Банковская тайна в налоговом тумане
Кредитные организации в силу специфики своей профессиональной деятельности обладают определенной информацией, порядок использования которой достаточно жестко регламентируется. В то же время вопросы взаимодействия банков и налоговых органов в части предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, являются предметом многочисленных дискуссий:
Содержание банковской тайны сегодня регулируется нормами двух российских законодательных актов. Положения статьи 857 ГК РФ определяют перечень сведений, составляющих банковскую тайну. Он включает в себя информацию о банковском счете, вкладах, операциях клиента и личные сведения о нем. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), все служащие кредитных организаций обязаны хранить в тайне указанные данные. За их разглашение законом предусмотрена гражданская ответственность. Кроме того, за незаконное получение и разглашение банковской тайны установлена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ).
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам кредитных организаций или их представителям (ст. 857 ГК РФ). Государственным органам и их должностным лицам такая информация может передаваться исключительно в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены законом. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций. В статье 26 Закона о банках указано, что такие справки выдаются кредитной организацией лишь в случаях, предусмотренных нормативными актами о банковской деятельности.
Контрагент "с изюминкой"
В письме ФНС России от 11 октября 2007 г. N ШТ-6-06/774 "Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля" разъяснен порядок запроса сведений, составляющих банковскую тайну. Кроме того, в указанном письме, ссылаясь на пункт 2 статьи 86 НК РФ, налоговое ведомство подтвердило свое право получать от кредитных организаций по мотивированному запросу:
справки о наличии счетов в банке,
сведения об остатках денежных средств на счетах,
выписки по банковским операциям организаций.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 2 этой статьи, подобные справки могут быть запрошены инспекторами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у клиента банка. В то же время налоговая служба весьма спорно взяла на себя полномочия истребовать у банков документы и информацию в порядке, определенном статьей 93.1 НК РФ. В соответствии с данной нормой, инспекторы, проводящие проверку, вправе истребовать у контрагентов документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Свою позицию Федеральная налоговая служба объясняет тем, что кредитные организации являются юридическими лицами. А значит, она имеет полное право запрашивать у банков документы и информацию наравне с другими контрагентами проверяемой компании. При этом отмечается, что перечень таких сведений не ограничен. По мнению налоговой службы, отдельного законодательного закрепления права истребовать у банков документы и информацию ей не требуется.
Обозначенные в письме полномочия налоговых органов в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса свободно истребовать у банков информацию и документы вызывают большие сомнения. Ведь законом установлен особый режим банковской тайны. Это значит, что в нормативно-правовых актах должны быть предусмотрены специальные положения, определяющие возможные случаи истребования у кредитных организаций таких сведений. В статье же, на которую ссылаются в письме инспекторы, оговорены лишь полномочия запрашивать сведения у любых организаций, в отношении которых действует общий режим использования и предоставления информации. В положениях данной статьи, а также в других правовых нормах Налогового кодекса нет специальных оговорок о банковской тайне и о передаче банками подобных сведений инспекторам. Следовательно, в отношении кредитных организаций статья 93.1 Налогового кодекса применяться не может.
Рассматривая письмо Федеральной налоговой службы, можно отметить то, что оно не является нормативно-правовым актом и обязательному исполнению организациями, в том числе и кредитными, не подлежит. Однако за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций в установленный срок на них может быть наложен штраф в размере 10 000 рублей (ст. 135.1 НК РФ). Причем взыскание не освобождает кредитную организацию от обязанности выполнить законные требования инспекции. Предприятиям следует учитывать это обстоятельство в своей работе. В сложной ситуации для банка гораздо безболезненнее будет выполнить мотивированные запросы налоговой инспекции, нежели впоследствии участвовать в распрях с контролерами и платить штрафы.
