Как не утонуть в бумажном водовороте
Налоговые декларации, расчеты, бухгалтерские балансы, иные формы отчетности, регулярно представляемые в налоговые органы, на самом деле являются только началом контрольной работы, требующей от компании огромного количества дополнительных бумаг. Организации вынуждены подтверждать расходы, доходы, наличие экономической целесообразности в своих действиях, предоставлять сведения о контрагентах, отдельных операциях, сделках и т.д. Чтобы облегчить это бремя, предприятию следует вооружиться определенными знаниями в области налогового законодательства и пересмотреть свои подходы в работе с требованиями налоговых органов.
В контрольной работе проверяющего органа периодически возникают ситуации, когда необходимо получить у компании дополнительную информацию, связанную с проверкой данных, внесенных в декларацию по тому или иному налогу. Право требовать такие сведения предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса (далее - Кодекс). А обязанность предприятий предоставлять их указана в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса.
Отметим, что требования налоговых органов, равно как и установленная обязанность, распространяются на налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Как правило, инспекторы запрашивают дополнительные документы в ходе проведения контрольных мероприятий, причем не только непосредственно у проверяемого предприятия. Требование о представлении документов может быть направлено контрагенту проверяемой фирмы или другому лицу, располагающему информацией или документами, касающимися ее деятельности. Определенные документы могут быть запрошены и у банков.
Приоритет всегда у налоговых запросов
К сожалению, бывают случаи, когда правомерность действий налоговых инспекторов вызывает сомнение. Кроме того, как правило, при проведении проверки в конкретной компании налоговые органы не учитывают, что в тот же период времени ее финансовые и экономические службы могут быть заняты срочной подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности. Контрольные мероприятия могут проходить и в период отпусков, когда отсутствует руководство бухгалтерии, и т.д. Объемы же запрашиваемой налоговыми органами дополнительной информации, или, проще говоря, количество необходимых для передачи копий документов зачастую превышают даже возможности копировальной техники. Все это может привести к возникновению конфликтных ситуаций, когда предприятие по каким-либо причинам не желает или не может предоставить требуемую информацию или просто не укладывается в сроки, установленные для передачи копий документов. Что же делать в таких случаях?
Предприятию, конечно, стоит определить, по каким причинам предъявлен запрос, чем обоснован, оценить свои возможности по его исполнению. Но самая главная задача - организовать исполнение запроса налогового органа в первоочередном порядке. Компания сама должна быть в первую очередь заинтересована в том, чтобы инспекторы осуществляли качественный налоговый контроль и делали объективные и обоснованные выводы. Поэтому нужно стараться четко и своевременно реагировать на требования налогового органа. Попробуем найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого налогоплательщика.
Что? Где? Когда?
Итак, первый вопрос: когда требуется представлять дополнительные документы в налоговую инспекцию?
Согласно Кодексу, это необходимо при проведении:
1. выездной проверки, в том числе рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя инспекции при назначении дополнительных контрольных мероприятий (действуют в совокупности ст. 89, 93, 93.1 Кодекса);
2. камеральной проверки (ст. 88, 93 Кодекса);
3. контрольных мероприятий у контрагентов налогоплательщика (ст. 93.1 Кодекса).
Меньше всего вопросов и спорных ситуаций возникает при истребовании документов в ходе выездной проверки. Ведь кроме копий тех документов, которые представляет компания, инспекторы, проводящие выездную проверку, знакомятся с подлинниками документов на территории налогоплательщика. Если предприятие уведомит инспекторов о том, что объем запрашиваемых бумаг слишком велик, то они могут пойти фирме навстречу и рассмотреть вопрос о продлении срока представления документов. На этом основании даже может быть приостановлена сама выездная проверка (подп. 1 п. 9 ст. 89 Кодекса). При подготовке обращения в налоговую инспекцию компания должна будет указать в нем:
причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные срок;
объем документов, которые фирма не сможет представить в срок. При этом налоговым органом при рассмотрении данной позиции учитывается практика предыдущих проверок (что, в свою очередь, должно быть принято во внимание и налогоплательщиком);
информацию о возможности частичного представления документов в рамках данного требования;
реальные сроки, в которые могут быть представлены требуемые документы.
Эти же требования можно распространить на те документы, которые инспекции просят представить как в рамках камеральных, так и в рамках встречных проверок.
