Налоги. Остаться в живых
Не секрет, что количество нормативных актов в России постоянно увеличивается. И немалая их часть касается налогов. В связи с этим вопросов в сфере налогообложения становится все больше. Кто же способен ответить на них? Пожалуй, никто не сможет сделать это лучше бизнесменов - ведь они постоянно сталкиваются с ними в своей практической деятельности и прекрасно разбираются в тонкостях налогообложения.
В отеле "Holiday Inn Moscow Lesnaya" состоялся Первый Всероссийский налоговый конгресс, организованный Infor-media Russia при информационной поддержке журнала "Консультант". Участники конгресса рассмотрели самые актуальные на сегодняшний день проблемы в сфере налогового законодательства.
Ключевым моментом мероприятия стало выступление Сергея Разгулина, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ, государственного советника налоговой службы Российской Федерации I ранга. Основной темой его доклада был анализ изменений, внесенных в Налоговый кодекс некоторыми федеральными законами в редакции от 24 июля 2007 года. Один из вопросов, на котором г-н Разгулин акцентировал внимание участников конгресса, был связан с развитием досудебного разбирательства между налогоплательщиком и налоговым органом. Дело в том, что с 2009 года данная процедура станет обязательной. Налогоплательщик не сможет обратиться в суд, минуя стадию обжалования вынесенного инспекцией акта в вышестоящем налоговом органе. Если же бизнесмен не опротестовал решение в течение 10 дней, то оно вступит в силу. Таким образом, большинство споров теперь будут стараться урегулировать в административном порядке, прибегая к судебным тяжбам только в крайнем случае, когда все доводы сторон уже исчерпаны.
Другая тема, которая была подробно освещена на конгрессе, - налоговая выгода. В целях обоснования такой выгоды налогоплательщик представляет в инспекцию все документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Оптимальными экономическими причинами получения налоговой выгоды являются следующие факторы:
условия конкуренции, сложившиеся на рынке;
сохранение или улучшение условий обычной хозяйственной деятельности;
получение выгоды в долгосрочной перспективе;
особенности производства и реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) - сезонность и т.п.;
продвижение товаров на рынок и др. предусмотренные законодательством причины скидок и надбавок к цене (ст. 40 НК РФ).
В ситуации с получением налоговой выгоды есть один нюанс. Инспекторы могут предъявить претензию и попытаться признать выгоду необоснованной. В этом случае действует презумпция невиновности организации. То есть такие моменты, как создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции или разовый характер сделки, не могут сами по себе являться причинами для признания необоснованности выгоды. Проступок компании инспекции еще нужно доказать. Налогоплательщик, в свою очередь, может отстаивать собственную правоту любыми допустимыми способами.
Храните ваши денежки...
Существующая система налогообложения привела к возникновению ситуации, при которой инвесторы предпочитают вкладывать деньги в Российской Федерации через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств. В частности, тех стран, где действует льготная система налогообложения дивидендов. Чтобы решить проблему утечки капитала, для соответствующей категории организаций устанавливается исключение из общего режима налогообложения доходов. В этом случае применяют нулевую ставку налога на прибыль. Данной льготой можно воспользоваться, если одновременно соблюдены следующие условия:
налогоплательщик имеет не менее чем 50 процентов вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, владея ею на день принятия решения о выплате дивидендов не менее 365 дней непрерывно;
стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации превышает 500 миллионов рублей.
Чтобы грамотно выстроить политику налогообложения, компании следует обратить внимание на стратегическое налоговое планирование. Данный аспект был подробно рассмотрен Дмитрием Зверевым, финансовым директором группы компаний "Мегапак". Г-н Зверев отметил, что еще совсем недавно под термином "налоговое планирование" понимали методы уменьшения налогов путем завышения себестоимости, переквалификации видов расходов бизнеса и т.п. На самом же деле это понятие обозначает снижение налогов в основном за счет планирования основных показателей бизнеса и уже как следствие - их налоговой базы. Еще один момент, на который г-н Зверев обратил внимание присутствующих, - аренда товарных знаков компании в зонах с упрощенным налогообложением. Тема офшоров и уплаты роялти активно обсуждается и находится под неусыпным контролем Минфина и Центробанка. Однако выведение товарных знаков или промышленных образцов в офшор - стандартная практика налогового планирования, причем не только в России, но и в других странах мира. Об этом хорошо известно и Минфину, и Центробанку. Применение таких методов до определенных пределов не запрещено. Но перегибать палку не стоит, т.к. это может вызвать сомнения у налоговых органов и привести к спорам.
Стоит все же отметить, что налоговое законодательство совершенствуется, дыр и неточностей в нем становится все меньше. Поэтому и тема офшоров, особенно "черных", постепенно сходит на нет.
Отделить зерна от плевел
Одно из новшеств последнего времени заключается в том, что компании все больше внимания уделяют организации налогового учета. Татьяна Сафонова, менеджер налогового отдела KPMG, экс-начальник управления налогового планирования АКБ "СОЮЗ", в своем докладе указала участникам конгресса на необходимость выделения налогового департамента в обособленное структурное подразделение. Предпосылки создания налогового отдела могут быть разными. Например:
достижение значительных объемов проводимых операций;
расширение спектра предоставления услуг;
необходимость снижения налоговых рисков.
