г. Владимир |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А79-9181/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 26.02.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН 1042128015841, ИНН 2107902870,Чувашская Республика, г. Козловка) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 по делу N А79-9181/2012, принятое судьей Бойко О.И., по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик", о взыскании 629 239 рублей 05 копеек.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее по тексту - ООО "Коммунальщик", Общество, заявитель) имеет лицензию от 20.08.2008 N ОТ-44-000482 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на срок до 20.08.2013, и в этих целях эксплуатирует земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, примерно в 40 м от АБЗ на юго-запад.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление) направило в адрес Общества требование от 25.06.2012 N 41-2012 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 629 239 руб. 05 коп. в срок до 06.07.2012. Требование получено Обществом 28.06.2012.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Общества
задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2011 года в размере 108 889 руб. 64 коп., за 1 квартал 2012 года в размере 16 957 руб. 49 коп.
Решением от 21.11.2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования.
ООО "Коммунальщик", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, поскольку собственником отходов является ФКУ "Исправительная колония N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Чувашской Республике, то именно указанный хозяйствующий субъект должен платить за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Минприроды Российской Федерации, согласованных Минфином Российской Федерации и Минэкономики Российской Федерации. Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих воздействие на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах производства) установлено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела следует, что Общество на основании лицензии от 20.08.2008 N ОТ-44-000482 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на земельном участке, арендованном у администрации Козловского района Чувашской Республики и расположенном по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, примерно в 40 м от АБЗ на юго-запад.
В 3-4 кварталах 2011 года и 1 квартале 2012 года ООО "Коммунальщик" осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов, принятых от ФКУ "Исправительная колония N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Чувашской Республике на основании договора на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов от 11.01.2012 N 02.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Коммунальщик" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду как лицо, непосредственно осуществляющее деятельность по размещению твердых бытовых отходов.
Доказательства уплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2011 и за 1 квартал 2012 года Обществом в материалы дела не представлены.
Расчет размера платы судом первой инстанции проверен и правомерно признан обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Управлением требования о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2011 года в размере 108 889 руб. 64 коп., за 1 квартал 2012 года в размере 16 957 руб. 49 коп.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.11.2012 по делу N А79-9181/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9181/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Ответчик: ООО "Коммунальщик", ООО "Коммунальщик"г. Козловка
Третье лицо: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФКУ "Исправительная колония N 5" УФСИН РФ по ЧР