Негосударственные некоммерческие организации:
источники финансирования
Действующее российское законодательство предусматривает различные формы образования негосударственных некоммерческих организаций. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 1.12.07 г.) (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также потребительских кооперативов согласно ст. 116 ГК РФ, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Несмотря на разнообразие существующих форм негосударственных некоммерческих организаций, их объединяет то, что в отличие от коммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью их деятельности.
Примерный перечень целей, для достижения которых создаются некоммерческие организации, приведен в п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.
В соответствии с Законом N 7-ФЗ конкретные цели деятельности организации должны быть закреплены в учредительных документах.
В настоящее время негосударственные некоммерческие организации могут использовать два основных источника получения финансовых ресурсов:
целевые средства на уставную деятельность, полученные от физических и юридических лиц;
прибыль от ведения предпринимательской деятельности в соответствии с уставными целями, в том числе возможно использование имущества, находящегося у организации на праве собственности или оперативного управления (для некоммерческих организаций, созданных в форме учреждений). В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также земельные участки в собственности или в бессрочном пользовании.
Статья 26 Закона N 7-ФЗ устанавливает основные источники формирования имущества негосударственных некоммерческих организаций:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
другие не запрещенные законом поступления.
Предпринимательской деятельностью для некоммерческой организации признаются:
приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации;
приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
участие в хозяйственных обществах;
участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Закон N 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации вести раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и средствам целевого финансирования. Доходы и прибыль, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
В ст. 251 НК РФ указан ряд доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Рассмотрим их более подробно, при этом обратим внимание на то, что налоговое законодательство выделяет две группы не облагаемых налогом средств: целевое финансирование и целевые поступления.
Средства целевого финансирования
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Закрытый перечень видов целевого финансирования представлен в п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные формы целевого финансирования и поступлений.
Гранты
Гранты имеют целевой характер и предоставляются гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в ред. от 30.12.06 г.) гранты (благотворительные гранты) рассматриваются в качестве одного из источников формирования имущества благотворительной организации.
Примечательно, что ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в ред. от 1.12.07 г.) дает следующее определение грантов: это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Вместе с тем НК РФ предъявляет особые требования как к субъектам (грантодателям) и целям, на которые выдаются гранты, так и к порядку их использования.
Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для него работы, оказать услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Для целей исчисления налога на прибыль грантом может быть признано имущество, переданное:
российскими физическими лицами;
некоммерческими организациями;
иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.02 г. N 923 (в ред. от 15.03.07 г.) "О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов".
Таким образом, имущество, полученное от коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц, не является грантом для целей налогообложения.
Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в конкретных сферах деятельности. Прежде всего это образование, искусство, культура, охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охрана окружающей среды, защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также проведение конкретных научных исследований.
Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств грантодателю.
Если полученный некоммерческой организацией грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий, и нет иных оснований для отнесения его к целевому финансированию (п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) или к целевым поступлениям (п. 2 ст. 251 НК РФ), он учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
Документами, подтверждающими получение гранта, могут быть договор, платежные поручения, выписки с расчетного счета банка, приходные кассовые ордера. Предоставление гранта может быть оформлено в виде договора дарения в общеполезных целях (пожертвования) (часть 3 ст. 582 ГК РФ) с условием использования имущества по определенному назначению.
Пожертвования
В соответствии с частью 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Этой статьей определен закрытый перечень лиц, которым могут быть сделаны пожертвования. Среди негосударственных некоммерческих организаций к таким лицам могут быть отнесены лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации.
Частью 3 ст. 574 ГК РФ предусмотрено, что жертвователь имеет право контролировать цели расходования пожертвованных средств или напрямую в договоре указать эти цели. Если пожертвованное имущество используется в иных целях, это дает возможность жертвователю требовать отмены пожертвования и возврата средств.
Договор пожертвования или дарения должен быть совершен в письменной форме, если:
дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом МРОТ;
договор содержит обещание дарения в будущем.
Если договор не заключается в письменной форме в указанных случаях, это влечет за собой недействительность договора. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (часть 3 ст. 574 ГК РФ). Во всех остальных случаях дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно (часть 1 ст. 574 ГК РФ).
Необходимо также упомянуть ситуации, когда жертвователь хочет остаться неизвестным. В этом случае для подтверждения источника поступления имущества целесообразно составлять акт о принятии анонимного пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности. Форма такого акта должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации. Как первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 3.11.06 г.).
Вступительные и членские взносы
Вступительные и членские взносы следует отнести либо к единовременным, либо периодическим поступлениям от учредителей (участников, членов) наряду с добровольными имущественными взносами. Вместе с пожертвованиями они являются одним из источников финансирования негосударственных некоммерческих организаций. Порядок и сроки поступлений от учредителей (участников, членов) в обязательном порядке определяются учредительными документами. Как отмечено в письме УМНС России по г. Москве от 15.09.04 г. N 11-14/59536, размеры поступлений также должны быть определены учредительными документами.
Следует обратить особое внимание на то, что как вступительные, так и членские взносы могут поступать только от членов некоммерческой организации, чье членство должно быть зафиксировано документально. Таким подтверждением прежде всего может служить протокол заседания органа управления некоммерческой организацией.
В случае поступления денежных средств не от членов некоммерческой организации (например, не от членов гаражного кооператива) такие средства следует рассматривать как полученные от коммерческой деятельности и облагать налогами в общеустановленном порядке.
Вместе с тем следует отметить, что не все поступления от членов некоммерческой организации НК РФ рассматривает как целевое финансирование, не подлежащее налогообложению. Так, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ обязательные ежемесячные платежи граждан на содержание и ремонт общего имущества ТСЖ (цель деятельности ТСЖ) не могут быть признаны целевыми поступлениями, поскольку их перечень является закрытым и конкретного указания на такие платежи не содержит, поэтому они учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Но при этом ТСЖ вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества товарищества. Данная позиция содержится в письмах Минфина России от 1.08.05 г. N 03-03-04/4/28 и от 21.10.05 г. N 03-11-04/2/109.
Однако в целях ст. 251 НК РФ целевыми, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются только вступительные и членские взносы и паевые вклады в некоммерческие организации, к которым рассматриваемые платежи членов ТСЖ и ЖСК не относятся.
Раздельный учет поступающих средств
Для получателей целевых поступлений установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Соответствующие требования, при выполнении которых поступления относятся к целевым и не учитываются в целях налогообложения прибыли, разъяснены в письме Минфина России от 31.10.05 г. N 03-03-04/4/74. Налогоплательщик - некоммерческая организация вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы, относимые п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям, если данные поступления получены безвозмездно, носят целевой характер, используются налогоплательщиком по целевому назначению. Причем целевые поступления должны быть использованы либо на содержание данной некоммерческой организации, либо на ведение ею уставной деятельности. Важным условием освобождения целевых поступлений от обложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При нарушении хотя бы одного из названных условий доход, полученный налогоплательщиком, не относится к целевым поступлениям и должен быть включен в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Бухгалтерский учет целевых средств
Для обобщения информации о движении средств, используемых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование".
Для целей раздельного учета некоммерческой организации целесообразно разработать рабочий план счетов финансово-хозяйственной деятельности и оформить его в качестве приложения к приказу об утверждении учетной политики организации. В нем необходимо предусмотреть субсчета к счету 86 в соответствии с перечнем целевых средств, указанных в ст. 251 НК РФ: "Целевые поступления" и "Средства целевого финансирования".
В случае необходимости можно расширить аналитический учет по видам полученных средств. При этом доходы и расходы от предпринимательской деятельности отражаются на счете 90 "Продажи".
Как уже отмечалось, основным условием исключения средств целевого финансирования из доходов, подлежащих налогообложению, является использование их по целевому назначению.
Расходы на проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". В учетной политике целесообразно указать, что на счете 20 "Основное производство" отражаются непосредственно расходы по проведению некоммерческих мероприятий (расходы по аренде помещений для проведения мероприятий, типографские расходы, а также иные расходы), а на счете 26 "Общехозяйственные расходы" - расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации (заработная плата, налоги, канцтовары и др.).
Если некоммерческая организация ведет и коммерческую деятельность, то на указанных счетах следует завести соответствующие субконты для ведения раздельного учета. В случае, когда невозможно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные расходы, в учетной политике следует определить критерии их распределения. Таковыми могут быть, например, заработная плата или объемы поступающих в месяц средств целевого финансирования и доходов от коммерческой деятельности без учета НДС.
В конце каждого отчетного периода аккумулированные на счетах 20 или 26 расходы списываются за счет средств целевого финансирования (Д-т 86, К-т 20, 26).
Отчет о расходовании целевых денежных средств (форма N 6)
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) характеризует движение средств, поступающих в распоряжение некоммерческих организаций. Следует напомнить, что некоммерческая организация при заполнении бухгалтерского баланса (форма N 1) в разделе "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" приводит группу статей "Целевое финансирование".
В форме N 6 отражают данные об остатках средств в части основной (уставной) деятельности, ранее поступившие в отчетном и в предыдущем году в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, и суммы прочих поступлений. Кроме того, расшифровывается сумма о целевом использовании полученных денежных средств в отчетном и в предыдущем году.
Если расходы некоммерческой организации, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало года), превысили сумму поступивших целевых средств, то остаток средств приводится в форме N 6 по строке "Остаток средств на конец отчетного года" в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма N 1) - в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо это отметить.
Если для отражения каких-либо существенных данных в форме N 6 нет отдельных статей, организации самостоятельно включают в отчет дополнительные статьи.
В разделе "Поступило средств" дается полная расшифровка поступивших в некоммерческую организацию средств целевого финансирования или пожертвования. Если организация не осуществляла предпринимательскую деятельность (кроме реализации имущества), данные по итоговой строке "поступило средств" должны совпадать с кредитовым оборотом по счету 86 отчетного и предыдущего периодов.
В разделе "Использовано средств" показаны направления использования полученных некоммерческой организацией поступлений.
По строке "Расходы на целевые мероприятия" указываются суммы расходов, произведенных некоммерческой организацией в связи с ее уставной деятельностью. Для расшифровки общей суммы по этой строке в форме N 6 предусмотрены строки:
социальная и благотворительная помощь;
проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.;
По строке "Социальная и благотворительная помощь" показывают суммы, фактически потраченные на оказание социальной и благотворительной помощи гражданам и/или юридическим лицам.
По строке "Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п." обычно отражаются расходы на изготовление и рассылку приглашений участникам мероприятий; аренду конференц-зала; вознаграждение с учетом ЕСН приглашенным лекторам; питание и проживание в гостиничном номере; транспортное обслуживание участников и т.д.
По строке "Иные мероприятия" приводятся расходы на проведение иных целевых мероприятий (например, программы и проекты, преследующие культурные, образовательные, научные и управленческие цели, а также проводимые в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.).
По строке "Расходы на содержание аппарата управления" указывается общая сумма использованных средств на содержание аппарата управления некоммерческой организации, других ее расходов, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач.
По строке "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" отражаются суммы средств целевого финансирования, использованных в связи с приобретением ОС и других МПЗ. Стоимость приобретенных ОС и МПЗ приводится в сумме фактических затрат организации на их покупку.
По строке "Всего использовано средств" отражается итоговая сумма средств целевого финансирования, использованная организацией в отчетном и в предыдущем годах.
Показатель этой строки равен сумме показателей строк "Расходы на целевые мероприятия", "Расходы на содержание аппарата управления", "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества", "Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью", "Прочие".
Если организация не осуществляла предпринимательскую деятельность в отчетном и (или) в предыдущем годах, показатель строки "Всего использовано средств" должен совпадать с дебетовыми оборотами по счету 86 за отчетный и прошлый годы.
Использование целевых поступлений не по назначению
В соответствии со ст. 251 НК РФ в случае использования средств целевого финансирования не по назначению некоммерческая организация должна уплатить в бюджет налог на прибыль. В письме Минфина России от 15.03.05 г. N 03-03-01-04/4/22 рассмотрен пример нецелевого использования средств, полученных на ведение уставной деятельности. Так, указано, что уставной деятельностью фонда является аккумулирование финансовых средств и имущества, а также финансирование расходов по строительству поликлиники. Фонду поступают пожертвования в виде товарно-материальных ценностей, которые невозможно использовать в строительстве. В этом случае фонд вынужден по договору мены передавать их сторонним организациям в обмен на строительные материалы. Согласно разъяснениям в данном случае ТМЦ, полученные в виде пожертвований для строительства поликлиники, использованы не по целевому назначению. Эти ценности отпущены сторонним организациям в обмен на строительные материалы, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ признается реализацией товаров. Следовательно, стоимость указанных ТМЦ, полученных безвозмездно и отпущенных сторонним организациям в обмен на строительные материалы, должна учитываться в составе внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
Пример использования средств не по целевому назначению приведен также в письме Минфина России от 10.10.05 г. N 03-03-04/4/59. Рассмотрена ситуация, при которой некоммерческая организация использовала средства целевого финансирования в качестве вложений в уставный фонд коммерческой организации. Подчеркнуто, что, поскольку некоммерческая организация не может использовать имущественное право в виде доли в уставном капитале на содержание и ведение уставной деятельности, такое пожертвование не относится к целевым поступлениям и подлежит обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Таким образом, любое использование целевых средств не по целевому назначению следует рассматривать как нецелевое использование указанных средств с обязательным включением их в состав внереализационных расходов и уплатой налога на прибыль в размере 24%.
Доходы, не связанные с коммерческой деятельностью и целевым
финансированием
1. Начисление процентов по остаткам на расчетном счете
В соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ проценты, полученные по договору банковского счета, в целях налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам.
