Комитет по этике - надежды и стремления
Министерство юстиции Российской Федерации 21.09.2007 за N 10167 зарегистрировало приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 17 августа 2007 г. N 2314-Пр/07 "О Комитете по этике". В соответствии с этим приказом создается Комитет по этике при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Цель Этического комитета - обеспечить участие представителей научных, образовательных организаций и учреждений, общественных объединений, средств массовой информации, религиозных и других организаций в проведении этической экспертизы материалов клинических исследований лекарственных средств. Основными задачами Комитета являются проведение качественной этической экспертизы материалов клинических исследований лекарственных средств с целью защиты испытуемых от возможных негативных последствий применения лекарственных средств; уточнение степени этической обоснованности проведения клинических исследований лекарственных средств и предполагаемой эффективности и безопасности изучаемых лекарственных средств; подготовка заключений о целесообразности проведения клинических исследований лекарственных средств. Потребность в работе Комитета давно назрела и нашла законодательное закрепление в Российском праве. Однако можно считать, что сделан лишь первый шаг в установлении задач и закреплении функций Комитета по этике по следующим основаниям. В правовую основу создания Комитета положен Федеральный закон N 86-ФЗ от 22.06.1998 "О лекарственных средствах", создающий правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливающий систему государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действий по контролю и надзору, оказание государственных услуг и правоприменительную практику, распределяющий полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств. Тем самым компетенция Комитета по этике ограничена сферой деятельности данного Федерального закона. Однако функции и задачи Комитета в соответствии с его названием должны быть расширены на основании другого Федерального закона - Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, устанавливающего правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.
В настоящее время соблюдение медицинским персоналом основ нравственности являются одной из актуальных тем нашей жизни и медицинская этика в этом смысле неотделима от современного общества в целом. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий является в соответствии со ст. 2 Основ основным принципом охраны здоровья граждан. Обращение гражданина, нуждающегося в медицинской помощи, в лечебно-профилактическое учреждение является его волеизъявлением. Данному праву соответствует обязанность медицинского персонала произвести необходимые действия по приему, обследованию пациента, установлению правильного диагноза, проведению надлежащего качественного лечения (ст. 58 Основ). На каждом из этих этапов больной вынужден контактировать с большим количеством медицинского персонала, что требует соблюдения определенных этических норм. Статьей 30 Основ закреплено право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Однако это право не нашло отражения ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации. Попытки закрепления моральной ответственности врача неоднократно предпринимались потомками - это и "Духовная медицина" Ар-Рази (Разеса), "Клятва" Гиппократа и "Молитва врача" Маймонида. Однако в настоящий момент они имеют лишь исторический интерес и не могут являться мерилом юридической оценки этического поведения врача. Какой же выход в сложившейся ситуации: законодательно определить грань, преступив которую медицинские работники будут нести ответственность (административную, уголовную и т.д.) или вовсе отказаться от понятия "уважительного и гуманного отношения" и этики поведения? Существующее положение вещей не устраивает, как ни странно, самих медицинских работников, а не пациентов. Правовой вакуум, в котором они работают, не позволяет им реализовывать и их собственные права. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний момент нет реальных способов оценки этичности поведения врача, закрепленных законодательно, и отсутствует единый орган, осуществляющий этическую экспертизу, хотя сами попытки раскрытия понятия этики постоянно предпринимаются в медицине. Так 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г. утвержден "Этический кодекс Российского врача", однако он действует в соответствии со ст. 20 Кодекса только для врачей, являющихся членами врачебных объединений, входящих в ее Ассоциацию (о численности которой никто не знает) и не имеет юридической силы. Международный Кодекс медицинской этики, принятый в октябре 1949 г. 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в Женеве, также не имеет юридической силы и не применяется на территории Российской Федерации, так как не относится к международным нормативным актам.
Ответ на вопрос, вероятно, лежит на поверхности. Функции и задачи созданного Комитета по этике должны быть расширены, в его компетенцию необходимо включить решение вопроса этической экспертизы поведения медицинских работников (досудебного, судебного порядка), расширив состав Комитета специалистами в различных отраслях медицины и права и создав его региональные представительства. Основой для этого послужит нормативное закрепление понятия и сущности этического поведения медицинского персонала в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Функционирующий комитет по этике сможет не только на практике реализовывать закрепленные права пациентов, но и отстаивать позиции самих медицинских работников, что, по сути, является реализацией Конституционного принципа запрещения нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина.
В Совете судей Российской Федерации 3-7 декабря 2007 года в г. Москве состоялось пленарное заседание Совета судей Российской Федерации, на котором были рассмотрены вопросы:
1) Отчет Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева Александра Владимировича об итогах деятельности Судебного департамента в 2007 году.
2) О предложениях по внесению изменений в действующее законодательство о назначении и переназначении судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, направленных на сокращение сроков прохождения материалов на кандидатов на должности судей.
3) О рассмотрении проекта закона о нормах нагрузки судей и нормативов численности аппаратов судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
4) О ходе реализации мероприятий, направленных на дальнейшее развитие Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".
5) О проведении в 2008 году VII Всероссийского съезда судей.
На заседании Совета судей были вручены награды победителям I Всероссийского конкурса на лучшие телевизионные материалы о деятельности судов и органов судейского сообщества в 2007 году.
А.В. Риффель,
кандидат медицинских наук, ведущий юрисконсульт
ООО "Бытпласт" г. Москва
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комитет по этике - надежды и стремления
Автор
А.В. Риффель - кандидат медицинских наук, ведущий юрисконсульт ООО "Бытпласт" г. Москва
"Российская юстиция", 2007, N 12