Видеоконференцсвязь - современный инструмент коммуникации
и развития бизнеса
В отличие от других инфокоммуникационных технологий (ИКТ) видеоконференцсвязь (ВКС) занимает весьма выгодную позицию с точки зрения ее потребительских функций. Во-первых, эта технология быстро окупается, если речь идет об активной коммерческой деятельности, подразумевающей большое количество переговоров и встреч. Во-вторых, ВКС - это очень доступный инструмент даже для тех, кто плохо разбирается в технических функциях ИКТ. В-третьих, возможности ВКС наглядны с точки зрения использования сразу же после установки и наладки и их можно продемонстрировать. В-четвертых, применение ВКС позволит экономить временные и денежные затраты на командировки. Список преимуществ неисчерпаем, но самое главное - иметь ВКС в офисе - это просто удобно.
Первый опыт применения ВКС показал, что компаниям проще и выгоднее проводить совещания в режиме видеоконференции с собственными удаленными офисами, а не принимать у себя многочисленные делегации или тратить время на поездки. Особенно это оценили менеджеры высшего звена, которые по роду занимаемой должности отвечают за рост бизнеса и решают актуальные для коммерческой деятельности проблемы. Престижность, доступность и наглядность ВКС как современных ИКТ привели к созданию целого ряда сетей для видеоконференцсвязи между офисами самой компании и офисами ее партнеров. Сегодня все крупные организации так или иначе используют этот инструмент в своих переговорных комнатах, на местах сотрудников, а ряд менеджеров имеют ВКС дома. Если учесть, что собеседнику важно не только слышать, но и видеть вас в процессе разговора, чтобы ориентироваться на вашу реакцию, то можно констатировать, что качественная ВКС практически идентична личному контакту.
Известно, что первый шаг к использованию новых технологий и требования к расширению их функциональной части всегда остаются за крупным корпоративным эшелоном. В последнее время ряд отечественных концернов и финансово-промышленных групп не просто оснастились ВКС. Заказчики расширили собственные преимущества для бизнеса и оснастили конференц-залы расширенной версией ВКС, которая включает не только оборудование для видеопереговоров, но и другие технологические продукты, что позволяет им проводить обучение и мастер-классы для специалистов без отрыва от производства. Такие телеконференции стали новым этапом квалифицированной подготовки кадров на местах после eLearning (виртуального web-обучения).
Второй шаг, который был сделан именно корпоративными клиентами в деле освоения ВКС, - это внедрение ее мобильных комплексов. Использование этих решений позволяет специалистам, находящимся на объектах, которые не имеют инфраструктуру связи, получать информацию, как если бы они находились в офисе, наглядно, по защищенным каналам, в формате передачи голоса и видео. Один из вариантов развития этого направления - мобильные комплексы телемедицины, что дает возможность компаниям в рамках страховой или коммерческой медицины предоставлять качественные медицинские сервисы, т.е. направлять по видео медицинские консультации для своих специалистов в особых случаях.
Сегодня корпоративный сегмент решает и проблему доверия, возникающую в тех случаях, когда по видео идет передача конфиденциальных данных. В результате интеграции со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) ВКС можно использовать даже в государственных организациях, где требования к сохранению конфиденциальности более жесткие, чем в корпоративном сегменте.
Безусловно, ВКС преподнесет еще много технологических новинок и открытий. Например, сейчас отдельные производители разрабатывают мобильные телефоны с функцией ВКС, предлагают решения для передачи информации с объектов, на которые невозможно добраться, и т.п. Нас ждет еще много интересных предложений, но именно на этом этапе мы остановимся и переместимся в область работы над ошибками, поскольку при внедрении ИКТ возникают проблемы, связанные с неудовлетворенностью запросов потребителей первой волны.
Работа над видеоошибками
Если вы опытный потребитель и привыкли считать деньги, то перед покупкой обязательно посоветуетесь со знающими людьми. ВКС - не исключение: чтобы получить прибыль для бизнеса, надо научиться управлять этим инструментом и узнать у системного интегратора, при каких условиях ВКС работает наиболее эффективным образом.
Поставщики на рынке профессиональных услуг в области системной интеграции уже в течение 15 лет выражают одну и ту же претензию потребителю, к которой не спешат прислушаться ни заказчики, ни средства массовой информации, то возводящие ВКС на пьедестал, то низвергающие ее вниз. Мнение простое: "Не надо экономить на качестве, узнайте больше, консультируйтесь со специалистами!". Речь идет не столько о стоимости проекта по созданию ВКС, сколько о стоимости услуг "по доведению" этой технологии для использования в единой корпоративной среде. Устанавливая ВКС-сеть между объектами, корпоративный клиент может забыть о том, что канал связи должен работать так же быстро и качественно, как и другие системы коммуникаций в офисе. Он может не знать о том, что нужно не только купить оборудование, но и провести его интеграцию с имеющимися корпоративными системами, что нужно обучить людей, которые смогут развивать возможности ВКС для коммерческой выгоды компании, а поскольку бизнес-задачи ежеминутно увеличиваются в прогрессии, то и требования к возможностям ВКС пропорционально повышаются.