К отчету нужно приложить...
Вопрос второй: что необходимо знать компании о представлении дополнительных документов к декларации по определенному налогу за конкретный отчетный период?
Со вступлением в силу положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ процедура проведения камеральной налоговой проверки, определенная статьей 88 НК РФ, претерпела существенные изменения. В новой редакции статьи 88 Налогового кодекса решен ряд вопросов, которые ранее вызывали разногласия между плательщиками и налоговыми органами, в том числе:
установлен срок (пять дней), в течение которого компания вправе представить пояснения или внести изменения в налоговую декларацию (расчет). Это может пригодиться в случае, если в ходе проверки будут выявлены ошибки или противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах;
закреплено положение, согласно которому фирма, представляющая в инспекцию пояснения, вправе дополнительно передать выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговый расчет;
инспекторам, проводящим камеральную проверку, вменено в обязанность рассматривать переданные им компанией пояснения и документы. Если налоговое нарушение совершено, то должен быть составлен акт в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Предприятиям необходимо взять себе на заметку то, что действующая редакция статьи 88 Кодекса существенно ограничивает права налоговых органов на истребование первичных документов. Ее положения четко определяют, в каких случаях при проведении камеральной проверки у фирмы могут быть запрошены дополнительные сведения и документы. Кроме того, из содержания пунктов 1-5 статьи 88 НК РФ следует, что предоставление дополнительных сведений и документов в налоговую инспекцию при проведении камеральной проверки является правом, а не обязанностью компании. Однако можно отметить, что налоговые органы в соответствии с положениями статьи 88 НК РФ обладают полномочиями действовать властно-обязывающим образом при проведении камеральной проверки. Правда, эти возможности ограничиваются целью проверки: выяснить обоснованность исчисления и своевременность уплаты налога. Таким образом, можно сделать однозначный вывод, согласно которому исключается право требовать абсолютно все документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности компании. Запрошены могут быть только те документы, которые имеют непосредственное отношение к требующим проверки периодам.
Организации часто пренебрегают правом в предусмотренных законодательством случаях представлять документы вместе с налоговой декларацией. Эта позиция при общении с проверяющими является ошибочной. Следует исходить из того, что одна из основных задач налогового органа - осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов. То, что законодатель предусмотрел особые случаи проведения камеральных проверок с истребованием документов, говорит о том, что некоторые компании являются приоритетными в качестве объектов проверки. И таким предприятиям можно порекомендовать представлять необходимые документы самостоятельно, не дожидаясь соответствующих запросов. В противном случае они сами себя поставят в крайне невыгодные условия. Судите сами:
1. сроки камеральной проверки от этого не увеличиваются;
2. требование от налогового органа на представление документов в подавляющем большинстве случаев компания все равно получит;
3. отсрочка в представлении документов, на которую может рассчитывать фирма, не приостановит проверку, а только сократит сроки ее проведения;
4. количество проверяемых компаний и физические возможности налоговиков - несопоставимые категории.
Перечисленные обстоятельства не играют на руку организации. Например, камеральная проверка может быть проведена "бегом", и это отрицательно скажется на ее результатах. И даже если компания подаст возражения по акту проверки и отстоит свою позицию, ей все же будет нанесен невосполнимый моральный и физический вред.
Не представив документы вместе с декларацией, фирма рискует столкнуться с тем, что решение по результатам проверки будет приниматься инспекторами дольше, чем она ожидала. Это может негативно отразиться на делах организации. Приведем такой пример. Право компании на зачет (возврат) НДС, заявленного в декларации в виде превышения сумм вычетов налога над начисленными суммами НДС, должно быть подтверждено соответствующим решением налогового органа (ст. 176 п. 3 Кодекса). До тех пор пока эти суммы не будут указанным образом подтверждены, они не найдут отражения на лицевом счете (карточке расчетов с бюджетом) фирмы в качестве переплаты, которая может быть направлена на покрытие текущих или будущих платежей. А это, в свою очередь, вызовет дополнительное отвлечение денежных средств из компании. Ведь она при наличии потенциальной переплаты все же будет вынуждена платить "живыми" деньгами.
За рамками проверок
Третий вопрос: в каком порядке исполнять требования налогового органа, если он запрашивает документы или информацию по конкретным сделкам вне рамок налоговой проверки компании?
