г. Владимир |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А43-41309/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акимовой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика (заявителя) - Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
от истца - муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" - Комлевой О.В. по доверенности от 20.03.2012 сроком на 1 год;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
Департамента транспорта Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
Департамента связи Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
ГП Нижегородской области "Нижегородпассажиравтотранс" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2012 по делу N А43-41309/2011, принятое судьей Трошиной Н.В.
по иску муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (ИНН 5253000836, ОГРН 1025203045834) к Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области (ОГРН 1025203044426, ИНН 5200000021) о взыскании 198 100 181 руб. 96 коп.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (далее - МП "Нижегородэлектротранс") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Нижегородской области (далее - Минфин Нижегородской области) о взыскании убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан в 2008 году в размере 198 224 944 руб. 02 коп. (исковые требования изложены с учетом их уменьшения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 16, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате предоставления МП "Нижегородэлектротранс" льготного проезда гражданам Нижегородской области в 2008 году истцу причинены убытки в заявленном размере.
Ответчик - Минфин Нижегородской области иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2012 по делу N А43-41309/2011 исковые требования МП "Нижегородэлектротранс" удовлетворены: с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области в пользу истца взысканы убытки в размере 198 100 181 руб. 96 коп. и судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, Минфин Нижегородской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, расчет убытков основан на неверных показателях количества проданных единых социальных проездных билетов, так как письмо департамента транспорта Нижегородской области от 18.01.2012 N 401-04-04-150/12 не является надлежащим доказательством количества реализованных билетов в силу того, что последний не имеет полномочий для сбора и проверки указанной информации.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 15.02.2013 против доводов апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Установлено, что МП "Нижегородэлектротранс" является коммерческой организацией и осуществляет на территории города Нижнего Новгорода пассажирские перевозки городским электротранспортом.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" МП "Нижегородэлектротранс" в I-III кварталах 2008 года предоставил льготный проезд категории граждан в количестве 923 483 человек, относящихся к областному регистру льготников, МП "Нижегородское метро" - 125 109 льготникам; в IV квартале 2008 года истец предоставил льготный проезд 269 840 региональным льготникам, МП "Нижегородское метро" реализовало 37 826 льготных проездных билетов.
Таким образом, количество ЕСПБ, реализованных муниципальными транспортными предприятиями региональным льготникам на территории г.Нижнего Новгорода в 2008 году составило: в I-III кварталах 2008 года 1 048 592 штуки, в IV квартале 2008 года - 307 666 штук.
Стоимость ЕСПБ установлена постановлением правительства Нижегородской области N 3 от 21.01.2005 "О введении на территории Нижегородской области ЕСПБ" и составила 100 руб. Согласно пункту 1 Постановления Правительства Нижегородской области N376 от 10.09.2008 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", с 01.10.2008 стоимость ЕСПБ стала 200 руб. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода N5165517 от 02.11.2007 "О тарифах на услуги муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта" с 01.01.2008 стоимость проездного билета на предъявителя за проезд в трамваях или троллейбусах составила 350 руб., цена проездного билета на оба вида транспорта - 450 руб.
В период 2007-2008 годов бюджетное финансирование выпадающих доходов истца, возникающих в связи с реализацией проездных билетов льготным категориям граждан по установленной в порядке социальной поддержке цене, отсутствовало.
Таким образом, расходы, понесенные истцом в 2008 году в связи с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Нижегородской области, не были компенсированы соответствующим бюджетом.
Право транспортной организации на возмещение расходов за счет средств соответствующего бюджета в связи с предоставлением льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа гарантировано частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 и 29.12.2004) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Правительство Нижегородской области в целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров приняло постановление от 21.05.2005 N 3 (в редакции подписанных приложений N 1 - 3 и последующих изменений и дополнений от 28.01.2005 N 12 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета"), согласно которому с 01.03.2005 на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета. Указанными билетами предоставлено право на льготы при проезде на всех видах транспорта в городском и внутрирайонном пригородном сообщении, кроме маршрутного такси.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21.05.2005 N 3 определен перечень категорий граждан, обладающих льготами на проезд.
Указанным постановлением Нижегородская область (субъект Российской Федерации) приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению региональным пассажирам льготного проезда за счет средств бюджета Нижегородской области.
Согласно материалам дела, между департаментом транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области, Министерством финансов Нижегородской области и администрацией города Нижнего Новгорода заключено соглашение о распределении средств от реализации на территории города Нижнего Новгорода ЕСПБ от 10.01.2006, а впоследствии соглашение о распределении средств от реализации на территории города Нижнего Новгорода ЕСПБ от 01.10.2006, 01.12.2006, которыми установлено процентное соотношение при распределении средств от реализации проездных билетов: ГП "Нижегородпассажиравтотранс" - 47,5%, городской пассажирский автотранспорт - 52,5 %, в том числе доля МП "Нижегородэлектротранс" в части средств городского пассажирского транспорта-85%.
В 2008 году истец во исполнение указанных нормативных актов и соглашений оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок электрическим транспортом гражданам, включенным в областной регистр льготников. Однако расходы, понесенные истцом в 2008 году в связи с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Нижегородской области, не компенсированы.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве субъектов гражданского права определены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответственность за причиненный заявителю внедоговорный вред в части компенсации предоставленного льготного проезда федеральным льготникам возлагается на Нижегородскую область.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
Расчет суммы убытков судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Доводы апелляционной жалобы Минфина Нижегородской области были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены.
Таким образом, оценивая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловного основания для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2012 по делу N А43-41309/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41309/2011
Истец: МП г. Н. Новгорода "Нижегородэлектротранс", МП Нижегородэлектротранс г. Н. Новгород
Ответчик: Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области, Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области г. Н. Новгород
Третье лицо: Администрация г. Н.Новгорода в лице департамента транспорта и связи, Администрация города Нижнего Новгорода в лице Департамента транспорта и связи г. Н. Новгород, ГП НО "Нижегородпассажиравтотранс", Департамент транспорта Нижегородской области г. Н. Новгород, Департамент транспорта НО г. Нижний Новгород, МП Нижегородское метро, Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро"