г. Самара |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А72-9632/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Марчик Н.Ю., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Номатекс" - Чайка М.И., доверенность от 01.06.2010 года,
от Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Шишеня Е.Г., доверенность от 27.12.2012 N 01-16/01/36757,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2012 года
по делу N А72-9632/2012 (судья Ипполитова И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Номатекс" (ОГРН 1027300784048, ИНН 7310006830), р.п. Новая Майна, Мелекесский район, Ульяновская область
к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск
о признании недействительными приказа от 29.08.2012 N 2705 и уведомления от 29.08.2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Номатекс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании приказа от 29.08.2012 N 2705 и уведомления от 29.08.2012 года Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недействительными.
Решением суда 1 инстанции от 10 декабря 2012 года заявление Общества удовлетворено, оспариваемые приказ и уведомление Фонда признаны недействительными.
Суд 1 инстанции обязал Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Номатекс".
Кроме того, с Фонда в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, при этом ссылаясь на то, что приказом от 29.08.2012 N 2705 и уведомлением от 29.08.2012 года для ООО "Номатекс" правильно и правомерно установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40%.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, приказом Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.08.2012 N 2705 ООО "Номатекс" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2013 года в размере 40 процентов, о чем предприятие извещено уведомлением от 29.08.2012 года (л.д. 24, 26 т. 1).
Согласно приложению 1 к указанному приказу расчет надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлен по формуле Р(%)=(0,20/0,08 + 4,66/3,05 + 183,20/93,97)/3 - 1) х100 (л.д. 25 т. 1).
Согласно уведомлению с учетом заявленного вида деятельности предприятию определен 15 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховой тариф предприятию установлен в размере 1,70 % % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору
С учетом 40-процентной надбавки страховой тариф с января 2013 г. составил 2,38 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (л.д.26 т.1).
Удовлетворяя заявление Общества и признавая оспариваемые приказ и уведомление Фонда недействительными, суд 1 инстанции указал на то, что согласно приложению 1 к указанному приказу расчет надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлен по формуле Р(%)=(0,20/0,08 + 4,66/3,05 + 183,20/93,97)/3 - 1) х100. В соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 05.02.2002 N 11, размер надбавки (Р) по каждому страхователю, осуществляется по следующей формуле: Р = ((aстр / aвэд + bстр / bвэд + cстр / cвэд) / 3 - 1) x 100%.
Учитывая расположение знака "%" непосредственно рядом с числом 100 в методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 05.02.2002 N 11, а также получение разных результатов при умножении на "100" и "100%" данная формула имела неясность в ее применении. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Кроме того, суд указал на то, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действовали до 13.06.2012 года и утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.05.2012 N 524. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 были утверждены новые Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", действующие с 14.06.2012 года. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н была утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340), начало действия документа - 18.09.2012 года. В соответствии с данной методикой, размер надбавки (Р) рассчитывается с учетом сведений о количестве проведенных обязательных предварительных и периодических осмотрах по состоянию на 1 января текущего года. В данном случае Фонд при установлении надбавки руководствовался новыми правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но с применением "старой" методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то есть с нарушением п. 5 Правил N 524.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции являются ошибочными.
Исходя из содержания заявления Общества и обжалуемого решения суда 1 инстанции, суть спора сводится к тому, следует ли при исчислении размера надбавки по формуле, содержащейся в п. 7 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производить умножение полученных показателей на 100, как это считает Фонд, или на 100%, как полагает заявитель.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 г. N 11 была утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 7 Методики Фонд рассчитывает размер надбавки (Р) по каждому страхователю, показатели которого соответствуют условиям установления надбавки, предусмотренным пунктом 4 Методики, по следующей формуле:
Р = (астр / авэд + bстр / bвэд + сстр / свэд) / 3 - 1) x 100%.
По мнению заявителя, последним арифметическим действием в данной формуле является умножение полученного показателя на 100%, а не умножение на 100, как это сделано Фондом.
Поэтому согласно расчету заявителя (учетом числовых значений, отраженных в Приказе N 2705 от 29.08.2012 г. - л.д. 24) размер надбавки (Р) составляет 0,98 (менее 40% применительно к п. 8 Методики), а, соответственно, страховой тариф - 1,717 (л.д.59).
Тогда как в соответствии с расчетом Фонда: Р = (0,20 / 0,08 + 4,66 / 3,05 + 183,20 / 93,97) / 3 - 1) x 100 = 99%, т.е. размер надбавки составляет 99% (более 40% применительно к п. 8 Методики).
В связи с этим суд 1 инстанции указал на то, что с учетом расположения знака "%" непосредственно рядом с числом 100, а также получения разных результатов при умножении на "100" и "100%" данная формула имеет неясность в ее применении.
Однако судом 1 инстанции не учтено следующее.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплено право страховщика устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.