"Перегрев" рынка ВКС в первой волне и стремление ряда игроков на этом сегменте продать желаемое за действительное даже ценой обмана потребителя привели к тому, что ряд корпоративных заказчиков вместо надежного инструмента для взаимодействия получил обмен "дрожащими" видеосообщениями, сопровождаемыми плохим звуком с потерей сигнала. Сегодня ситуация на рынке качественно изменилась, на подходе третья волна решений с принципиально новыми возможностями, но некоторые проблемы сохранили свою актуальность. Поэтому рынок потребителей ВКС условно можно подразделить на три основные группы: компании, являющиеся "энтузиастами" этого решения (системный интегратор берет на вооружение только лучшие технологии и достижения, умеет работать с ними сам и учит других); компании, выполняющие работу над ошибками (замена оборудования, поиск профессионалов в области системной интеграции, способных реанимировать работу ВКС-систем), и, наконец, компании, в которых назрела потребность в ВКС, но они пока занимают выжидательную позицию.
Известно, что в отношении ВКС эксперты рынка высказывают прямо противоположенные мнения: одни считают, что ВКС - это дань моде и способ стать известными, вторые - что это хорошая технология для развития делового бизнеса и современная коммуникация для работы. Есть и третья группа, мнение которой сводится к следующему: ВКС - это выгодная для применения ИКТ, только надо знать ее возможности и требования.
Экономия должна быть визуальной
Внедрение ВКС зачастую рассматривается только с позиции экономии: заплатите за внедрение один раз и дальше экономьте на командировках. Однако ее возможности гораздо шире. Прежде всего не вся коммерческая деятельность сосредоточивается только в командировках. Личные встречи и поездки - неотъемлемая часть работы тех, кто создает каналы для взаимодействия и оптимизирует их. Поэтому ВКС позволяет руководителю высшего звена сократить количество встреч, где требуется разговор "с глазу-на-глаз". Это одно из преимуществ, но далеко не все.
Не секрет ни для кого, что специалисты и менеджеры среднего звена охотно ездят в интересные командировки, ходят на семинары и обучение, приезжают на встречи с коллегами из других компаний, беседуют в переговорных. Они - не руководители, и им требуется больше информации для принятия правильного решения, а отсюда - желание установить личный контакт, познакомиться с нужным человеком. Для такой деятельности ВКС - это хороший инструмент для переговоров и встреч с нужными людьми. Еще один продуктивный эффект - это очное наблюдение руководителя за переговорами. Известно, что генеральный директор не всегда может найти время на личное присутствие на встрече, но он может открыть переговоры по ВКС и наблюдать за ходом происходящего, не отрываясь от своей работы, отключив звук трансляции из своего офиса на абонентов ВКС. В результате создается эффект его присутствия, что помогает сотрудникам не только аккумулировать свои ресурсы и стараться обеспечить лучший результат для компании, но и продвигать корпоративную культуру ведения бизнеса.
Другая известная возможность видеоконференцсвязи - это обучение, при котором сотрудникам читают лекции в офисе. Однако этот подход оправдал себя только в медицинских организациях, где мастер-класс - обязательное требование к повышению квалификации врача. В корпоративной среде ситуация с обучением может выглядеть несколько иначе. Например, корпорация приглашает к себе лектора и одновременно других специалистов прослушать видеообучение на платной основе.
Руководителю необязательно устанавливать ВКС во всех офисах, особенно если проводить каналы пока невозможно. Он может направить человека с чемоданчиком весом в 16 кг на удаленный объект и наблюдать за происходящим. Для проектных групп можно создавать мобильные переговорные комнаты.
Сегодня компании готовы платить за качественное удобство и ВКС позволяет обеспечить это преимущество. Но то, как это сделать - вопрос не к поставщику технологии, а к поставщику решения, т.е. к системному интегратору. "Заказчик может получать выгоду, не экономя на качестве" - вот постулат системного интегратора, завоевавшего репутацию на рынке, работающего с известными компаниями и реализовавшего большое количество комплексных проектов. Чтобы это работало, нужно обратиться к компании, использующей ВКС, профессиональному эксперту, системному интегратору, провести тендер, и тогда будут найдены новые источники дохода благодаря использованию актуального средства коммуникации и развития бизнеса.
Ю. Хитькова,
руководитель отдела маркетинга компании "Энвижн Груп"
"Финансовая газета", N 4, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71