально противоположные точки зрения, например в период прохождения ныне действующего федерального закона "Об аудиторской деятельности". В-третьих, активность "со знаком минус" характерна, к сожалению, для значительной части практикующих аудиторов, в основном не входящих ни в одно из 5 ныне действующих аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений.
Сегодня настал момент, когда в Совете необходимы изменения, в частности в связи с учетом международных тенденций. Костяк Совета сложился, и многие члены достойно могут занять место в новом составе. Совету нужен председатель. При решении этого вопроса возможно несколько вариантов, и у каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы. Так, председатель может представлять УМЦ или руководство федерального органа. Если учитывать, что Совет сформирован для отражения мнения профессионального сообщества, то председатель должен представлять аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Если учитывать будущие функции Совета как органа общественного надзора, председатель должен представлять бизнес-сообщество. Предполагается, что Координационная группа подготовит соответствующие предложения, с тем чтобы состав Совета 2-го созыва был бы утвержден не позднее принятия во втором чтении федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Для обсуждения указанных и других вопросов Совет принял решение о проведении в сентябре 2007 г. четвертого расширенного заседания с участием руководителей учебно-методических центров и аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений в рамках проведения мероприятий в связи с 5-летием Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и 20-летием создания первой аудиторской организации "Инаудит". Согласно решению Совета был сформирован Организационный комитет по проведению этих мероприятий. В рамках развития саморегулирования аудиторской профессии Совет посчитал целесообразным образовать Организационный комитет в основном из представителей профессиональной аудиторской общественности, научных кругов и представителей бизнес-сообщества и рекомендовал принять активное участие в данных мероприятиях руководству аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений и представителям Минфина России, других министерств и ведомств.
Совет согласился с предложениями провести указанные мероприятия в конгресс-центре Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, а также с тем, что генеральным информационным партнером по проведению данных мероприятий выступит МФЕ "Финансовая газета", информационным партнером - журнал "Аудиторские ведомости". К подготовке мероприятий были привлечены ведущие СМИ, а также организована прямая трансляция заседания из конгресс-центра с использованием телекоммуникационных средств связи в субъекты Российской Федерации.
В июне-августе 2007 г. состоялись заседания Организационного комитета в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, на которых в том числе был одобрен План подготовки четвертого расширенного заседания Совета с участием руководителей учебно-методических центров и аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. Ход подготовки широко освещался в СМИ, использовался официальный сайт Минфина России в интернете. О ключевых решениях Оргкомитета был проинформирован Совет по аудиторской деятельности при Минфине России.
12 сентября 2007 г. в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова состоялось расширенное заседание Совета по аудиторской деятельности, приуроченное к 5-летию Совета и 20-летию первой в стране аудиторской организации "Инаудит", которое прошло под девизом: "5 лет - на страже общественных интересов, 5 лет - поступательного движения вперед".
В работе расширенного заседания Совета приняли участие более 350 участников, в том числе члены Совета, представители 5 аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, 50 учебно-методических центров, представители бизнес-сообщества, представители министерств и ведомств, Банка России, зарубежные гости. В их числе - сотрудники руководства Представительства Европейского союза в России, представители Международной федерации бухгалтеров, руководство Европейской федерации бухгалтеров, представители профессиональных организаций Великобритании и Франции. Пользователи аудиторских услуг были представлены такими крупнейшими корпорациями, как "Газпром", ОАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ВТБ и др. Среди участников заседания были специалисты всех федеральных округов Российской Федерации, в частности Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Владимира, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Калуги, Краснодара, Красноярска, Липецка, Махачкалы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Саратова, Сочи, Ставрополя, Твери, Тюмени, Уфы, Хабаровска, Челябинска, Элисты, Якутска. Присутствовали ветераны, стоявшие у истоков профессии.
Пройдут годы, повысится статус Совета, придут другие поколения, возможно, более современные и, хотелось бы верить, по настоящему радеющие за профессию. Будут другие юбилеи - и 10 лет, и надеемся такой же, как в сентябре 2007 г. у Министерства финансов Российской федерации, которому исполнилось 205 лет. Но данный Совет через все эти годы и поколения останется первым Советом по аудиторской деятельности, и, как отметили ветераны профессии, "на пути к интеграции и внедрению международных требований необходимо сохранение лучших традиций периода становления и развития аудита в России, включая традиции, заложенные организациями, являющимися первыми прообразами общественного регулирования аудиторской профессии в России: Центральной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) и Советом по аудиторской деятельности". И с этим нельзя не согласиться.
А.В. Крикунов,
и.о. председателя Совета по аудиторской деятельности
при Минфине России, действительный государственный советник
Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор,
заслуженный экономист Российской Федерации
"Аудиторские ведомости", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а