Лебедь, рак и щука
Помимо той информации, которую запрашивают налоговые органы, банки в пятидневный срок обязаны сообщать по месту учета клиентов сведения об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). По запросу инспектора кредитная организация должна выдавать справки о наличии счетов, выписки о движении денежных средств и об остатках на счетах (на конкретную дату, начало и конец периода). Выписка по операциям на счетах содержит сведения, указанные в пункте 2.1. раздела 2 части III "Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ", утвержденных положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. N 206-П. Учитывая это, требования налоговых органов предоставить платежные документы, подтверждающие операции по счету, вместо соответствующих справок неправомерны. Таким образом, запрошенная инспекторами выписка по операциям на счетах не должна сопровождаться копиями каких-либо расчетных документов. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые суды (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26 июля 2005 г. N 2338/05, ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. по делу N А56-24716/2005). Однако судебная практика очень противоречива. Суды нередко встают на сторону налоговых органов и признают их требования законными. Это происходит, когда в рассматриваемом деле имеет место ряд обстоятельств. Например, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки в порядке статьи 87 Налогового кодекса у инспекторов возникла необходимость получить информацию о деятельности фирмы, и они запросили у банка документы, относящиеся к деятельности проверяемой компании. Помимо прочего, нередко арбитры подтверждают, что "встречная" проверка может касаться не только контрагентов проверяемой организации, но и контрагентов ее партнеров по сделкам (постановления Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2005 г. N 9841/05 и N 148/05, от 23 ноября 2005 г. N 7088/05, от 15 ноября 2005 г. N 5734/05). Показательным примером может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. по делу N А56-30710/205, в котором признан противоречащим закону отказ банка в представлении налоговому органу копий кредитного договора и других документов.
С "заморозкой" можно поспорить
Кредитные организации и налоговые инспекции взаимодействуют не только в части предоставления информации. Помимо этого они связаны отношениями, которые касаются приостановления операций по банковским счетам.
В июле 2006 года вступила в силу новая редакция статьи 76 Налогового кодекса, которая как раз регламентирует такие отношения. В соответствии с данной нормой, инспекторы могут приостанавливать операции по счетам клиентов банка в тех случаях, когда им требуется взыскать налог или сбор. Решение о приостановке операций по счету начинает действовать с того момента, как банк его получит. При этом "заморозке" подлежит не вся сумма на счете, а только та ее часть, которая указана в документе.
С 2007 года налоговые органы получили возможность направлять в банк решения о приостановлении операций и об их отмене в электронном виде. Новшеством является обязательная фиксация даты и времени получения банком этого документа. Кроме того, у компании, операции которой по налоговым счетам приостановлены, теперь появилось право подать в инспекцию заявление об отмене такого решения. Фирма может сделать это, при условии если общая величина средств на ее счетах превышает указанную в решении сумму. В заявлении необходимо указать счета, на которых имеется достаточное количество денег для уплаты взыскиваемого налога.
Особое внимание следует уделить новому полномочию налоговых органов. Теперь инспекторы вправе обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, который причинен государству или муниципальному образованию в результате неправомерных действий банка. Теперь если кредитная организация спишет деньги со счета клиента, после того как она получит решение о приостановлении операций по счету, и из-за этого взыскать задолженность компании будет невозможно, то банку будет предъявлен иск. Таким образом, суд может обязать кредитую организацию возместить ущерб государству. Данное положение коррелирует с новым правилом об обязательной фиксации даты и времени получения банком решения налогового органа о приостановлении операции по счетам.
Вопросы, рассмотренные в статье, пока не находят четкого ответа. Очевидно, что законодательное регулирование взаимоотношений кредитных организаций и налоговых органов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В первую очередь это касается банковской тайны.
А. Ушакова,
юрисконсульт некоммерческого партнерства
"Консультационный центр по защите предприятий
от недружественных поглощений "Стратегия защиты"
Банки нагружают непрофильными функциями
Ю. Птицын,
вице-президент ОАО АКБ "Московский Индустриальный банк"
"Банки постоянно сталкиваются с требованиями налоговых органов о предоставлении информации о деятельности клиента. Наиболее часто приходят запросы на подтверждение репатриации экспортной выручки для получения возврата налога на добавленную стоимость. В настоящее время на коммерческие банки в России возлагаются несвойственные им функции административной проверки деятельности клиентов. Так, кредитные организации фактически обязаны контролировать кассовую дисциплину клиентов, подтверждать получение ими средств от экспортных контрактов для последующего возмещения НДС, фиксировать факты ввоза продукции по импортным соглашениям. Это приводит к дополнительным трудозатратам, что, в свою очередь, сказывается на стоимости банковских услуг. В то же время у налоговых инспекций существует реальная возможность запрашивать данную информацию не в коммерческих банках, а в государственных органах. Например, у Федеральной таможенной службы имеется вся необходимая информация о ввозимых и вывозимых товарах. Кроме того, банки предоставляют всю необходимую отчетность в ЦБ РФ, и определенные сведения налоговые инспекторы могут получить у него".
"Консультант", N 23, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.