Так для чего же выделять налоговый департамент? Ведь внесение корректив в структуру компании не всегда может повлиять на развитие предприятия. И руководитель несколько раз подумает, прежде чем что-то менять. Однако причины для подобных структурных изменений очевидны. Во-первых, принципы, по которым ведутся налоговый и бухгалтерский учеты, далеко не идентичны, кроме того, в налоговом учете необходимо рассматривать дополнительные данные. Во-вторых, в них различаются даты признания доходов и расходов. Существуют и другие особенности, самая значимая из которых состоит в том, что эти виды учета относятся к различным отраслям права.
Пример оптимальной структуры управления налогового планирования представлен на схеме
На изображении видно, что каждый отдел выполняет свои функции. Подобное распределение обязанностей и учета весьма благоприятно отражается на деятельности компании, ведь тем самым уменьшаются риски. А безопасность - едва ли не самое важное для бизнеса.
Мы рисков не боимся
Любая компания сталкивается с налоговыми рисками. И, естественно, возникает вопрос: как их оценить, минимизировать или предотвратить? Ответу на него было посвящено выступление Елены Семагиной, ведущего эксперта по налоговым рискам и активам (дирекция по налогам ОАО "ВымпелКом").
Каждый договор должен быть проанализирован на наличие рисков. И если они существуют, то задача менеджера - сократить их до минимума. Сделать это можно, внеся изменения в договор. Но здесь есть вероятность того, что сторона, которая является инициатором договора, откажется принять поправки, ведь замечания могут существенно изменить характер и условия сделки. В случае отказа происходит оценка риска. Он признается либо существенным, либо несущественным. От этой оценки зависит судьба сделки.
Процесс определения вероятности риска состоит из следующих этапов:
1. выявления риска налоговым менеджером;
2. составления экспертного заключения с оценкой вероятности риска и техническим анализом;
3. проведения обзора вторым налоговым менеджером;
4. составления финальной версии экспертного заключения;
5. мониторинга существенных событий.
Также г-жа Семагина указала на необходимость вести сводную таблицу предполагаемых налоговых рисков компании. Данная система позволяет разделить любой риск на несколько составляющих для более детального анализа.
Тема налогов и налогообложения всегда актуальна. Сможет ли бизнес в очередной раз "переварить" все то, что подкидывают ему российские законодатели? Каким должно быть оптимальное налоговое планирование? В чем плюсы выделения налогового департамента в обособленное структурное подразделение? Как минимизировать налоговые риски? Первый Всероссийский налоговый конгресс стал еще одним шагом на пути к пониманию между законодателями и бизнесом, еще одной попыткой ответить на актуальные вопросы в сфере налогообложения.
Нерезидентные компании
Эффективное применение компаний-нерезидентов возможно в следующих случаях:
при финансировании деятельности;
при работе на рынке ценных бумаг;
при международной торговле;
при работе внутри России;
при производстве и продаже товаров;
при лизинговой деятельности;
при строительно-монтажных работах;
при получении дохода от недвижимого имущества.
Схема управления налогового планирования
/--------------------------------------------\
/-----------| Управление налогового планирования |-----------\
| \--------------------------------------------/ |
| | | |
/-------------------\ /-------------------\ /-------------------\ /-------------------\
| Отдел | | Отдел налогового | | Отдел налоговой | | Отдел налогового |
| методологии | | учета | | отчетности | | контроля |
\-------------------/ \-------------------/ \-------------------/ \-------------------/
/-------------------\ /-------------------\ /-------------------\ /-------------------\
|- анализ налоговых| |- формирование пер-| |- расчет налогов | |- контроль налого-|
|последствий плани-| |вичных регистров| |- подготовка нало-| |вых регистров цен-|
|руемых операций | |налогового учета | |говых деклараций | |трального офиса и|
|- прогнозирование | |- формирование ана-| |исчисление налогов| |филиалов |
|налоговых платежей| |литических регис-| |в качестве налого-| |- контроль сведе-|
|на следующий фи-| |тров налогового| |вого агента | |ний, представляемых|
|нансовый год | |учета деклараций | |- сдача налоговой| |в налоговые органы |
|- создание внут-| | | |отчетности (в элек-| |- подготовка доку-|
|ренних нормативных| | | |тронном виде) | |ментов, запрашива-|
|документов (учет-| | | |- проведение сверок| |емых в рамках каме-|
|ной политики для| | | |и получение справок| |рального контроля |
|целей налогообло-| | | |об отсутствии за-| |- контроль процедур|
|жения, порядка за-| | | |долженности перед| |инкассо и приоста-|
|полнения налоговых| | | |бюджетом | |новление операций|
|регистров, методик| | | | | |по счетам |
|исчисления налогов)| | | | | |- сопровождение на-|
| | | | | | |логовых проверок |
\-------------------/ \-------------------/ \-------------------/ \-------------------/
К. Дьяконов,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 23, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.