город Воронеж |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А08-6666/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Михайлова Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области, Открытого акционерного общества "Новоборисовское хлебоприемное предприятие",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2012 по делу N А08-6666/2012 (судья Астаповская А.Г.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" (ОГРН 1023100641860, ИНН 310300209) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области о признании недействительным решения N 13 от 25.05.2012 в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" (далее - Общество, ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 13 от 25.05.2012.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2012 требование Общества удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие".
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что поскольку поставленный Обществом препарат L - треонин является лекарственным средством, который облагается по ставке 10 %, следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для отнесения к налоговым вычетам сумм НДС, уплаченных поставщику ООО "ЦензонаТехЕвропа" по ставке 18 %.
В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители Общества и налогового органа, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В материалы дела представлено заявление Общества с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие представителей Общества и налогового органа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
Итоги выездной налоговой проверки оформлены актом выездной налоговой проверки N 8 от 13.04.2012.
По результатам рассмотрения мероприятий налогового контроля, налоговым органом принято решение от 25.05.2012 N 13 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Основанием для принятия решения в части исчисления НДС, оспариваемой Обществом, послужил вывод Инспекции, что приобретенный Обществом препарат L-треонин является лекарственным средством и в силу п.п. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ при его реализации должна применяться ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 10%. Поскольку, счет-фактура N 1189 от 30.09.2010 выставленный поставщиком Общества содержит ненадлежащую налоговую ставку по НДС - 18%, налоговый орган считает, что он не соответствует требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ и в силу п. 2 ст. 169 НК РФ и не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области N 83 от 12.07.2012 решение Инспекции N 13 от 25.05.2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции в указанной части, ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В проверяемом периоде ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" применяло общую систему налогообложения, в связи с чем, в силу статей 143 НК РФ, являлось налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
Статьями 143, 146 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Статьей 171 НК РФ в редакциях, действовавших в спорный период, налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В частности, пунктом 1 статьи 171 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006) налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
На основании статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьей 168, 169 Налогового кодекса, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса.
Из изложенных правовых норм следует, что при применении налоговых вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения товаров (работ, услуг) в целях осуществления операций, являющихся объектами налогообложения по соответствующим налогам и принятия к учету данных товаров (работ, услуг); у налогоплательщика должны иметься надлежащим образом оформленные первичные учетные документы на приобретение товаров (работ, услуг) и счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ, с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Данные документы должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ указано, что обложение НДС производится по налоговой ставке 10% при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а именно: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления. При этом коды видов продукции, указанных в пункте 2 названной статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 утверждены Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их реализации (Перечень N 1) и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых НДС налоговой ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - в редакции Постановления Правительства РФ от 08.12.2010 N 1002) (Перечень N 2).
Согласно абзацам первому и второму пункта 1 примечания к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, коды ОК 005-93, приведенные в указанном Перечне, применяются в отношении лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Аналогичные положения содержатся в абзацах первом и втором к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее - Закон N 61-ФЗ) предусматривает в целях проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан на территории Российской Федерации и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств государственную регистрацию лекарственных препаратов и ведение государственного реестра лекарственных средств (статья 5).
В силу статьи 13 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственную регистрацию лекарственного препарата подтверждает регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок, выдаваемое бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты (пункт 26 статьи 4, статья 28 Закона N 61-ФЗ).
Таким образом, к медицинским товарам, о которых упоминает подпункт 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ, относятся лекарственные средства (лекарственные препараты и фармацевтические субстанции), внесенные в государственный реестр лекарственных средств, что в установленных Законом N 61-ФЗ случаях подтверждается регистрационными удостоверениями.
Исходя из вышеприведенных норм, суд первой инстанции правомерно указал, основанием для применения налоговой ставки 10% при реализации медицинских товаров иностранного производства является наличие регистрационного удостоверения на конкретные наименования этих товаров, выданного в установленном порядке, и код ОКП указанный в Перечне.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" при исчислении налога на добавленную стоимость сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, уменьшило на сумму налога, уплаченную в составе цены за препарат L-треонин, приобретенный у ООО "ЦензонаТехЕвропа".
В подтверждение права на применение заявленных налоговых вычетов по приобретению L - треонина у ООО "ЦензонаТехЕвропа" налоговому органу и в материалы дела представлены счет-фактура N 1189 от 30.09.2010 на общую сумму 900 000 руб. (в том числе НДС 18% - 137 288 руб.). В данном счете-фактуре указано, что приобретенный L- треонин ввезен по таможенной декларации N 10216110/230910/0032944/1 ООО "Руспродимпорт".
Как видно из указанной ГТД, по данной таможенной декларации был ввезен обществом "Руспродимпорт" на территорию Российской Федерации L-треонин - лекарственное средство в виде порошка для производства премиксов, кормовых добавок и комбикормов с целью обогащения и балансирования рационов свиней и сельскохозяйственной птицы по треонину.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, налоговый орган, делая вывод о том, что Обществом было приобретено лекарственное средство для животных, не удостоверился в наличии регистрационного удостоверения на данное лекарственное средство, не идентифицировал приобретенный Обществом товар лекарственному средству, имеющему согласно ОКП ОК 005-93 код - 93 5984, а исходил только из информации, содержащейся в сертификате соответствия N 0165216 (ссылка на код ОКП).
В материалах дела отсутствуют доказательства отнесения приобретенного Обществом L-треонина к категории лекарственных средств в том понятии, какое дает пункт 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ, отсутствует регистрационное удостоверение лекарственного средства. Кроме того, Инспекция не отрицает, что при ввозе L-треонина на территорию Российской Федерации, импортером (ООО "Руспродимпорт") был уплачен НДС в размере 18%. Данное обстоятельство, в силу п. 5 ст. 164 НК РФ также свидетельствует о том, что L-треонин ввозился не как в качестве лекарственного средство. При последующей реализации данного товара поставщиком Общества уплачивался НДС в размере 18%.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно, на основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, с учетом всех имеющихся в деле доказательств, руководствуясь нормами материального права, удовлетворил требования Общества о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской N 13 от 25.05.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и сформировавшейся судебной практике применительно к спорным налоговым периодам и оцениваемой ситуации.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2012 по делу N А08-6666/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Белгородской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6666/2012
Истец: ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие"
Ответчик: МИФНС России N5 по Белгородской области