На основании пункта 3 статьи 22 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 были утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Пункт 2 Правил определяет, что скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2002 N 3284, была утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Пунктом 2 Методики определено, что скидки и надбавки к страховым тарифам устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий календарный год в размере не более 40 процентов страхового тарифа исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год.
Согласно пункту 14 Методики установление скидок и надбавок оформляется приказами региональных отделений Фонда, при этом региональные отделения в течение 10 дней со дня принятия решения об установлении надбавки направляют страхователю уведомление о размере страховых взносов, в котором указывается, что размер страховых взносов изменяется с месяца, следующего за месяцем установления надбавки.
Принимая оспариваемые предприятием приказ и уведомление, Фонд руководствовался требованиями названных нормативных актов, приказ и уведомление приняты своевременно и оформлены надлежаще.
Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации определяет основные начала законодательства о налогах и сборах.
Приказ N 2705 от 29.08.2012 года является индивидуальным правовым актом, устанавливающим в отношении предприятия надбавку к страховому тарифу, и не является нормативным правовым актом, следовательно, не относится к категории актов законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.06.2010 г. N 1975/10.
Таким образом, вывод суда 1 инстанции о том, что приказ N 45 издан в нарушение положений п. 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, основан на неправильном применении норм права.
Судом 1 инстанции не учтено, что ошибочность расчета Общества состоит в том, что его результатом выводится числовое значение измерения Р (0,98), а не его процентное выражение (99%, т.е. 0,99 x 100% = 0,99 x 100).
Расчет Фонда соответствует общеизвестным установленным правилам элементарной математики и никаких неясностей и противоречий не содержит.
В связи с этим приказом Фонда N 2705 от 29.08.2012 года Обществу правильно установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40%, так как согласно указанному Порядку максимальный размер надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Аналогичные выводы содержатся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.07.2012 г. N ВАС-8582/12, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.04.2011 по делу N А 55-16179/2010.
Ссылка суда 1 инстанции на то обстоятельство, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 были утверждены новые "Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", что при вынесении решения об установлении Обществу надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по состоянию на 2013 год ГУ-УРО ФСС РФ руководствовалось новыми Правилами N 524, но с применением "старой" методики N 11 об установлении скидок и надбавок к страховому тарифу, в связи с чем нарушен пункт 5 Правил N 524, а именно: при исчислении надбавки не учтены сведения о медосмотрах.
Во-первых, Общество в заявлении и дополнении к нему указывало лишь на неясность формулы расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование, приведенной в Методике, утвержденной в соответствии с пунктом 3 Правил от 06.09.2001 N 652 постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2002 N 3284, (л.д. 3-5, 53 т.1).
Во-вторых, согласно пункту 3 Правил N 524 от 30.05.2012 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил N 524 решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, размер надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Согласно пункту 5 Правил N 524 скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
При этом в силу указанного пункта Правил N 524 сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утвержденной Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Вместе с тем судом 1 инстанции не было учтено то обстоятельство, что хотя Правила об установлении скидок и надбавок N 524 действуют с 14.06.2012 года, Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденная приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39 н (зарегистрирована в Минюсте РФ 31.08.2012 N 25340) действует с 18.09.2012 года (л.д. 61 т.1).
При этом прежняя Методика о порядке расчета скидок и надбавок N 11 действовала по 17.09.2012 год включительно.
Таким образом, на дату издания оспариваемого приказа Отделения Фонда социального страхования от 29.08.2012 N 2705 действовала Методика N 11, а Методика N 39н по состоянию на 01.09.2012 год не могла применяться применительно к положениям, предусмотренным пунктами 9 и 10 Правил N 524.
Кроме того, из содержания п. 6 Методики N 39 н следует, что предусмотренная в нем формула расчета надбавки Р (%) = ((астр / авэд + bстр / bвэд + сстр / свэд) / 3 - 1)Ч(1-q1)Ч(1-q2)Ч100- (см. л.д. 61 т. 1) по содержанию и набору арифметических действий аналогична формуле расчета, предусмотренной п. 7 Методики N 11, (с добавлением показателей по аттестации рабочих мест и прохождения медицинских осмотров) и при окончательном подсчете результата (значения Р) также предусматривает умножение на 100 в целях перевода числового результата, полученного в скобках, в его процентное выражение.
Поэтому по состоянию на 01.09.2012 года Отделение Фонда при издании оспариваемого приказа правомерно руководствовалось действовавшей на тот период Методикой N 11 от 05.02.2002 года и учитывало три основных показателя, которые определены в пункте 3 Правил N 524 установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и которые предоставлялись Обществом по утвержденной форме отчетности - форма 4-ФСС РФ.
С учетом изложенного у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Номатекс".
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Номатекс" отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2012 года по делу N А72-9632/2012 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Номатекс" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9632/2012
Истец: ООО "Номатекс"
Ответчик: ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации