Тула |
|
7 марта 2013 г. |
Дело N А62-5369/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Волковой Ю.А.,
судей Дорошковой А.Г. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю.,
при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Смоленский завод "Кентавр" (ОГРН 1026701424276; ИНН 6731017674) - представителя Бондарева Д.В. (доверенность от 11.10.2012), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (ОГРН 1096731006855; ИНН 6730082487) и третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; ИНН 7710723134), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области и открытого акционерного общества "Смоленский завод "Кентавр" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-5369/2012 (судья Лукашенкова Т.В.),
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Смоленский завод "Кентавр" (далее - ОАО "СЗ "Кентавр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее - ТУ Росимущества, управление), в котором просило (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, выраженное в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030902:17, общей площадью 51741 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Шевченко, 86;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Смоленский завод "Кентавр" земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030902:17, общей площадью 51741 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Шевченко, 86;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области подготовить и направить в адрес ОАО "Смоленский завод "Кентавр" проект договора купли-продажи федерального земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030902:17, общей площадью 51741 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Шевченко, 86.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Смоленской области 11.12.2012 требования заявителя удовлетворены.
ТУ Росимущества в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "СЗ "Кентавр" в апелляционной жалобе указывает, что в решении не указан срок и место его исполнения. Считает, что ТУ Росимущества должно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить и отправить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
ТУ Росимущества в апелляционной жалобе указывает, что оно по настоящему делу не является надлежащим ответчиком, поскольку законных прав и интересов заявителя не нарушало.
Поясняет, что причиной непринятия Росимуществом решения послужило не предоставление ОАО "СЗ "Кентавр" некоторых документов.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу ТУ Росимущества.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционные жалобы не представили.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы ответчика не поддержал по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представил суду письменное ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Возражений против заявленного отказа от апелляционной жалобы не поступало.
Заявленный ОАО "СЗ "Кентавр" отказ от апелляционной жалобы проверен судебной коллегией в порядке статьи 49 АПК РФ.
Указанный отказ подписан представителем - Бондаревым Д.В., полномочия которого подтверждаются доверенностью от 11.10.2012.
Отказ от апелляционной жалобы не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону, в силу чего в соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ принимается судом апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом.
Поскольку заявитель отказался от апелляционной жалобы, государственная пошлина за ее подачу подлежит возврату плательщику на основании статьи 104 АПК РФ из федерального бюджета.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "СЗ "Кентавр" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, 86.
Принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030902:17, площадью 51741 кв. м, местоположение: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Шевченко, 86, разрешенное использование: для производственной зоны ОАО "Смоленский завод "Кентавр".
Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.12.2011 N 01/150/2011-949 (том 1, л. д. 75).
ОАО "СЗ "Кентавр" 22.05.2012 обратилось в ТУ Росимущества в Смоленской области с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя (том 2, л. д. 46 - 48).
К заявлению прилагались все необходимые документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Письмом от 27.08.2012 N 02-3886/СИ ТУ Росимущества в Смоленской области пакет документов по вопросу приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности, общей площадью 51741 кв. м, с кадастровым номером 67:27:0030902:17, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86, направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Ранее заявитель также обращался в ТУ Росимущества в Смоленской области по аналогичному вопросу, до обращения от 22.05.2012 между сторонами велась соответствующая переписка.
До настоящего времени решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ОАО "СЗ "Кентавр" ТУ Росимущества в Смоленской области не принято.
Считая бездействие ТУ Росимущества в Смоленской области незаконным, ОАО "СЗ "Кентавр" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтвержденности материалами дела нарушений ответчиком сроков для принятия решения по заявлению ОАО "СЗ "Кентавр", установленных пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - перечень документов).
Названный перечень документов действовал на момент обращения ОАО "СЗ "Кентавр" с заявлением о приобретении прав на земельный участок (22.05.2012).
Суд области, руководствуясь перечнем документов, обоснованно сделал вывод о том, что ОАО "СЗ "Кентавр" были представлены все документы, необходимые для рассмотрения его заявления о приватизации земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 (далее - положение), ТУ Росимущества в Смоленской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судом первой инстанции с учетом оценки вышеприведенных положений сделан правильный вывод о том, что ТУ Росимущества в Смоленской области является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка.
Судом области также установлено, что ответчиком были нарушены сроки для принятия решения по заявлению ОАО "СЗ "Кентавр", установленные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
ОАО "СЗ "Кентавр" обратилось в ТУ Росимущества в Смоленской области с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030902:17, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, к заявлению были приложены все предусмотренные перечнем документы.
Доказательств о невозможности продажи в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка Территориальным управлением Росимущества в Смоленской области и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Довод апелляционной жалобы о том, что ТУ Росимущества в Смоленской области не является ответчиком по заявленным требованиям, подлежит отклонению как противоречащий положению о данном органе государственной власти.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом области в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, отношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области относится на заявителя, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
В связи с отказом открытого акционерного общества "Смоленский завод "Кентавр" от апелляционной жалобы ему подлежит возврату из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-5369/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области - без удовлетворения.
Принять отказ открытого акционерного общества "Смоленский завод "Кентавр" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-5369/2012.
Производство по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Смоленский завод "Кентавр" прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Смоленский завод "Кентавр" (г. Смоленск, ОГРН 1026701424276; ИНН 6731017674) из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5369/2012
Истец: ОАО "Смоленский завод Кентавр"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным Имуществом в Смоленской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществам в Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1247/13
07.03.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-321/13
07.03.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-383/13
24.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-383/13
23.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-321/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5369/12