2. Депозиты и операции с ценными бумагами
Следует отметить, что позиция официальных органов по этому вопросу непоследовательна. В письме Минфина России от 3.11.04 г. N 03-03-01-04/4-17 разъясняется, что членские взносы, поступившие от членов некоммерческого партнерства, могут быть направлены на приобретение ценных бумаг. Разрешено не учитывать используемые таким образом целевые поступления при определении налоговой базы по налогу на прибыль, во-первых, если в уставе партнерства предусмотрена возможность ведения коммерческой деятельности, включая приобретение ценных бумаг, и, во-вторых, если такая коммерческая деятельность служит достижению целей, ради которых она создавалась.
В то же время в письме УФНС по г. Москве от 2.07.03 г. N 26-12/35565 отражено противоположное мнение. Указано, что направление некоммерческой организацией части целевых поступлений на приобретение ценных бумаг рассматривается как нецелевое использование целевых средств и, следовательно, у этой организации возникает объект обложения налогом на прибыль.
Позднее подобная позиция была отражена в письме Минфина России от 11.11.05 г. N 03-03-04/4/85, где говорится, что размещение некоммерческими организациями членских и вступительных взносов и других целевых поступлений на депозитных счетах в учреждениях банков не является их использованием на содержание и ведение уставной деятельности и рассматривается как использование целевых поступлений не по целевому назначению. В связи с этим сумма целевых поступлений, размещенная на депозитном счете в учреждении банка, учитывается при определении налоговой базы в том отчетном налоговом периоде, в котором произведено размещение средств. В основе разъяснений лежит вывод о том, что в случае, если поступившие целевые средства размещены в ценных бумагах или депозитах, то взносы участников уже распределены по направлениям расходования, которыми могут быть расходы на заработную плату, командировки и деловые поездки, аренду помещений, приобретение основных средств, на проведение собраний, семинаров, конференций, а также канцелярские расходы, т.е. на ведение уставной деятельности. Отсюда следует, что временно свободные денежные средства (полученные как целевые поступления) не могут накапливаться, так как сметой предусмотрено их расходование. Таким образом, некоммерческая организация вправе приобретать ценные бумаги только на доходы от предпринимательской деятельности, и объектом размещения на депозитах или покупка ценных бумаг могут быть только доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что любая организация имеет право на приобретение и реализацию ценных бумаг, а также размещение временно свободных средств на депозитных счетах в банках, при этом средства целевого финансирования более эффективно используются и приносят дополнительный доход, который в свою очередь направляется на реализацию целевых программ, а не на нецелевые нужды. По окончании депозита средства целевого финансирования возвращаются на расчетный счет и могут быть использованы далее в благотворительных и иных целях. При этом некоммерческая организация не преследует цель извлечения прибыли из указанных средств.
3. Учет курсовых разниц и операций с иностранной валютой
Для целей налогообложения некоммерческая организация, осуществляющая покупку или продажу валютных средств, признает в соответствии со ст. 250 и 265 НК РФ в качестве доходов (расходов) разницу между фактическим курсом покупки (продажи) иностранной валюты и установленным курсом Банка России. Также в качестве внереализационного расхода признается комиссионное вознаграждение, уплачиваемое организацией-покупателем (продавцом) уполномоченному банку.
Для некоммерческих организаций не установлен отдельный порядок учета операций по покупке или продаже валюты. Более того, законодательством по бухгалтерскому учету не определен единый порядок отражения на счетах подобных операций. По мнению автора, это можно делать в следующем порядке:
Д-т 57, К-т 51 - перечислены рублевые средства на покупку валюты;
Д-т 52, К-т 57 - зачислены суммы приобретенной валюты;
Д-т 91 (57), К-т 57 (91) - отражена курсовая разница между курсом покупки валюты и курсом Банка России на эту дату;
Д-т 91, К-т 57 - удержана комиссия банка;
Д-т 57, К-т 52 - перечислены валютные средства для продажи валюты;
Д-т 51, К-т 91 - зачислены на расчетный счет средства от продажи валюты;
Д-т 91, К-т 57 - списан валютный эквивалент, зарезервированный для продажи;
Д-т 91 (57), К-т 57 (91) - выявлена курсовая разница между курсом продажи валюты и курсом Банка России на эту дату;
Д-т 91, К-т 57 - удержана комиссия банка за продажу.
Еще одним источником дохода/расхода некоммерческой организации является курсовая разница с переоценки валютных активов. В соответствии с ПБУ 6/2006 переоценке подлежит стоимость активов и обязательств (денежных знаков кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложений во внеоборотные активы (ОС, нематериальные активы, др.), МПЗ, а также других активов и обязательств организации), выраженная в иностранной валюте. Таким образом, все активы, выраженные в иностранной валюте, подлежат переоценке, курсовая разница включается в состав внереализационных доходов или расходов и, как следствие, в облагаемую базу по налогу на прибыль.
М. Киселев,
к.э.н.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 5, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.