город Воронеж |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А08-6613/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиной О.А.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области: Мусатова Т.С. - представитель по доверенности N 2 от 09.01.2013;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
от общества с ограниченной ответственностью "Четрум": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Манохина Александра Сергеевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
от Батурова Андрея Николаевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области (ранее - Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Воронежа) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2012 по делу N А08-6613/2012 (судья Е.В. Бутылин) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Воронежа (ИНН 3661030426, ОГРН 1043600195990) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Белгородской области (ИНН 3128001998, ОГРН 1043109215050), третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688), общество с ограниченной ответственностью "Четрум" (ОГРН 1103128001240), Манохин Александр Сергеевич, Батуров Андрей Николаевич о признании недействительными решения N 3361 от 28.12.2011 и внесение сведений в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Воронежа (далее также - ИФНС) обратилась в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области (далее - МИФНС N 4) с заявлением о признании недействительным решения N 3361 от 28.12.2011 (Форма P80001) о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Четрум" (далее - ООО "Четрум", Общество) и внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о передаче регистрационного дела юридического лица в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - МИФНС N 12) от 28.12.2011.
Решением от 23.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что доказательств несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения прав заявителя в экономической сфере не имеется.
Не согласившись с решением суда, ИФНС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, как незаконное и необоснованное.
При этом заявитель апелляционной жалобы считает, что предоставление полного пакета документов в регистрирующий орган не означает, что документы не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Предоставление недостоверных сведений ООО "Четрум" в регистрирующий орган в заявлении о государственной регистрации, как считает заявитель апелляционной жалобы, должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 произведена процессуальная замена лица, участвующего в деле, с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Воронежа на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 13 по Воронежской области (далее - МИФНС N 13).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС N 13 поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
МИФНС N 4, МИФНС N 12, ООО "Четрум" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, Манохин А.С., Батуров А.Н. в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие Манохина А.С., Батурова А.Н. (их представителей), представителей МИФНС N 4, МИФНС N 12, ООО "Четрум" в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Четрум" было зарегистрировано МИФНС N 4 27.02.2010.
Единственным участником ООО "Четрум" принято решение N 2 от 21.10.2011 об изменение места нахождения адреса места нахождения Белгородская обл., Старооскольский р-н, Старый Оскол г, Мебельная ул, 26, 4. на адрес 394033, Воронеж Город, Ленинский Проспект, 172, 425.
Общество обратилось в МИФНС N 4 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
МИФНС N 4 28.12.2011 вынесено решение N 3361 от 28.12.2011 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления ООО "Четрум" (запись ГРН 2113128050242 от 28.12.2011).
Выдано свидетельство, подтверждающее внесение данной записи в ЕГРЮЛ: серия 31 номер 002223899 от 28.12.2011.
В связи с изменением местонахождения Общества МИФНС N 12 сведения из регистрационного дела ООО "Четрум" переданы в ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа.
ИФНС проведено обследование адреса места нахождения юридического лица ООО "Четрум" 394033, Воронеж Город, Ленинский Проспект, 172, 425. В ходе обследования установлено, что по адресу расположено нежилое здание, организация по указанному адресу не находится, вывеска отсутствует.
ИФНС 12.07.2012 направлен запрос нотариусу о подтверждении факта удостоверения подлинности подписи Батурова Андрея Николаевича, а также факта регистрации соответствующих записей в реестре.
На запрос получен ответ от 30.07.2012 вх. N 10895 о том, что в реестре нотариуса, указанный реестровый номер N 4-2541 от 12.12.2011 при регистрации отсутствует.
Полагая, что существуют основания для признания недействительным решения о регистрации изменений и передачи в другой регистрирующий орган, ИФНС обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МИФНС N 13, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ (в редакции на момент вынесения оспариваемого решения) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации допускается лишь в случаях, установленных пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Статьей 23 Закона о государственной регистрации установлено, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона. Данный перечень оснований к отказу в государственной регистрации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поименован в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации.
Основанием для регистрации указанных изменений в сведения об Обществе послужило представление в регистрирующий орган всех необходимых документов, предусмотренных статьей 17 Закона о государственной регистрации.
Заявителем, иными участниками процесса не представлено доказательств того, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подано Обществом с нарушением требований Закона о государственной регистрации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, Законом о государственной регистрации установлен уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Налоговому органу не предоставлено право проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы предоставленных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Таким образом, юридическим адресом юридического лица является адрес, по которому возможно осуществить связь с ним.
При этом суд учитывает, что из норм права не следует, что по адресу, указанному Обществом, обязательно должно находиться какое-либо имущество или фактически находиться сотрудники.
Как видно из материалов дела, в ходе обследования ИФНС адреса места нахождения юридического лица, установлено, что по этому адресу расположено нежилое здание.
При этом, доказательств того, что обращаясь с заявлением, Общество указало адрес заведомо недостоверный, в материалы дела не представлено.
В деле не имеется сведений о том, что от собственника помещения (здания), указанного Обществом как новое место нахождения, в налоговый орган предварительно поступили возражения против использования его адреса.
Таким образом, на момент внесения в реестр спорных сведений о месте нахождения юридического лица: законные основания для этого имелись, а оснований для вывода о злоупотреблении Обществом своими правами не усматривается.
Также, исключение спорной записи в связи с недостоверностью сведений о новом адресе, по которому должна осуществляться связь с Обществом, не означает, что сведения о возможности осуществления связи по старому адресу будут отвечать критерию достоверности, и осуществление по нему связи с Обществом фактически возможно.
В соответствии со статьей 25 Закона о государственной регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в случае установления факта неосуществления деятельности налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.
При этом, законные владельцы объектов недвижимости, помещений, адреса которых вопреки их воли были использованы в целях регистрации юридического лица, не лишены возможности самостоятельно защитить свои права в исковом порядке.
Тот факт, что право обращения с иском о ликвидации Общества в связи с изменением его адреса и обязанность осуществления налогового контроля перешло к МИФНС N 13, не является нарушением его прав, поскольку такие последствия изменения места нахождения Общества в равной степени распространяются на все соответствующие инспекции в силу действия правовых норм, регламентирующих их компетенцию.
Обратившись в данном случае с заявленными требованиями, заявитель, являясь звеном одной системы налоговых органов, избрал ненадлежащий способ защиты.
При указанных обстоятельствах суд вынес законное и обоснованное решение по делу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, и не могут послужить основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционная жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2012 по делу N А08-6613/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6613/2012
Истец: ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа, ИФНС России по Железнодорожноу району г. Воронежа
Ответчик: МИФНС России N4 по Белгородской области
Третье лицо: Батуров А. Н., Манохин А. С., Межрайонная ИФНС России N12 по Воронежской области, МИФНС России N12 по Воронежской обл, ООО "Четрум"