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ понятие "встречная проверка" исключено. В то же время инспекторы по-прежнему запрашивают документы у контрагентов проверяемых компаний.
В пункте 3 статьи 93.1 НК РФ установлено, что "налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация)". При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). А при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие ее идентифицировать.
Когда речь идет о рассматриваемой норме законодательства, компании необходимо учитывать следующие моменты.
Требование о представлении документов в рамках "встречной" проверки может быть ей направлено только налоговым органом, в котором она состоит на учете. К требованию в обязательном порядке прикладывается копия поручения, полученного от инспекции, проводящей проверку, с указанием оснований. Перечень и объем запрашиваемых документов не могут превышать указанные в поручении первого налогового органа. У компании не вправе требовать документы, касающиеся других налоговых периодов, отличных от проверяемых у ее контрагента.
Инициатива не наказуема
Четвертый вопрос: какая ответственность лежит на компаниях за непредставление документов?
Естественно, когда есть обязательство, неизбежно предусмотрено и наказание за его неисполнение. Так, если компания не представит документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, в указанный срок или вообще откажется исполнять требования инспекторов, то данные действия будут признаны налоговым правонарушением и повлекут ответственность предприятия, предусмотренную статьей 126 Кодекса. Одновременно с этим должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности (ст. 15.6 КоАП РФ). Компании важно понимать следующее: если она без веских оснований не представит в срок документы, то это приведет к нежелательным последствиям. Однако можно отметить ряд обстоятельств, наличие которых может оправдать предприятие: истек нормативный срок хранения документов, сама организация ликвидирована, бумаги испорчены в результате стихийного бедствия и др.
Кроме того, следует принять во внимание, что требование о представлении документов должно носить конкретный характер. Отсутствие в запросе четкого наименования и реквизитов документов фактически может означать истребование всего объема документооборота предприятия, относящегося к проверяемому периоду. В этом случае организация имеет полное право требовать от инспекции обозначить четкий перечень необходимых документов. Любые обобщения в формулировках запроса дают компании право его не исполнять или исполнять частично. Но требуется корректность в действиях со стороны предприятия. Ведь в некоторых случаях инспекторы все же смогут привлечь фирму к ответственности, даже если в их требовании перечень документов не конкретизирован. Например, это возможно тогда, когда налоговые органы сами не обладали данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов. В такой ситуации советуем оформить письменное обращение в налоговый орган. В нем следует аргументировать свой отказ представлять документы, а также уточнить перечень документов, объем и содержание которых не ясны из первоначального требования.
М. Тавкина,
директор отдела услуг в области налогообложения и
права компании Ernst & Young
Важные нюансы
Напомним, что норма законодательства, предусматривающая, что в ходе проведения налоговой проверки инспекторы не вправе истребовать у компании документы, ранее представленные ею при проведении камеральных или выездных налоговых проверок, вступает в силу и будет применяться только с 1 января 2010 года. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в инспекцию в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие действия непреодолимой силы. Поэтому в настоящее время, если налоговая инспекция запрашивает документы, которые уже ранее предоставлялись компанией в рамках проводимых контрольных мероприятий, ей придется готовить новый комплект документации. Оснований для непредставления документов при этом нет. На заметку: проведение проверки предприятия как налогоплательщика только лишь на основании представленных в рамках "встречной" проверки документов законодательно не предусмотрено. Однако надо иметь в виду, что если инспекция самостоятельно обнаружила или получила из других источников информацию о каком-либо нелицеприятном факте налоговой "биографии" фирмы, то она может инициировать проверку. И уже в рамках данного мероприятия предъявить соответствующие претензии организации.
Временные лимиты
По сравнению с прежней редакцией статьи 93 Кодекса в новой редакции, вступившей в силу в 2007 году, срок для представления документов, запрашиваемых в рамках камеральной или выездной проверки, увеличился. Теперь он составляет 10 рабочих дней. Иной срок исполнения действует, если требование направлено в ходе "встречной" проверки. Исполнение этого документа ограничивается пятью рабочими днями. Если же запрашиваемой информацией или документами компания не располагает, то она должна сообщить об этом инспекторам в те же самые пять дней. В последнем случае можно рекомендовать оформить ходатайство о продлении срока представления документов.
"Консультант", N 23, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.