В целях повышения заинтересованности в увеличении объема производства и реализации продукции и достижении высоких конечных результатов деятельности организация предоставила структурным подразделениям широкую хозяйственную самостоятельность (без прав юридического лица). Дискуссионным остается вопрос о расчетных ценах. Какова методика их формирования?
Единой методики формирования внутренних расчетных или трансфертных цен нет, да она и не нужна. Придавая структурным подразделениям статус предпринимательских подразделений, предприятие по своему усмотрению определяет порядок формирования расчетных цен с учетом особенностей производства, степени самостоятельности подразделений и т.д. В большинстве случаев расчетные цены формируются на базе нормативной себестоимости товаров либо фактически сложившихся рыночных цен. Возможно сочетание этих вариантов. Важное преимущество организации предпринимательских подразделений или стратегических бизнес-единиц (так называемое интрапренерство) состоит в вовлечении структурных подразделений, их менеджмента в систему рыночных отношений, поэтому внутренние расчетные цены нецелесообразно полностью отрывать от рыночных цен. В то же время расчетные цены могут применяться во взаимоотношениях между структурными подразделениями, поэтому эти цены должны быть увязаны с себестоимостью товаров. К тому же структурное подразделение не может пользоваться займами и кредитами, и, если ему не возместить понесенные затраты, оно не сможет функционировать. Фактическая себестоимость товаров не может служить базой для формирования расчетных цен, поскольку это приводит к заинтересованности в росте затрат. В этом отношении выбора нет: за основу расчетов может быть принята только нормативная себестоимость.
Наличие на предприятии системы технико-экономических норм и нормативов необходимо для рациональной организации внутрифирменного планирования в условиях рыночной экономики. Для примера рассмотрим один из возможных вариантов определения расчетной цены конкретного товара (в руб.):
1. Отпускная цена товара - 800;
2. Нормативная себестоимость товара - 600;
3. Нормативная прибыль (в цене товара) - 200;
4. Нормативная чистая прибыль (200 х 0,76) - 152;
5. Норматив распределения чистой прибыли в зависимости от инвестиционной программы и дивидендной политики АО (или политики распределения прибыли в ООО) - 42 : 58;
6. Чистая прибыль, включаемая в расчетную цену товара (152 х 0,42) - 64;
7. Расчетная цена товара (600 + 64) - 664;
8. Прибыль предпринимательского подразделения в расчетной цене:
а) при фактической себестоимости товара 620 руб. (664 - 620) - 44;
б) при фактической себестоимости товара 580 руб. (664 - 580) - 84;
9. Прибыль предприятия при реализации товара (800 - 664) - 136;
10. Чистая прибыль предприятия при реализации товара (200 х 24% = 48 (руб.); 136 - 48 = 88 (руб.);
11. Норматив расчетной цены (664 : 800) - 83%.
Наиболее сложным является определение норматива распределения чистой прибыли между подразделением и предприятием. В целях создания предпринимательским подразделениям относительно стабильных условий деятельности этот норматив утверждается на год и в течение года не меняется.
Если предпринимательским подразделениям утверждать не расчетные цены (в данном случае 664 руб.), а норматив их формирования (в данном случае 83% рыночной цены), то с изменениями рыночных цен будут меняться и расчетные цены. Это - нормальная ситуация. Условия деятельности предпринимательских подразделений должны быть максимально приближены к условиям деятельности самостоятельных организаций, они должны ощущать как положительное, так и отрицательное влияние динамики рыночных цен на конечные финансовые результаты своей деятельности.
Если в организации не применяются расчетные цены, то их внедрению должен предшествовать период адаптации. В течение определенного времени, например квартала, все показатели, финансовые результаты деятельности предпринимательских подразделений определяются в расчетных ценах условно, параллельно с существующей системой финансовых отношений предприятия со структурными подразделениями. В результате может быть выявлена необходимость определенных корректив.
Г. Киперман,
профессор Института микроэкономики
17 января 2008 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71